Художник Виталий Николаев

Художник Виталий Николаев

«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты найдешь, чему учиться.»

Леонардо да Винчи

Виталий Квинтильянович Николаев родился в январе 1954 года в деревне Кош-Елга Бижбулякского района БАССР. Специальное образование: ХГФ БГПИ (1980 год). В 1980–1988 годах жил и работал в Тольятти, с 1988 года живет и работает в Уфе. Художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников РФ с 1995 года Заслуженный художник РБ (2014 год), обладатель Золотого наградного знака «Духовность, традиции, мастерство» Секретариата Союза художников РФ (2014 год).

Посмотреть работы художника

С 1982 года – участник городских, республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. С 1998 года – участник международных арт-фестивалей.

Работы находятся в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М.В. Нестерова, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII в.» (Москва), Тольяттинском историко-краеведческом музее, Галереях «Мирас», «Сангат» (Уфа) и др.

Панно «Натюрморт», Виталий Николаев, 2015, керамика

Что значит для художника в зрелом возрасте оставаться ребенком? Это значит удивляться необычности мира, еще не познанного, глядеть на него весело и влюбленно, без тягостного груза глобальных и личных проблем. Не каждому дано это вИдение, а лишь тому, у кого развита сердечная память детства. Виталий Николаев как раз из тех художников.

«Коала», Виталий Николаев, 2014, керамика

Панно – прямоугольные или квадратные доски с закругленным верхом – словно взгляд через келейное оконце, или сквозь оклад иконы, или из горнила русской печки. Еще эта форма напоминает лопату или старинный головной убор, а в более широком смысле – купол небесного свода, венчающего весь земной мир. Керамические «пласты», разноцветные эмали расцветают как в детском «секретике», «вживленные» в дерево, в широкие, благородной текстуры, доски с неповторимыми природными узорами спилов. Впрочем, однажды им была создана серия и на обычных стиральных досках, ностальгических атрибутах советского быта. Автор доверяет нам «секретики» детства, используя трудоемкие, загадочные и непредсказуемые техники керамики, эмальерного искусства.

Декоративное блюдо «Знак дождя», Виталий Николаев, 2013, керамика

Панно «Из жизни бегемотов», Виталий Николаев, 2013, керамика

Искусство русской эмали, известное с домонгольских времен, утвердилось как культурное явление, корни которого идут из Византии. На протяжении веков оно непрерывно развивается, обогащаясь новыми техниками и направлениями. Пройдя храмовый, имперский и другие периоды, в том числе советский и постсоветский, оно преподносит новые сюрпризы, от ювелирных и монументально-декоративных произведений до вступления в фазу синтеза изящных искусств, где посредством эмали сочетаются работы станковой живописи, графики и скульптуры. Современные «керамизмы» мыслят пятном и плоскостью, воплощая авангардные идеи (с начала XX века и по сей день). Но и преемственность традиций этого искусства, его изумительные природные пластика и цвет, точки соприкосновения прошлого и настоящего, которые открывает нам Виталий Николаев, были превосходно показаны на выставке в галерее «Мирас», где его творчество последних лет предстало во всей полноте. Это произведения в технике горячей эмали, деревянная резьба, ассамбляж дерева и керамики, вазы и скульптуры.

Башкирский сувенир «Юрта», Виталий Николаев, 2015, подсвечник, керамика

«Весенний пейзаж» мы видим «из оконца» почти на уровне земли, словно глазами ребенка, раздвинувшего голые стебли еще не просохшего от зимы поля. Детскому взору предстало гнездо с кладкой яиц какой-то луговой птицы, а уже за ним, вдали, – веселые ромбики деревенских крыш, а еще выше – кромка голубейшего весеннего неба. Это таинство рождения жизни, с самым простым и вечным ее символом, для художника – уроженца деревни – и есть олицетворение весны. Это настоящие цвета деревенских сезонов, со всеми их нюансами и вкраплениями, цвета болотной и речной зелени, с богатейшими оттенками охры, подаренными глиной, любимым материалом его детства (первые «изделия» – домики, самолетики и грузовички – лепились Виталием в играх на крутом глинистом берегу реки). Тонкая нежность рассветных и сумеречных красок, плавные, словно оплавленные огнем времени, формы и многоплановая композиция на плоскости доски – это живопись. Зимние узоры, с отпечатками птичьих следов, с оттисками холстины, штрихи «клинописи» или узоры растений и окаменелостей – это сродни графике, а объемные композиции, созданные из керамических чешуек и заплат, – скульптура.

Скульптура «Весна 1945 года», Виталий Николаев, 2015, керамика

Животные на его статуэтках не претендуют на определенную породу. «Позолоченный грач» может как две капли воды походить на австралийского зимородка кукубара, «Собака в траве» имеет черты пуделя и афганской борзой, «Птица-секретарь», важно выступающая на проволочных ножках, – это авторское понимание характера птицы, ее души, как и рыбы неизвестной породы (возможно, ископаемой). Носороги, ценные своей грубой шершавой текстурой и совершенством обтекаемо-громоздких форм, сурок с букетиком мать-и-мачехи, ослики, а также нежно любимые коровы – это не изображения художника-анималиста, а персонажи, характеры небольшого рая, или райка, модель которого он создает. Как художника его можно назвать не только певцом полусказочных сельских картин, но и городским пейзажистом, запечатлевшим ритм «деревянного городка», староуфимские холмы и нижегородские крутые горки. Есть в его арсенале и совершенно абстрактные композиции, показывающие разнообразие возможностей «керамизмов» (мозаичное панно-мандала «Времена года», другие работы).

Округлые чешуйчатые жилища древних напоминают чувашские национальные головные уборы, или женские торсы, или «коробочки» растений, а керамическая статуя женщины – большой радушный дом. Сама любовь к фрагментарности, живописным «заплаткам» и лоскутным «полям» – словно выражение взаимосвязи многообразия форм всего живого, без которых нарушится равновесие целого. Как бы ни экспериментировал Виталий Квинтильянович в своем трудном искусстве, которому отдал более сорока лет (ремесло гончара он освоил еще в молодости), во всех его произведениях сильно ощущается «земное притяжение», радость от работы с самым земным и древним из искусств. Эта радость несомненно передается и нам, зрителям.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 222-225

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ВиталийНиколаев #Художники #МастераДПИ #Скульпторы #Скульптура #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие