Художник Владимир Панченко

Художник Владимир Панченко

«Более всего остального я должен писать родные места.
Живопись – не что иное, как выражение чувств.»

Джон Констебль

Посмотреть работы художника

Владимир Алексеевич Панченко родился в марте 1937 году в деревне Веровка Федоровского района. Окончил живописно-педагогическое отделение Московского художественного училища «Памяти 1905 года». Живописец, член Союза художников СССР (РФ) с 1989 года. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. С 1969 года – участник республиканских, зональных, всероссийских и международных выставок. Живет и работает в Уфе.

«Тяжелые, грузные, массивные, эти небеса напоминают о сказочных эпохах, о сгустившихся призраках первозданных скал, о легендарных вулканах – родовых схватках планеты. Здесь надежно одно – почва под ногами». Так сказал поэт Робер Деснос о небесах Констебля.

Взглянем на небеса Владимира Алексеевича Панченко. В них тоже никогда не найдешь спокойствия. Это драматический театр с постоянной сменой декораций. Словно бурные волны морской стихии, они взрываются, спорят, волнуются. Даже в самых мирных состояниях природы они словно замирают, готовые обрушиться на нас – радугой? солнечной улыбкой? стеной ливня? Линии гор вдали похожи на караваны далеких кораблей. Или это смутные очертания родных берегов? Может быть, тяга к огромным пространствам и мятежным небесам – это отзвуки его далекой морской молодости? Ведь юношей он служил на Тихоокеанском флоте, на знаменитом крейсере «Адмирал Лазарев». Там он рисовал быт моряков, их портреты, корабли и гавани. А может, отправной точкой была встреча с посетившим крейсер известным художником-баталистом П.А. Кривоноговым, когда тот, увидев рисунки Владимира, посоветовал начинающему художнику пойти учиться в Московское училище «Памяти 1905 года». Потом они дружили много лет.

Но, конечно, все началось с детства. С довоенного детства в селе Антоновка Мелеузовского района, с его бескрайними и почти безлесными долинами. К изображению своей малой родины художник пришел уже в зрелом возрасте, во всеоружии творческого опыта. Сколько эпох и стилей, сколько социальных катаклизмов прошло сквозь него! Куда только не кидала его жизнь, многому научила, и более всего Владимир Алексеевич известен как замечательный пейзажист. Свой стиль этот мягкий, предельно деликатный, задушевный человек, полный, однако, недюжинной внутренней силы, определяет как лирико-эпический реализм. Он видит этот мир масштабно-эпичным и заключающим в себе гамму самых разнообразных чувств. Непрерывное наблюдение за ним приводит к созданию величественных картин – на простых, с детства знакомых мотивах.

«На древней земле», Владимир Панченко, 2018, холст, масло

«На древней земле», Владимир Панченко, 2018, холст, масло

Единство зрителя и картины – в точке зрения, оно почти физическое. Небо главенствует – благодаря средней или низкой точке зрения, с высоты человеческого роста. Зритель словно стоит посреди дороги или идет по ней. Дорога – тропинка, русло реки или ручей, как аналоги дороги, почти всегда выходит прямо от зрителя, то бишь из дома. Или наоборот, как возвращение домой («Первый снег», «Дорога к дому», «Улочка в Иглино», «Скала и речка», «Новый дом» и другие работы).

Еще одна из его любимых композиций – линейная, дорога идет параллельно горизонту, по ходу движения зрителя, едущего в вагоне, в машине, это взгляд пешехода, меряющего шагами неизведанные маршруты. Движение вдоль и вперед, как бесконечное путешествие. Судьба привела его к работе «передвижником»: занимался передвижными выставками от художественного музея им. М.В. Нестерова. В течение двадцати лет он колесил по республике, по городам и самым отдаленным и диким районам с арсеналом картин и музейных экспонатов. Работа ответственная и громоздкая, часто неблагодарная и даже опасная, но, как пишет художник в автобиографии: «таким образом я осваивал просторы башкирского края. Тема Родины стала для меня главной темой». Там он открыл для себя аксаковские места и описал их в пейзажах («Шиханы в Надеждино» и другие работы).

«Земля отцов», Владимир Панченко, 2016, холст, масло

Постоянно работая на пленэре, Панченко пришел к импрессионистическому подходу «пейзажа мгновенья» – пастозная размашистая манера, резкие мазки, яркие цвета, многослойная живопись. Для контраста возьмем его работы на производственную тему, в духе промышленного соцреализма. (Жанр почти вымерший, уникальное художественное явление, требующее внимательного изучения). Сколько бы ни говорили о фальши идеологизированного искусства, но, если произведения талантливы, прочувствованы художником, то идеология отступит на дальний план. На этих картинах – темные, сгущенные тона, тесная композиция.

Время суток – вечер, ночь, в ночи крупные фигуры с резкими, суровыми чертами, всё говорит о тяжелом труде рабочих, о мрачном, непростом времени. В картине «Утро в нефтяном крае» (2003 г.) краски более оптимистичны, морозно-радостны, это уже не суровый стиль, здесь царят зимние небеса.

В пейзажах, полных воздуха и света, масштаб диктует не человек – природные демиурги («Радуга над хлебным полем», 2003 г., «Солнечная долина в Мурадымово», 2008 г.). Работа «Озимые»(2016 г.) – словно на одном дыхании написанное произведение, с его «внезапностью», неотшлифованностью этюда. Свежий ветер небес, напоминающих катящиеся морские валы, сиреневая кромка далекого леса, сложная зелень поля, словно первозданная, еще не потревоженная человеком…

«Радуга над хлебным полем», Владимир Панченко, 2003, холст, масло

В его пейзажах социально-бытовые детали – дома, люди, телега вдалеке – важны лишь как знаки единства человека и природы (как и у Констебля); особенно задушевны черты его малой родины. К ней художник обратился с особым чувством в конце девяностых. Своей родной деревне он подарил много картин. «Рисуя мотив, я ищу в нем сходство с местами моего детства и, если нахожу, я точно знаю, что делать». На многих картинах – старая ветла. Огромное могучее дерево посреди поля, под которым, по легенде, от дождя или зноя могли укрываться два табуна – живой эпический символ, Ноев ковчег посреди бескрайнего океана степи.

В.А. Панченко – реалист, один из представителей уфимской школы пейзажной живописи, школы А.Э. Тюлькина. «Александр Эрастович, педагог-легенда, повлиявший на формирование, развитие корневой системы и кроны башкирской живописи… Среди его учеников-шестидесятников – В. Домашников, А. Пантелеев, А. Лутфуллин, Н. Пахомов, А. Бурзянцев, В. Позднов и другие разноплановые художники. Эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего поколения, 70-х–80-х, среди которых – М. Спиридонов, Е. Винокуров, М. Кузнецов, В. Панченко и многие другие» (А.Г. Янбухтина).

Гюстав Курбе, скандально прославившийся своим «натурализмом», неоднократно отзывался о себе как о реалисте: «Я твердо придерживаюсь взглядов, что живопись – предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык». В последние годы жизни Курбе писал прекрасные морские пейзажи. Художник называл их «пейзажи моря», марины, делая акцент на море. Хотя особенностью его морских картин является именно господство неба над водой. Небеса там занимают большую часть холста.

«В родном краю», Владимир Панченко, 2008, холст, масло

Панченко разворачивает небеса над землей, как шкипер свои карты морей. В них нет, возможно, грозного великолепия марин, но есть впечатление свободного движения, широкая панорамность и нюансы настроений, к которым приковано пристальное внимание автора: весенний свежий трепет, осенняя холодная роскошь, ласковое дуновение лета. Вид сверху, когда небес мало, выглядит так же эпично. Например, в прекрасном пейзаже «Солнечная долина в Мурадымово» (2008 г.), когда зритель, словно с вершины горы, глядит вниз, на золотую чашу долины в оправе гор, как на сказочную страну счастья.

Замечателен «болдинский» период творчества художника 2008–2010 гг. Обаяние этой усадьбы, где Пушкин создал более 50 произведений, не могло не отразиться в серии пейзажей с березовыми аллеями, каскадами прудов и прелестными осенними видами, где бушуют в «багрец и золото одетые леса». Это словно иллюстрации к строкам поэта о здешних лесах: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч…». Пейзаж с ивой дорабатывался на протяжении нескольких лет, достигая той простоты проникновенности, что характерна была для лирики Пушкина.

Весной 2019 года в Аксаковском музее Уфы разместилась выставка работ В.А. Панченко. Работы развешивал сам автор, закрепляя их специальным, подвижным «музейным» узлом, который неведом уже молодежи. В старинных, скрипучих комнатах – залах музея – большим картинам, наверное, было уютно, но тесновато. Небесам нужно как можно больше света и простора. Поэтому самому художнику больше приглянулись просторные, залитые светом залы Юношеской библиотеки, где недавно тоже проходила его выставка. Что ж, небеса на последних полотнах художника (а работает он по-прежнему очень много) полны жизни и молодой свежести, и это – показатель молодости чувств и настроения автора, что очень радует зрителя, неравнодушного к жанру лирического пейзажа.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 191-194

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ВладимирПанченко #Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие