Художник Ахмат Лутфуллин (1928–2007 гг.)

Художник Ахмат Лутфуллин (1928–2007 гг.)

Если сказать сухо, – Ахмат Фаткуллович Лутфуллин – выдающийся башкирский художник, академик живописи, народный художник СССР. В своих произведениях он всю жизнь изображал родной и любимый им башкирский народ. Лутфуллин мыслил и философствовал о судьбе родного народа языком живописи. Он оставил после себя много картин, десятки портретов и сотни рисунков. Им написаны пронзительно реалистичные, живописные портреты земляков, родных и близких, детей и старух, деятелей литературы и искусства Башкирии. Писал много сюжетов из жизни башкирской деревни.

Посмотреть работы художника

Сначала всё же надо уточнить, что Лутфуллин – ровесник М. Назарова, А. Пантелеева, А. Бурзянцева, чуть моложе А. Кузнецова, Р. Нурмухаметова, Б. Домашникова. Почти все они учились в училище искусств у педагогов П.М. Лебедева, А.Э. Тюлькина, Б.Ф. Лалетина. Многие из них даже после окончания училища еще долгие годы поддерживали контакты со своими учителями. Сохранились удивительно интересные и бесценные для понимания творчества Лутфуллина письма Лалетина, в которых чаще всего речь идет о внутреннем мире и самоощущении художника, о незаметных для простого зрителя пружинах творчества, о художественной форме и стиле в произведениях ученика, о знакомых коллегах-художниках. Фрагменты из письма учителя говорят сами за себя:

«Натура – точка опоры, а не материал для картины. Углубляйтесь, очищайтесь от случайностей. Один совет: чаще ездите в деревню, как Антей, – помните, чтобы прикоснуться к родной земле! Совет: картины и этюды в деревне не пишите. У вас есть свой метод, стиль, почерк, потому делайте альбомные наброски, а потом в тиши мастерской фильтруйте, фильтруйте и ещё раз – фильтруйте!».

«Три женщины», Ахмат Лутфуллин

«Три женщины», Ахмат Лутфуллин, годы жизни 1928-2007. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

А. Лутфуллин всегда любил рисовать с натуры, сохранилось множество его карандашных рисунков, очень «внимательных» к деталям и острых по манере рисования, ему присущей.

В другом письме Лалетин пишет:

«Доминанта – магическая сила, концентрирующая всё импульсивное, сенсорное, чувственное в человеке, осмысленное, им осознанное, дорогое, близкое, помещающее всё это где-то глубоко и тайно в сознании. Сознание пишет доминанту – очаг возбуждения мозга. Без постоянной пищи, доставляемой сознанию, доминанта захиреет, умрет, потухнет очаг, и человек превратится в ничто».

«Моление о дожде», Ахмат Лутфуллин

«Моление о дожде», Ахмат Лутфуллин, годы жизни 1928-2007, холст, масло. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

Далее учитель продолжает:

«Домашников обладает практически неосознанной доминантой. У Назарова – есть доминанта слепого фанатика, пытающегося связать средневековье с космическим мировоззрением сегодняшнего дня. Пантелеев не обладает доминантой, но его ум – быстрый, начитанный – постоянно ищет пути. Он пишет фреску на холсте, я восхищен – он фрескист, первооткрыватель! Его поиски многообещающи. Счастливы художники, которые от рождения обладают господствующей доминантой».

В другом своём письме ученику учитель пишет:

«Апперцепция – выразить в малом великое, в частном всеобщее, способность индивидуализировать, субъективизировать мир фактов и превращать этот мир в мир дум сознания – счастье для людей».

Ахмат Лутфуллин до 1976 года продолжал получать письма от своего учителя. «Борис Фёдорович Лалетин был человеком энциклопедических знаний. Он вдохновлял нас на творческие поиски, очищал их своими беседами об искусстве», – так ответил мне на вопрос о временах их учёбы в училище, о педагогах однокурсник Лутфуллина, Михаил Алексеевич Назаров

«Вы – счастливец. Оглянитесь вокруг: одни хитроумничают, другие модернизируют давно модернизированное, третьи пытаются поразить техникой и т. д. и т. п.», – так писал Лалетин Ахмату Лутфуллину ещё в середине 70-х годов. Слова этого мудреца актуальны и сегодня. «Тяжело видеть уфимских «академистов», «импрессионистов», а также концептуалистов и прочих. Необходима Вам большая аналитическая работа по созданию практической теории письма, и из этой многообразной цепи влияний надо вырвать (именно вырвать!) основное звено и на нем строить индивидуальности башкирской живописи».

«Автопортрет», Ахмат Лутфуллин

«Автопортрет», Ахмат Лутфуллин, 1972, холст, масло, 80х64

Ахмат Лутфуллин был талантливым учеником.

«Свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду», – отвечал он своему учителю. А тот писал ему: «Жаркая любовь и жгучая ненависть – главные силы в творчестве художника. В портрете Вам себя искать не надо. Любовь водит Вашей кистью и создает шедевры. А война? …Приветствую замысел! Это не война, не драка, это глубже, значительнее, но это, как Вы сами понимаете, труднее и ответственнее…».

Здесь, надо полагать, речь шла о цикле картин о войне «Ожидание, 1941», «Прощание», которые, безусловно, являются одними из лучших произведений всей башкирской живописи ХХ века. Работая над монументальными, крупноформатными произведениями в своей мастерской, Ахмат Лутфуллин никогда не порывал с зауральской деревней. «Здесь, в горных селениях, среди нетронутой природы, люди настоящие, не испорченные цивилизацией городов. Земляки художника последовательны в поступках, живут традиционным укладом. Душевно открытые, со своеобразными этическими представлениями», – пишет Э. Попова в своей монографии о творчестве Лутфуллина. Это то, что он ищет, и чего нет в официальном, насквозь идеологизированном, неискреннем соцреализме. Ахмат Лутфуллин нашёл свой художественный стиль и почерк, пройдя путь от увлечений импрессионизмом, «Автопортрет». Холст, масло русской иконой, как К. Петров-Водкин, произведениями мексиканских художников (Ороско, Ривера), итальянскими неореалистами (Р. Гуттузо), отчасти опытом «кубизма». Опираясь на реальную жизнь родного народа, он сумел из этой цепочки мировой культуры «вырвать звено», по словам своего учителя Б.Ф. Лалетина, и, соединив это с башкирской реальностью, создал свою «доминанту» – башкирский неореализм. Удивительное явление на фоне официального социалистического реализма! Пользуясь экспрессивной манерой письма, силуэтами темных и светлых тональных пятен, декоративными качествами цвета, жесткими ритмами рисующих линий, фактурным накладыванием матовой, лишенной всякой лакированности краски, Лутфуллин создал свои произведения в стиле, изобретёном им самим, – башкирского неореализма. Подобно кинорежиссёру Федерико Феллини в кинематографе, работавшему в стиле итальянского неореализма. Возможно, поэтому Ахмат Лутфуллин любил повторять о персонажах своих произведений:

«Мне кажется, каждый из них – мой родственник. И я для них свой, они от меня ничего не скрывают. Для меня они – высшие судьи, мнение их мне так же дорого, как и мнение моих товарищей по искусству».

Лутфуллин создал прекрасные, отражающие время, в котором он жил, произведения, глубокие по содержанию, но суровые по форме. Его картины – это своего рода послания будущим поколениям о единых для всех народов понятиях правды, добра, чести, долга, труда. Его произведения выходят далеко за узконациональные, башкирские рамки, призывают все, живущие на земле, народы к взаимоуважению и гуманности. Он мог бы сказать словами Б.Ф. Лалетина:

«Отцы и дети смотрят в разные стороны. Дети видят восход, а старики закат, это разные плоскости. Третья величина для согласия – мудрость. Мудрость уничтожает разногласие сторон».

«Ожидание», Ахмат Лутфуллин

«Ожидание», Ахмат Лутфуллин, 1970, холст, масло

Мудрые картины Ахмата Лутфуллина заставляют зрителя думать, «проветривают мозги», призывают любить жизнь, какая она есть, и много трудиться, как делал это сам художник.

Текст: Георгий Калитов,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 18-22

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #АхматЛутфуллин
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие