Художник Раушания Бадретдинова

Раушания Бадретдинова удостоена специальной премии имени Николая Пеганова

Член Союза художников России и Республики Башкортостан, Союза дизайнеров России и РБ, Международной Ассоциации ЮНЕСКО. Закончила Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова. Лауреат премии «Человек года – 2014». Золотая медаль в международном конкурсе New York Realism. Золотая медаль на биеннале художников ARS INCOGNITA в Турине, Италия. Лауреат и дипломант международных, всероссийских, региональных выставок. В творческом активе – более двадцати персональных выставок.

Посмотреть работы художника

Картины находятся в галерее New York Realism fine art в Нью-Йорке, в галереях: Московского Дома национальностей, «Беляево» (Москва), ArtINCOGNITA (Берлин); в собраниях организации Qualitaly-Cultural Association (Турин); в музеях: современного искусства «Артмуза» (Санкт-Петербург); Башкирского театра оперы и балета; современного искусства (Уфа); Дома Музыки Владимира Спивакова; в картинных галереях Салавата, Стерлитамака, Ишимбая; в частных коллекциях России, США, Канады, Австрии, Германии, Италии, Голландии, в Китае, Турции, Намибии.

Раушания Бадретдинова создаёт авторскую линию одежды RUSHA. Она – многодетная мама, занимается благотворительностью.

– Раушания, когда и где вы родились?

– В деревне Яшерганово Стерлибашевского района Башкирии, 7 октября 1974 года.

– Большинство художников уверяют, что рисовали всегда, практически сколько себя помнят. Вы тоже?

– Да, помню, что всегда рисовала. Еще мечтала стать балериной, потому что у меня мама танцевала. От той детской мечты осталась любовь к национальным костюмам, которые перекочевали в мои работы. Это не случайно. Мама всегда танцевала и танцует до сих пор, и я танцую, и дочка… Из-за травмы в юности мамина карьера прошла вдали от сцены – она всю жизнь проработала главным бухгалтером. У меня не сложилось с балетом тоже по воле случая. Члены выездной комиссии сочли меня «полненькой», а я просто не могла объяснить, что на мне слишком много теплой одежды, которая помешала сесть на шпагат. Плохо тогда говорила по-русски.

– Могли тогда на шпагат сесть?

– Да. Позже мама, следуя моим желаниям, привела меня в художественную в школу. Это уже было в Ишимбае, куда семья переехала, когда мне исполнилось пять лет. Мне очень повезло с учительницей, которая сразу высоко оценила мои способности и взяла в первый класс, а не в нулевой, как того требовали правила. На четвертый год обучения я уже сама учила малышей. Так что первые свои деньги я заработала в седьмом классе, и это было круто.

«Как подобрать ключи», Рушания Бадретдинова, холст, масло, 80х100

«Как подобрать ключи», Раушания Бадретдинова, холст, масло

– Пожалуйста, расскажите о своем отце.

– Папа работает сварщиком, что никогда не мешало ему писать стихи. Я помогала их публиковать в «Истоках». Он увлекается историей, очень тонко и философски воспринимает мою живопись, хотя принимает не все, отдавая предпочтение более реалистичным работам. Папа сам рисовал, например, Ленина в клубе в Яшерганово, его брат работал художником-оформителем.

– У вас ведь тоже есть брат… Он рисует?

– Волей непростых поворотов судьбы брат стал муллой, хотя в свое время окончил Уфимский нефтяной институт. Живет сейчас недалеко от Сургута.

Наш дедушка был муллой, прадедушка – суфийским учителем. Серию работ я посвятила им. Вот смотрите (показывает картину), это мой дедушка. При советской власти он держал мечеть, скрывая её от посторонних глаз и ушей. Картина не про то, каким он был внешне. Скорее про душу, через которую пролегла эта дорога через Яшерганово. Вот, посмотрите, – его дом на ней. Раскрытые ладони подняты, он азан говорит, призывает к молитве. Перевернутые дома в небе означают, что его уже нет среди нас, только память о нем жива. Картина далека от реализма, и все же я пыталась передать его черты, у него такое вытянутое лицо было.

Это бабушка, картина называется «Намаз», она находится сейчас на выставке в Санкт-Петербурге. Бабушка всю жизнь молилась, и когда она это делала, мне казалось, что ее платок превращается в крылья. Молитва возвышала ее и делала ближе к звездам. Обратите внимание, я часто незаметно вплетаю в картину строки из сур Корана как узор.

Когда Талгат Таджуддин увидел «Намаз» на выставке, он захотел приобрести. Потом говорит: «Она очень мне нравится, но её должны люди видеть». Ему импонирует моя техника, которая не копирует реальность. Таджуддин сказал, что это как раз приемлемо с позиции мусульманства. Заказал мне картину.

Конечно, я умею и в очень реалистичной манере выполнить портрет (показывает на портрет старшего сына в детстве), но уже практически отошла от этого, потому что хочется донести не только внешнее сходство, но и внутренний мир.

Еще одну работу я посвятила папе. Со временем он стал заниматься пчеловодством. Идея картины родилась в тот момент, когда я смотрела на вращение бочка медогонки, которой мед качают. Мне вдруг показалось, что папа будто вселенную раскручивает. Пчелы как люди, ульи – дома. Хотелось передать это вращение вселенной. Там тоже есть строки из Корана, они про то, что нельзя человека заставить веровать, каждый сам должен к этому прийти.

Вот эту работу я назвала «Проснись» (показывает картину, в центре нее изображен глаз, который отделяет от Мира частая железная решетка, и ее прутья начинают рваться благодаря помощи извне).

«Поэтесса Ах Астахова», Раушания Бадретдинова, холст, масло, 130х85

«Поэтесса Ах Астахова», Раушания Бадретдинова, холст, масло

– Здесь хоть и нет строк на арабском, но образ книги притягивает внимание, вызывая соответствующие ассоциации. Вы читаете Коран?

– Не могу похвастаться, что читаю Коран на арабском. Основные молитвы знаю, конечно, я же с этим выросла. По моей просьбе брат переводит строки, которые просятся на холст.

– Поделитесь вашими духовными исканиями.

– На меня, безусловно, сильное влияние оказала мусульманская религия. Но был период, когда погружалась с головой в изучение христианства, потом вообще в Индию уехала, мантры учила. Постепенно пришло понимание, что не только религия, но само творчество, в том числе, работа над картинами, делает художника чище, возвышает над суетой, дает успокоение, что иногда передается через холсты зрителю. Во всяком случае, мне приходилось слышать от поклонников моих работ, что картины в буквальном смысле исцеляют.

Помнится, была выставка в Президент-Отеле, где я представляла серию работ «Объятия». Спустя некоторое время меня нашла женщина, которая верила, что вылечилась, созерцая одну из моих работ, позволяя себе поплакать рядом с ней. Еще был интересный эффект такой: стены темные, и картины эти как будто светились. Я уж не знаю, что там на самом деле произошло…

– Кого вы можете назвать своим Учителем?

– Это, конечно же, не один человек. В пятнадцать лет я самостоятельно уехала из Ишимбая в Уфу, сбежала, фактически, послушав свою любимую учительницу художественной школы Любовь Леонидовну Грачеву. Ещё тогда, в моем детстве, Любовь Леонидовна сказала, что я стану известным художником. Как запрограммировала! Получила сначала специальность учителя рисования и черчения, что впоследствии пригодилось мне, помогало выжить за счет небольшого дохода от преподавания. В педучилище посчастливилось учиться у Алика Насыповича Валиуллина. Потом поступила в институт искусств (ныне Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова), где на меня сильное влияние оказали Николай Александрович Калинушкин и Николай Леонидович Пеганов.

– Пришлось долгое время жить в общежитии?

– Да, жила в общежитии, потом замуж вышла. В первый раз.

– Как вы считаете, когда ваш собственный стиль окончательно сложился?

– У меня долгое время были самые земные цели: выжить после развода, купить квартиру в Уфе, поставить детей на ноги. Поэтому работала дизайнером в издательстве «Старая Уфа», стены расписывала, ночью картины рисовала. Все получилось, встретила любимого человека, родила еще дочку и сына. Казалось бы, я должна быть счастлива, но ощущение счастья не приходило.

«Сон», Рушания Бадретдинова, 110х100, х.м

«Сон», Раушания Бадретдинова, холст, масло

«Ангел», Рушания Бадретдинова, 130х120, х.м

«Ангел», Раушания Бадретдинова, холст, масло

У меня есть работа, которая называется «И в клетке можно летать», где я изобразила птицу в парящей клетке с открытой дверью. Есть жесткие бытовые рамки, как прутья воображаемой клетки, за которые женщина может выйти, но боится утратить дорогие ей связи с близкими. Важно понимать, что выбор есть, и видеть эту дверь…

Вдруг в какой-то момент я поняла, что могу рисовать для себя, что мне не надо больше подстраиваться под кого-то. И тогда же выставка в филармонии, составленная из работ, в которых я не хотела никому понравиться, вызвала сильный резонанс. «Ты нашла себя», – говорили художники в один голос.

Для любой картины нужно внутреннее состояние готовности. Когда ты устала или болеешь, но что-то из себя вымучиваешь, чаще всего ничего не получается. Иногда сам холст как будто подсказывает. Я смотрю на него и вижу… образ. Иногда ставишь задачу перед собой, ходишь, делаешь домашние дела, и вдруг – перед тобой картина. Может, и не законченная, но уже можно делать эскизы, переносить ее на бумагу.

– К какому направлению живописи можно отнести ваш стиль?

– Искусствоведы спорят, говорят о новом звучании неоэкспрессионизма, присутствии символизма. Нет однозначного прочтения.

– Дети рисуют? Какое образование они выбрали для себя?

– Старший сын получил специальность дизайнера в Санкт-Петербурге, очень мне помогает, второй выбрал архитектуру и уехал в Москву. Девочка оказалась натурой творческой, но с жестким характером. Она хорошо рисует, удивительно чувствует цвет. Малышу еще пять.

– Говорят, попасть к Саи Бабе было почти нереально, но у вас получилось. О чем вы его спросили?

– У меня была тьма вопросов в голове. «В чем истина?», – хотела спросить. «Всё в тебе», – сказал он по-русски, и я расплакалась. Надо было проделать такой путь, чтобы услышать простой ответ. Раньше было важно мнение окружающих, теперь спрашиваю сначала себя. Это очень помогает.

"Поиск дома", Рушания Бадретдинова, холст, масло, акрил, 120х100 Картина заслужила золотую медаль в номинации «Фантазия» галереи NEW YORK REALISM. Смысл этой работы в том, что куда бы человек не поехал и в какие миры не попал он всегда думает о своих близких: «На ней изображена лодка, как путь человека, на ней дерево, как продолжение рода, люди на ней - это я и мои дети и на носу корабля волшебник, который везёт нас к нашим мечтам».

«Поиск дома», Раушания Бадретдинова, холст, масло, акрил

– Что вы думаете о проекте «Любимые художники Башкирии»?

– Люди не знают многих художников, и такая ситуация не изменится, если продолжать сидеть и ничего не делать. Сайт позволяет донести работы художников практически до всех. Не так важно, кто победит в рейтинге. Выиграют все.

Текст: Елена Синицына,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 39-43

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РаушанияБадретдинова
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие