Художник Юрий Бычков

Художник Юрий Бычков

Художник-маринист Юрий Евгеньевич Бычков родился 15 июня 1947 г. в городе Кексгольме. С 1992 г. посвятил себя только творческой работе. Участник восемнадцати выставок, в том числе – двенадцати персональных. Четыре раза персональные выставки проводились в Малом зале Союза художников: «300 лет Российскому флоту» (1996 г.), «Корабли мира» (2007 г.), «Пираты под парусом» (2014 г.) и «Боевая слава парусов России» (2017 г.). Выставлялся также в Нефтекамской художественной галерее, в Никольском храме села Николо-Березовка Краснокамского района Башкирии, в Русском драматическом театре Уфы, в Президент-Отеле (дважды). Принял участие в выставке «Пленительная тайна воды» (2017 г.) в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова, посвященной 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского.

Девять живописных и три акварельные работы художника принадлежат БГХМ им. М.В. Нестерова.

Посмотреть работы художника

– Юрий, скажите, пожалуйста, пару слов о городе, в котором вы родились.

– Город Кексгольм географически был расположен в Карело-Финской ССР, сейчас уже не существующей. Сегодня он называется Приозерском и относится к Ленинградской области. Все течет, все изменяется…

– Рисовали всегда?

– Сколько себя помню, с самого детства. Мой путь художника не был связан с какими-то взрывными эмоциями. Шел им, постепенно и мягко эволюционировал в различных техниках, но все-таки одну ошибку совершил. Мне надо было закончить институт соответствующего профиля. В художественной школе учился и ту бросил. Зато сын получил художественное образование.

– В какой художественной школе вы учились?

– В Черниковке, на улице Ульяновых. Мне тогда было 15 лет.

– Удивительно встретить в абсолютно сухопутной Уфе художника-мариниста. Всё-таки ваш путь художника весьма необычен. Вы так не считаете?

«Петровская Нева», Юрий Бычков, 1995, холст, масло

«Петровская Нева», Юрий Бычков, 1995, холст, масло

– Знаете, Айвазовского как-то спросили, почему окна в его мастерской выходят в противоположную от моря сторону. Казалось бы, в великолепной Феодосии он мог себе позволить их «с видом на море». Иван Константинович ответил примерно следующее: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта…». Впечатления, когда-то полученные, в голове оставляют след.

– Расскажите о своих встречах с морем, которые оставили настолько сильные впечатления, что заполнили ими сотни ваших полотен.

– Отец мой был военным, офицером. В свое время из Сатки, что в Челябинской области, мы поехали с родителями на Дальний Восток, потом плыли до Магадана через Охотское море. Мне тогда было 10 лет. Поселок Берелёх, куда направили служить отца, располагался в 650 километрах от Магадана. Через 5 лет семье предложили на выбор Уфу, Калининград и Благовещенск. Папа решил посоветоваться со мной, и я выбрал Уфу.

Так что ещё в детстве имел счастье купаться в Охотском и Японском морях, побывал на Азовском, Балтийском, Черном. Неравнодушен к воде, эта стихия меня завораживает. Воду художнику надо чувствовать, чтобы уметь передать на полотне.

«300 лет Российскому флоту», Юрий Бычков, 1998, холст, масло

«300 лет Российскому флоту», Юрий Бычков, 1998, холст, масло

– Вы её изначально чувствовали? Она всегда вызывала сильные эмоции?

– Конечно. Вода будит в моей душе фантазии. Ты должен так передать на холсте море, чтобы сам от него пришел в восторг, чтобы тебе захотелось с головой нырнуть в эту воду. Знаете, вот есть авангардисты-маринисты. Скажу откровенно, они не вызывают у меня особых чувств, и, думаю, я – не исключение. Кроме Айвазовского никто не писал море так нежно и достоверно, хотя находились те, кто ругали его за избыток идеализации. В определенной степени могу назвать его своим учителем.

Ещё на Колыме у меня были небольшие альбомы Айвазовского, не самого лучшего качества, конечно (смеется). Со временем съездил в Ленинград, чтобы посмотреть на подлинники его картин. Это что-то невероятное!

К тому же важно помнить, что вода – это зеркало. Она отражает все. И любая волна – это тоже обязательно зеркало, и тоже отражает. Поэтому меня удивляют некоторые современные авторы, у которых море на полотне отдельно, а корабль – отдельно, связи никакой. Я всегда обращаю на это внимание, можете убедиться.

– Как рождаются ваши работы? Все эти корабли реально существовали?

– Обязательно. Меня вдохновляет история, а эта дама как раз не терпит фантазий. Сначала появляется образ корабля. Я добиваюсь того, чтобы он выглядел на картине достоверно вплоть до самых мельчайших деталей. Фантазию уже потом включаю, представляя море, по которому он ходил.

Не забывайте, что типов кораблей было тысячи, и я могу говорить о них часами. Клиппер «Катти Сарк», «короткая рубашка», он до сих пор находится в музее под открытым небом в Гринвиче. Корабль берегут как нашу «Аврору», тщательно реставрируют. Был ещё отличный клиппер «Фермопилы». Эти два корабля всегда соревновались между собой за голубую ленту Атлантики. Любимый «Ингерманланд» Петра – парусный линейный корабль. На нем были 64 пушки установлены.

Я давно начал изучать историю, в том числе военную, собрал огромную по нашим меркам собственную библиотеку. Меня интересовало все, в том числе современная история военно-морского флота. Ну и паруса, конечно. Это же романтика! Мне не приходилось встречать человека, который бы не любил паруса. Фильм «Алые паруса», Вертинская и Лановой… Созданные ими кинообразы с ума сводили моих ровесников, да и сейчас не оставляют зрителей равнодушными.

– Вы – художник-самородок. Кто-то, помимо Айвазовского, оказал влияние на ваше становление в качестве художника?

– Полученное мной образование не имеет прямого отношения к живописи. Я окончил Уфимский индустриальный техникум, потом Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта. Но на мое творчество большое влияние оказала Адия Хабибулловна Ситдикова в процессе нашего с ней общения. Мы дружили семьями. Она была уникальной! Тоже самородок, кстати. Стала народным художником Башкирской АССР (Республики Башкортостан), лауреатом Государственной премии имени Салавата Юлаева. Она входит в число лучших художников Башкортостана, таких как Борис Фёдорович Домашников, Александр Данилович Бурзянцев, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин, Александр Эрастович Тюлькин, Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов.

«Пиратская жизнь», Юрий Бычков, 2013, холст, масло, 115х190

«Пиратская жизнь», Юрий Бычков, 2013, холст, масло, 115х190

– Масло, акварель. Это все сложные техники. Неужели по книгам учились?

– Вы даже представить не можете, сколько я прочитал! Ещё на Колыме подписался на «Школу изобразительных искусств», всю ее проштудировал от «А» до «Я». Все доступные мне книги по живописи были изучены и апробированы. Надо ещё сказать, что в Отделе технической эстетики завода «Гидравлика», где я проработал 14 лет художником-конструктором, также был получен бесценный опыт. Знания по черчению и художественному дизайну у меня уже к тому времени были. Я прошел самостоятельно такую школу живописи, какую не каждый художник получит в институте. Участвовал в выставке «Дизайн и архитектура в реконструкции» (Уфа, 1987 г.), в оформлении уфимских площадей к праздникам, в том числе в подготовке новогодних ледяных городков, фойе Госцирка к Новому году.

– Может быть, ваши родители рисовали?

– Боюсь вас разочаровать. Папа не рисовал. Его единственный рисунок – корова с крыльями. Он думал, что это птица! Но мне так она понравилась, что я стал ее перерисовывать, пытаясь папе подражать. Мама работала бухгалтером, была прекрасной домохозяйкой, но – никакой живописи.

– Ваша жена Венера много лет работала художником-оформителем?

– Венера окончила художественную школу, педучилище, а после истфака БГУ проработала восемь лет научным сотрудником Музея этнографии. Она – моя движущая сила, помогает мне во всем. Мы с ней познакомились на заводе «Гидравлика», где она была не только художником-оформителем, но и заместителем начальника «Комсомольского прожектора». В эту общественную работу втянула и меня. Так я стал заводским художником-карикатуристом. И хотя работал я тогда на предприятии техником военного представительства Министерства обороны, меня всегда притягивала творческая атмосфера. Закономерно, что спустя пять с половиной лет перешел в отдел технической эстетики. Получил четыре авторских свидетельства об изобретениях и был награжден бронзовой медалью Всесоюзной выставки ВДНХ СССР.

Спорт после живописи всегда был вторым моим любимым занятием. Это и спортивная гимнастика, где я – кандидат в мастера спорта, и волейбол, и водные лыжи. Принимал участие в соревнованиях по всем этим видам спорта.

«Петровская Балтика», Юрий Бычков, 1996, холст, масло

«Петровская Балтика», Юрий Бычков, 1996, холст, масло

– Ваш сын получил художественное образование и тоже участвует в проекте «Любимые художники Башкирии»?

– Да, он окончил Уфимское училище искусств и худграф БГПУ. Сейчас Евгений работает директором рекламного агентства. Пять его работ вы можете увидеть на сайте проекта в номинации «Актуальное искусство». Ситдикова в свое время высоко оценила его потенциал как художника. Я разделяю это мнение.

Художественное образование сына делает его неоценимым консультантом для меня. Я с ним советуюсь при написании картин. Евгений, как и жена, принимает самое деятельное участие в подготовке моих выставок. Я творчески подхожу к оформлению «Книги отзывов», собственноручно изготавливаю пригласительные билеты. Друзья часто оставляют их «на память». На открытии, бывает, организуем викторины с призами – моими работами.

Основная тематика моих выставок – история морского флота России. За экскурсии, которые в их рамках провожу, меня наградили грамотой Союза художников Республики Башкортостан за пропаганду изобразительного искусства. Я благодарен Союзу художников РБ за то, что их Малый зал был четыре раза предоставлен для моих персональных выставок.

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 98-102

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Самородки #ЮрийБычков
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие