Художник Виктор Домашников
Виктор Борисович Домашников – член Союза художников СССР (России) с 1990 г., член Международной федерации художников ЮНЕСКО с 1996 г. С 1983 г. участвует в республиканских, всесоюзных, зональных и международных выставках. В 2006 г. проходил стажировку в Париже. Произведения В.Б. Домашникова хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, коллекции Союза художников СССР, Амзинском, Тобольском художественных музеях, галерее традиционного и современного искусства фонда «ВОСТОК» (Уфа), банках «УРАЛСИБ», «Башкомснаббанк», частных собраниях Франции, Голландии, Вьетнама, США, ОАЭ, Китая.
– В три года как-то остался один дома, – вспоминает Виктор Борисович. – А у папы тогда не было отдельной мастерской, под неё выделили самую большую комнату в квартире. Увидел на мольберте новую картину. На ней – нежные лилово-розово-голубые берёзы. Решил, что чего-то не хватает, и провёл кисточкой тёмную полосу посередине. Подкорректировал… и, довольный, удалился. Папа меня не стал тогда ругать, просто дописал всё и исправил.
Но путь мой в творчество был извилист. После окончания школы я поступил на географическое отделение Башгосуниверситета, окончил его в 1979 году. И только в 1984 году начал обучение в Уфимском училище искусств на отделении художественного оформления, завершил которое в 1987 году.
– Родители настояли на получении высшего образования, – объясняет Виктор Борисович. – Профессия, мол, нужна. Отец начинал как художник очень сложно, не на что было жить. Снимал с мамой угол в частном доме на Цыганской поляне.
Но я уже в университете серьёзно задумался о живописи. У нас же дома – постоянно художники, разговоры о выставках, творчестве, а это затягивает. Поэтому путь к изобразительному искусству был неизбежен. Ушёл на 161-й завод художником. Там – лозунги, плакаты по технике безопасности, транспаранты. Первую профессиональную работу «Игрушки» написал в тот период. Она участвовала в выставке. А потом её приобрёл музей им. М.В. Нестерова в1982 году за 18 тысяч рублей.
– Вместе с тем, жизнь художника совсем не проста, – продолжает мой собеседник. – Сейчас живу на пенсию. Картины реализовываю, но не так часто, как хотелось бы. Иногда – через художественные салоны, иногда – знакомые приобретут или музей купит. Как можешь, так и вертишься. Многие подрабатывают сторожами или дворниками. Я, например, до выхода на заслуженный отдых убирал территорию училища искусств. Умеешь преподавать – идёшь в художественную школу, в училище, в институт. Не умеешь – иди работать сторожем, охранником. Даже мой отец, признанный сегодня на мировом уровне, очень долго добивался успеха. Все-таки, в нашем регионе прежде всего ценились национальные кадры, поэтому масштабных закупок его работ не было долго. Вот когда уже пошла мировая известность… И до сих пор Борис Фёдорович помогает. Приобретают порой его работы. Мы их бережём. В мастерской – две комнаты его работ, их около пятисот.
К сожалению, музея Бориса Домашникова в Уфе и республике до сих пор нет. После его смерти в 2003 году разговоры об этом велись. По словам Виктора Борисовича, сначала – о выставке работ только его отца, затем творческое наследие Б.Ф. Домашникова хотели объединить с картинами других шестидесятников: Александра Бурзянцева, Рашида Нурмухаметова и других. Но прошли годы, и так всё и осело в чиновничьих кабинетах. А картины – старые, они требуют профессионального ухода, а некоторые – уже и реставрации.
– Хочется отметить ещё один момент, – говорит Виктор Домашников. – Искусством много не заработаешь. За бесценок с картиной не расстанешься, а за реальную цену не много желающих её приобрести. Почему много работ отца сохранилось? Он их своими детьми считал. Как их в частную коллекцию отдать? Музеи, организации, банки одно время покупали – так они работы выставляют, в отличие от частников.
Я нередко дарю картины. Это же радость: частичку света, души подарить воспитанникам детского дома, например. Им этого так не хватает!
Виктор Борисович признался, что в своём творчестве перепробовал все темы, был и период подражания отцу. Портретом занимался какое-то время, так как у отца портретных работ было мало.
– Одно время сильно мешало, что нас сравнивали, – говорит художник. – В этой мастерской работали вдвоём. Отец к себе шёл через мою комнату. Бросит взгляд на то, что на мольберте, и я по глазам его вижу, если плохая работа. Вдохновения сразу как не бывало! Пришлось даже перегородку сделать, под холст. С другой стороны, находясь с ним в одной мастерской, насыщался его работоспособностью и активностью.
Что советские люди привозили из-за границы? Шмотки. А отец вёз пластинки с классической музыкой. До сих пор, кроме православной музыки, благодаря ему слушаю произведения Георгия Свиридова, Сергея Рахманинова, Альфреда Шнитке и других. Ещё он приобретал художественные альбомы. Только один раз мама уговорила его мне джинсы купить. И отец всегда привозил краски. А они тяжёлые, в свинцовых тюбиках. Буквально сгибался под их тяжестью. Его запасами я пользуюсь до сих пор.
Вокруг отца кипела жизнь… Постоянные обсуждения новых картин того поколения художников, постоянные творческие командировки, выставки… Тогда государство больше поддерживало творческую интеллигенцию. А после перестройки многие как-то закрылись, стали смотреть друг на друга как на конкурентов. Искусство перестало развиваться вширь.
Одно время Виктор Домашников старался писать меньше пейзажей, чтобы не быть похожим на отца. Поездки на Святую землю, на Афон дали художнику особый импульс к творчеству.
– Духовная тема неисчерпаема, – считает он. – Привлекают церковная архитектура, монастыри. Сейчас сам составляю композиции, а раньше работал только с натуры. Теперь глубже вошел в тему.
Главное для художника – передать образ, зародившийся в голове, с помощью красок на холст. А потом, когда всё скомпоновал, «слепил», оно как по маслу идёт. И – радость огромная, когда всё получилось. Работа – это всегда поиск чего-то нового: заинтересовался человеком, состоянием природы, удачным сочетанием предметов – всё пытается уловить и отразить на полотне пытливый ум художника.
Ко мне как-то пришёл давний друг, классик авангардизма, Николай Пахомов. Смотрит мои работы и говорит: «Это концептуализм». Так называется направление в живописи, в котором осуществляется переход к созданию более свободных от материального воплощения художественных идей. С другой стороны, а надо ли зацикливаться на всевозможных «измах»? Важнее, наверное, содержание и смысл произведения.
В парижском цикле 2007 года Виктора Домашникова многие вдруг увидели французский импрессионизм. Тогда он участвовал в работе престижной творческой лаборатории при Международном центре искусств в Париже.
– Это было очень неожиданно для всех, – улыбается художник. – Так на меня Париж подействовал. Говорят, что я из тех немногих, кто смог передать характер этого города. Смог ухватить его дух. За 54 дня написал 54 этюда. Один итальянец в кафе хотел у меня приобрести этюд, предлагал 200 евро. Я не согласился, хотя знакомый в гостинице потом сказал, что надо было продать. Но что ни делается, то к лучшему: люблю эту картину и считаю одной из лучших как раз…
Текст: Алексей Шушпанов
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 212-215
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ВикторДомашников
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!