Художник Риф Абдуллин
«Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. И она никогда не бывает крикливой… Никогда!»
К.Г. Паустовский
Риф Мударисович Абдуллин – заслуженный художник РБ (1998 г.) и РФ (2016 г.), государственный стипендиат МК РФ (2008 г.), лауреат премии им. М. Акмуллы.
Как ритм в музыке и поэзии, ритм художника зависит от хорошего «художественного слуха», сродни музыкальному. Ритм картины Рифа Абдуллина «Бабушкин палас» – разноцветные резко ломаные полосы ковра, висящего на заборе, направленные, как указатели, вверх и вдаль, уводят нас, через кулисы деревенского вида, на следующий план, на свежескошенное поле за деревней; там виднеются фигурки людей и коров. И, как на сценическом заднике, композиция завершается лесистыми, бредущими за горизонт холмами, туда, где, выражающее полную неизвестность, лиловеет взволнованное небо. Но на самом переднем плане, однако, расправила алые цветы милая простушка-герань, любимица старых окон (всё начиналось оттуда). И даже тонкая подпорка, поддерживающая грациозный стан цветка, участвует в особом ритмическом действе – ритм фронтального изображения она делит пополам, как палочка деликатного мастера перкуссий.
Эти сменяющие друг друга планы, раздвигающие пейзаж как меха тальянки, – декорации природного театра, где для каждого действия – строго свой черед. Не из той ли они поры, когда Риф Абдуллин изучал законы сценографии в Институте искусств? Или когда в когорте монументалистов создавал мозаичные панно (незабываемое мозаичное ожерелье ДК «Синтезспирт» и др.). Возможно, это видение пространства помогло ему привезти золото за дизайнерское оформление павильонов Башкирии на международных форумах в Индии, в Иране.
Внутреннее чувство композиции было у него еще с детства, со школы, где он слыл лучшим математиком: сам художник полушутя так объясняет цельность, логику и панорамность своего восприятия. Организаторские качества (то же чувство композиции) помогли ему в 90-е годы несколько лет заведовать музеем им. М.В. Нестерова, и о нем, как о замечательном руководителе, там вспоминают до сих пор.
Дружба и работа с корифеями башкирской живописи А. Пантелеевым, Б. Домашниковым, А. Бурзянцевым (всех не перечтешь), из которых он особенно любил Анатолия Ивановича Платонова, оказали на Рифа Мударисовича большое влияние. Все эти знания и технические умения очень помогли ему в главном – отобразить те чудеса нашей природы, которые открыл он для себя в поездках, в походах и на сплавах («сплавной» стаж Рифа Абдуллина составляет более 20 лет.) А их – чудес – он повидал несметное множество на башкирских реках Зилиме, Инзере, Уршаке и еще невесть где… И эти пейзажи удивительны. «Дыхание» его стиля ощущается и в заморских работах (серия «НотрДам», средиземноморские пейзажи), но «писать надо только в Башкирии» – безапелляционно утверждает художник.
Мы проходим мимо природы, попутно восхищаясь ею, искренне любя ее милые уголки, но они не всегда остаются в памяти. Мы забываем свет, создающий невероятные оптические иллюзии, воздух и трудноуловимый цвет. Скорость развития цивилизации, изо дня в день опустошающей нашу прекрасную планету, возрастает неумолимо. Как сохранить эти островки красоты и чистоты?
Риф Мударисович описывает природу с благодарностью, с замиранием сердца. Всегда с инструментом «ловца» – этюдником, он старается поймать и мимолетные причуды раннего утра, и драматизм холодного осеннего вечера, и эти этюды можно назвать самостоятельными картинами. Знание природы и любовь к ней, мне кажется, и определили его стиль, который можно назвать, если угодно, «импрессионистическим реализмом».
«Я не хочу терять ту большую академическую школу, которую прошел. Удариться в декоративность, формализм гораздо легче. А вот найти себя в традиционной классической школе, стать мастером левитановского уровня, научиться еще многим вещам, чтобы честно отразить всю красоту Башкирии, – вот моя мечта», – поясняет художник. Он все еще учится и мечтает, рисует и пишет вместе со своими учениками, которых учит в Академии искусств. Это вдохновляет обе стороны и помогает учителю оставаться молодым.
«Вдохновение – это рабочее состояние человека», – сказал любимый художником Паустовский.
«Без знания литературы, поэзии, музыки ученик едва ли станет хорошим художником», – уверен Риф Мударисович.
«Вечерний натюрморт» – очень трогательная работа, по-модернистски конструктивная, где эффект достигается контрастом «рубленых» складок фона и формы вазы с нежными, на одном дыхании написанными, луговыми цветами: колокольчиками, лютиками, душистым горошком… Впрочем, темой для вдохновения может стать и старая кухонная плита с простой утварью – верная старушка из «хрущеб», ностальгический символ советского уюта… Отмирает и старая Уфа, вероятно, это закономерный процесс. Но как пронзительно жаль исчезающие домишки и улочки, исхоженные в свое время вдоль и поперек. «100 этюдов уходящей Уфы» – еще одна мечта Рифа Мударисовича. Но вначале – закончить цикл пейзажей на реке Уршак, с её загадочными излучинами, открывающими тенистые тайны дальних планов.
Словно обо всех пейзажах мастера – слова Осипа Мандельштама:
«Хочется сберечь эти образы для тихого, сосредоточенного наслаждения».
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 200-203
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РифАбдуллин
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!