Художник Юрий Козлов

Художник Юрий Козлов

«Старайся преуспеть в деле, которое уже знаешь; делая так, ты в счастливый час откроешь для себя скрытые вещи, которые сейчас стремишься познать.»

Рембрандт

«Всякий художник был поначалу любителем.»

Ральф Уолдо Эмерсон

Посмотреть работы художника

Юрий Михайлович Козлов родился в августе 1961 году в Уфе. Окончил среднюю школу № 117 в 1978 году, с 1979 по 1981 год служил в Советской армии, где выполнял художественно-оформительские работы вместе с бывшим преподавателем Государственного педагогического университета города Нежина В.Я. Шевелевым, одновременно обучающим Юрия своему мастерству. В результате Ю.М. Козлов приобрёл серьёзные знания и навыки в рисунке, живописи, композиции. В 1982 году сдал экзамены в художественную школу № 1 в Уфе, но учиться не стал. С 1982 по 1987 год работал на Уфимском приборостроительном заводе художником-оформителем. Затем трудился в коммерции. В 2014 году вернулся к занятию живописью. В 2015 году получил серьезную травму. С позволения врачей вновь стал рисовать и создал ряд картин, которые экспонировались в 2017 году в ТРК «Галерея-Арт».

Когда во время построения воинской части, в которой довелось служить Юрию Козлову, командир спросил, кто умеет рисовать, Юрий сделал шаг вперёд. По правде говоря, он слукавил. Рисовать Юрий тогда почти не умел, но очень хотел.

Любовь к живописи ему привил отец. Вместе они часто ездили в Москву и обошли все музеи. Подолгу стояли возле картин. Юра был заворожён мастерством художников-реалистов. Особый восторг вызывали голландские (фламандские) натюрморты. Работы фламандских мастеров натюрморта отличает, как бы это парадоксально ни звучало, просто нереальная точность передачи натуры, филигранность исполнения деталей, тонкая проработка формы и фактуры. Он мечтал когда-нибудь сделать нечто похожее.

Позже, в гражданской жизни, когда Юрий Козлов всерьёз занялся живописью, он продолжил копировать работы мастеров, и это помогло ему обрести новые навыки, перенять определённые приёмы живописи. Так, его всегда интересовала техника многослойной живописи, когда один слой картины проглядывает сквозь другой, создавая эффект внутреннего сияния, и он освоил её.

«Балет», Юрий Козлов, 2017, холст, масло

«Роза – пион», Юрий Козлов, 2017, холст, масло

В армии Юрию повезло. Там он познакомился с художником Виктором Яковлевичем Шевелевым, некогда преподававшим в пединституте города Нежина. За два года он сделал из Юрия Козлова настоящего художника-оформителя, но желание написать что-нибудь серьёзное, маслом, не покидало. Первой его работой стала копия с репродукции картины Николя Турнье «Юноша с лютней», выполненная маслом на дверце армейской тумбочки.

Демобилизовавшись, Юрий решил пойти учиться в художественную школу. Выполнив вступительные работы, абитуриент пришёл за результатами, и один из педагогов сказал, что в художественной школе ему учиться нечему. Уроки Шевелева не прошли даром. Педагоги художественной школы сочли, что у Юрия уже есть необходимые навыки. Он повернулся и ушёл, и по сей день полагает, что совершил большую ошибку.

Навыки художника-оформителя ему пригодились. После армии несколько лет Юрий трудился на Приборостроительном заводе в бюро эстетики и дизайна художником-исполнителем оформительских работ. В свободное время продолжал писать копии картин.

Жизнь сложилась так, что около 30 лет, до 2014 года, Юрий Козлов практически не занимался живописью, работая в торговле. В 2014 году он написал натюрморт «Персики», а в 2015-м получил серьёзную травму и долго был обездвижен; потом, когда врачи разрешили сидеть, он снова взял в руки кисти: тогда и появился ряд его картин. В 2017 году в ТРК «Галерея-Арт» прошла первая выставка Юрия Козлова. Сейчас он работает в сфере торговли, много рисует и продолжает совершенствоваться в технике многослойной живописи.

«Вино и виноград», Юрий Козлов, 2017, холст, масло

Взявшись за тему балета, Юрий намеренно отказался от эффектных сцен, от пафосных поз, обратившись к закулисному, почти бытовому, сюжету. Две юные танцовщицы приводят в порядок пуанты, одна девушка поправляет шнуровку у другой («Балет-2»). Но как бы то ни было, балет и за кулисами остаётся балетом: композиция полна грации, выразительной пластики, завораживающего ритма, и легко представляется полёт невесомых дев в свете рампы, как реют на сцене воздушные юбки-шопенки, и как взрывается овацией притихший было зал.

Юрий старается работать во всех жанрах: он пишет и портреты, и пейзажи, и жанровые картины, но особенно увлечённо работает над натюрмортами. С тех самых пор, когда они вместе с отцом ходили по музейным залам, он искренне влюблён в голландский натюрморт, в котором пиршество жизни отражено наиболее выпукло, с потрясающей достоверностью. В своих натюрмортах Козлов тоже старается быть достоверным, точным в деталях. Думается, Юрия Козлова можно назвать последовательным реалистом. Он и сам говорит, что ему больше всего нравятся художники XV-XVII веков, следовавшие реалистической традиции. Пытаться точно отразить натуру – не значит раболепствовать перед ней. Видеть и изображать мир таким, каким его видят другие, значит обладать огромным количеством единомышленников.

Об особом отношении Юрия Козлова к голландскому натюрморту можно было бы и не упоминать, достаточно взглянуть на его холст «Вино и виноград», чтобы сомлеть от чувственности фруктовой плоти, от сияния вина, от перезвона бликов, от пластичности складок роскошной драпировки.

«Девочка с корзиной», Юрий Козлов, 2019, холст, масло

«Девочка с корзиной» – один из самых поэтичных образов Юрия Козлова. Героиня, сидящая на стуле, поворачивает голову и бросает на зрителя любопытный взгляд. Работа над этим холстом потребовала решения непростых задач, в том числе анатомической: фигура девочки развёрнута по спирали. Передача этого движения потребовала точного соблюдения пропорций и умения выстроить в пространстве пластику разворота плечевого пояса относительно тазового. Естественное освещение создаёт сложную световоздушную среду. Задний план решён легко, в одну прописку, а откосы окна, напротив, пастозно, широкими мазками. Технично вылеплены и складки оранжевой юбки. Свет, тон, полутон, рефлексы… рождают ощущение весомости ткани. Движения рук ритмичны и пластичны. Девочка словно играет на арфе.

В Голландии говорят: «Бог создал землю, а голландцы – Голландию»… А Юрий Козлов, – добавим мы, – сделал себя сам. Его жизнь подобна многослойной живописи: в ней все события проглядывают одно сквозь другое. От Юрия потребовались мужество, целеустремлённость и изрядная доля везения (ему везло на хороших людей), чтобы найти себя и своего зрителя.

Юрий Козлов не ставит перед собой фундаментальных задач в живописи, он не планирует напутствовать и поучать человечество. Сегодня, он, как и прежде, по крупицам собирает коллекцию приёмов великих живописцев, пакует багаж собственного мастерства и житейского опыта, чтобы двигаться дальше.

Текст: Хадия Канбарова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 276-279

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Самородки #ЮрийКозлов #Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие