Художник Адия Ситдикова (1913-2000 гг.)

Художник Адия Ситдикова (1913-2000 гг.)

«Её натюрморты – это своеобразные лирические поэмы о вещах, своеобразные новеллы. От них веет чистой добротой и той бесконечной искренностью, которая отличает истинного художника.»

Б.В. Павловский, доктор искусствоведения

Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты Поля Сезанна «выражают всю Вселенную». Об Адие Хабибулловне можно сказать, что её натюрморты «выражают всю Башкирию». Её и называли «башкирским Сезанном». Действительно, в обоих случаях предметная природа вещей выражает сущность мира, окружающего художника, его взгляд на жизнь. Взгляд Адии Ситдиковой светел и праздничен, заботливо внимателен, словно радушная хозяйка приглашает в избу разделить семейную трапезу.

Посмотреть работы художника

Взгляд отражает тот мир, предметы которого едва ли в обычной жизни уже увидят молодые; для средних поколений – это, возможно, воспоминания детства, а старикам радует глаз ушедший мир берестяных туесков и глиняных «корчаг», башкирских домотканых скатертей, самоваров и занавесок. Всем важно знать свое культурное наследие. Нарядные народные предметы интерьера плотнейшим образом скомпанованы в «красном углу» простого деревенского дома, словно говоря: «В тесноте, да не в обиде, гости дорогие!». Торжественность некоторых работ, двухмерных, четко контурированных, порой совершенно головокружительных по композиции, подчеркивается красным (в значении «прекрасным», как в народе повелось). Хотя и белый, и синий, и теплый желтый – любимые цвета художницы – все вместе создают необыкновенный воздушный уют в душе. Элементы орнаментов в настоящее время служат незаменимым пособием для молодых в изучении башкирского традиционного декоративно-прикладного искусства.

«Это не обычные салонные натюрмортики с цветочками, салфеточками и вазочками, а сюжеты осмысленные, продуманные и прочувствованные»

(из статьи проф. Н. Максимова).

«Мёд», Адия Ситдикова, годы жизни 1913-2000, 1985, холст, масло, 99х99. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова 4551

«Мёд», Адия Ситдикова (годы жизни 1913-2000), 1985, холст, масло, 99х99. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

«Кухня», Адия Ситдикова, годы жизни 1913-2000, 1986. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

«Кухня», Адия Ситдикова (годы жизни 1913-2000), 1986, Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

Мало кто знает, что простая девчонка из заброшенной татарской деревни, что родилась еще до революции и прожила огромную, трудную жизнь, вынося все тяготы разных периодов жизни своего народа, впервые взяла в руки кисть уже в зрелом возрасте, после сорока пяти лет! В 1934 году она оказалась в Уфе. В 1937 году вроде бы незначительное событие определило ее дальнейшую судьбу: она устроилась подсобной работницей в Художественный фонд Уфы. Там, между мытьем окон и перестановками чужих холстов, Адия стала брать первые уроки живописи в изостудии под началом народного художника РСФСР Рашита Нурмухаметова. Разглядев талант самородка, он взял ее под свою опеку. В результате деревенская женщина, мать-одиночка без специального художественного образования, нашла свой стиль, выработала свою технику и развила свою тему.

Чувство цветовой гармонии досталось ей поистине от Бога. И уже в 1958 году она участвовала в республиканской выставке вместе с маститыми живописцами, а в 1960-м состоялась ее первая персональная выставка. Зональная выставка в Свердловске, где пять работ Адии Ситдиковой висели рядом с полотнами таких прижизненных легенд живописи, как А.Ф. Лутфуллин и А.В. Пантелеев, Б.Ф. Домашников, придала ей уверенности и вдохновения. В этом же году ее приняли в Союз художников БАССР; ее работы заслужили признание не только дома, но и за рубежом; на протяжении ряда лет они побывали и в странах восточного блока, и в Англии, Японии, Швеции.

Но творческий путь Адии Ситдиковой был отнюдь не лёгким. Ее упрекали в однообразии сюжетов, в отсутствии социальной составляющей. Народный художник Башкирии Ахмат Лутфуллин так парировал эти упреки:

«Натюрморты Адии Хабибулловны написаны в одной гамме, мотивы близки друг другу, поэтому могут показаться однообразными. Ценность творчества – не в разнообразии сюжетов, а в отношении художника к своему делу.»

А главнейших качеств художника – беспредельного трудолюбия и душевной зоркости – ей было не занимать. В своем стиле Ситдикова вроде бы и держалась в условных рамках соцреализма, по крайней мере, не противоречила ему, однако в ее работах сильно ощущался авангард, возможно, народно-наивный; чувствовалась сильная рука и непреклонная воля. Она с упорством совершенствовалась, в 70-е годы освоила пастель. Критика советовала ей «освобождаться от натуралистического налета, чтобы её предметы говорили не только о красоте внешнего мира, а больше раскрывали внутреннюю суть именно со взаимосвязью с жизнью, острой, конфликтной» (Н.Н. Голованов). Конечно, «в моде» тогда был «суровый стиль», а не «безыдейные формалистические поиски» в области «этноживописи». В этой связи стоит вспомнить тезис одного из самых оригинальных мастеров натюрморта, Петрова-Водкина:

«Натюрморт – это одна из острых бесед живописца и натуры». Может быть, тогда ею были созданы «Оружие батыра» и «Память», пронизанные духом отваги и уважения к обычаям предков. Разве это не «остросоциальная» тема – светлая поэзия простой мирной жизни, где корни наши, традиции и культура поданы нам, зрителям, щедро и искренне, а всего лишь «натуралистический налет»?

«Интерьер башкирского дома», Адия Ситдикова (годы жизни 1913–2000), фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова 8461

«Интерьер башкирского дома», Адия Ситдикова (годы жизни 1913–2000), фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

Возьмем для примера ее любимый «медовый» мотив. «Наш мед славится во всем мире, и мне хотелось показать, что это именно башкирский мед, одно из наших сокровищ», – рассказывала художница. Солнечные, теплые слитки, запечатанные в соты, так же как и караваи, расписная утварь и домотканые рушники, шаршау, – дают представление о своеобразии культуры не меньше, чем жанровые картины. Этапной стала картина Адии Хабибулловны «Башкирским хлеборобам» – по содержательности, по высокой живописной и композиционной степени мастерства. В 1993 году художница стала лауреатом премии им. Салавата Юлаева.

«Полевые цветы», Адия Ситдикова, годы жизни 1913-2000, холст, масло. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

«Полевые цветы», Адия Ситдикова (годы жизни 1913-2000), холст, масло. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

«Ее отзывчивое на красоту сердце ничего не забыло, всё сохранило», – вспоминает журналистка А. Валеева, называя Адию Ситдикову «на редкость тонким, обаятельным и дружелюбным человеком». Она неоднократно бывала в мастерской художницы и наблюдала за ее творческим процессом. Многие живописцы не могли не испытать на себе влияния ее искусства, более чутко прислушивались и присматривались к национальной художественной культуре, передавая ее в соответствии со своими чувствами, техниками, стилями.

«Какая странная техника – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься», – так размышлял великий Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства. Адия Ситдикова, словно выполняя высшую миссию своей жизни, оставила потомкам поистине бесценное наследие, изобилующее еще неразгаданными тайнами. Так кому же, как не ей, быть легендой, одним из самых любимых художников Башкирии? Коллеги по цеху запомнили ее как мудрую, крепкую крестьянскую женщину, с хорошим чувством юмора, никогда не пасующую перед трудностями. Что касается последователей именно ее стиля, некоторые авторитетные художники пока не видят молодых продолжателей, способных писать подобные вещи: в плоскостных картинах создавать неповторимую воздушную атмосферу, соблюдать тактичность в сочетании цветов. Со сменой той системы, когда государство давало ежемесячные госзаказы работавшим в едином «комбинате» художникам, относилось к ним более чутко, многое хорошее отодвинулось на задний план, а то и вообще исчезло. Да и художников теперь стало в десятки раз больше. Проект «Любимые художники Башкирии» как раз и есть своевременная акция, индикатор для обнаружения новых талантов. Хочется верить, что они поймут и переймут мудрое наследие Адии Ситдиковой.

Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 23-27

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #АдияСитдикова
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие