Скульптор Николай Калинушкин (1948–2004 гг.)

Скульптор Николай Калинушкин (1948–2004 гг.)

Великая скульптура скатится
с горы и не расколется.

Микеланджело Буонарроти

Николай Александрович Калинушкин родился 25 января 1948 г. в Уфе. Образование получил на факультете монументального искусства Московского художественно-промышленного института им. С.Г. Строганова. С 1977 г. жил и работал в Уфе. Заслуженный художник РБ (1993 г.) и РФ (1997 г.), лауреат Государственной премии РБ им. М.В. Нестерова (2018 г.), автор Мемориального комплекса «Скорбящая мать» (Уфа, 2003 г.). С 1991 по 2004 гг. работал председателем правления Союза художников РБ.

Посмотреть работы скульптора

Произведения хранятся в собраниях БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), Музея этнографии народов Башкортостана (Уфа), Дирекции художественных выставок России (Москва), Рязанского государственного художественного музея им. Пожалостина, Курганского художественного музея, Тюменского музея изобразительных искусств, в художественных музеях Переяславля-Залесского, Азова, Ростова-на-Дону, Элисты, в отечественных частных собраниях и за рубежом (в Италии, Германии, Словакии, Франции, США).

На одном из семи холмов Уфы, на высоком берегу Белой (в прошлом – Дежнёвская гора), расположен Парк Победы. Он существовал еще с 1947 года как парк культуры и отдыха «Нефтяник», и в наше время, несмотря на отсутствие развлекательных аттракционов, является любимым местом отдыха уфимцев, зоной созерцания и чистоты. Тихие и светлые березовые аллеи ведут в глубь парка, к памятникам героям войны; образцы военной техники и мемориальные плиты создают особую торжественную атмосферу. Настоящим украшением этого комплекса является скульптурная композиция «Скорбящая мать», установленная в 2003 году. Бронзовую фигуру Матери, застывшую в своем горе, пронзительно драматичную, полную внутренней экспрессии, венчает просторный портал – силуэт дома, символ объединения народов и вероисповеданий нашей республики, нашего общего Дома. Словно отзвуки и отблески душ ушедших, на фигуру с фронтона проливается бледно-розовый свет: такой эффект, особенно на закате, возникает от преломления солнца на полосках тонированного стекла. Рядом с памятником – две стелы черного мрамора с высеченными именами наших земляков, павших в горячих точках планеты. Это своего рода «портал» в ином, не архитектурном значении. Пространство арки очерчено таким образом, что сквозь него открывается часть великолепной небесной панорамы, горизонт необъятных просторов над рекой, выход в Вечность.

Мемориальный комплекс «Скорбящая мать», Николай Калинушкин (1948-2004), 2003

Мемориальный комплекс «Скорбящая мать», Николай Калинушкин (1948-2004), 2003

Мемориал создан скульптором Николаем Александровичем Калинушкиным в 2003 году, незадолго до его смерти. Называют его «лебединой песней» рано ушедшего мастера, хорошо известного как в Уфе, так и далеко за ее пределами. В отличие от многих памятников парадно-патриотической скульптуры, мемориал выглядит чрезвычайно современно, даже авангардно. Ему присущи лаконизм статичной энергии и «легкое дыхание» – признаки действительно больших произведений современного пластического искусства, отвечающие выводу Ганса Арпа о том, что «суть скульптуры должна входить на цыпочках, легкая, как следы животных на снегу». Замечательный искусствовед Эвелина Фенина в свое время подчеркивала, что с появлением имени Калинушкина «произошел поворот в искусстве скульптуры, смена стилей». Но об этом чуть позже.

Николай Александрович, а тогда просто Коля Калинушкин – один из детей полуголодного и жадного до знаний послевоенного поколения, ученик средней 114-й школы Уфы, поступил в первый набор только что открытой Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова. Её первый же выпуск дал творческую дорогу именитым теперь живописцам Ф. Шагабутдинову, Ст. Лебедеву, М. Спиридонову и в дальнейшем – многим другим выдающимся художникам.

Высшее образование Н.А. Калинушкин получил в московской «Строгановке» на отделении скульптуры, в мастерских профессоров А. Кондратьева и Г. Шульца. В течение восьми лет преподавал в Уфе на славном худграфе БГПИ рисунок и скульптуру, затем работал в Институте искусств. Ученики – среди них известные ваятели Ф. Нуриахметов, В. Лобанов, Р. Нигматуллин – вспоминают о нем с благоговением и одновременно с «дружеской любовью»: «Общаться с ним было легко и очень интересно. Направлял деликатно, хотя бывал и жестким, и лишь потом ученик понимал, что это было как раз то, что в данный момент требовалось».

«Адам и Ева», Николай Калинушкин (1948-2004), 2003, дерево тонированное

«Адам и Ева», Николай Калинушкин (1948-2004), 2003, дерево тонированное

«Дама в домино», Николай Калинушкин (1948-2004), 1995, дерево, роспись, латунь

«Дама в домино», Николай Калинушкин (1948-2004), 1995, дерево, роспись, латунь

«Трудное дело скульптура, – писал Огюст Ренуар, – живописцы еще изредка встречаются, а литераторов и музыкантов – хоть лопатой греби». Дело и в самом деле нелегкое во всех отношениях, и поэтому хороших ваятелей можно перечесть по пальцам. Отличительной чертой всего изобразительного искусства Башкирии тех лет, и особенно в области скульптуры, был стремительный темп развития; приходилось быстро осваивать достижения отечественной и мировой скульптуры – от античности до modern art, не хватало информации. Но, несмотря на «железный занавес» и жестокую скованность идеологией, лучшим произведениям, по мнению искусствоведов, «удалось избежать банальности тем и нивелировки образов». Возникли разные стилистические направления, индивидуальные поиски трактовки формы, эксперименты с пространственным построением, делался акцент на метафорическое, ассоциативное мышление, символику образов. Калинушкин использовал формально-образные элементы традиций Востока и Запада в сочетании с пластическими новациями ХХ века. Участвовал в разработке новой уфимской школы скульптуры, новой выразительности, в творчестве которой проявились такие непознанные ранее виды скульптуры, как мемориальная доска и медальерное искусство (в жанре медалей работал тогда, пожалуй, лишь Ильдар Валеев). Это была непаханая целина, возможно, из-за отсутствия традиции увековечивать портреты выдающихся людей и событий национальной истории и культуры.

В портретах Калинушкина запечатлены многие исторические личности – писатели, композиторы, художники – Бах, Паганини, Нестеров, Пушкин, Ахматова, Бурлюк, башкирский поэт Рами Гарипов и многие другие. Художник старался найти и находил пластические средства для психологических портретов в контексте эпохи, в которой жили эти мастера. В станковой скульптуре замечательны концептуальные серии, в основном, из дерева, его любимого материала («Торсы», «Адам и Ева», «Дионисия» и другие работы). Его впечатляли непреходящая ценность и красота человеческого тела, решенного как в классическом, так и в обобщенно-стилистическом изображении, вертикальные, вытянутые объемы, уплощенные до силуэта. Он соединял в одной работе различные материалы («Благовещение», 1996 г., мрамор, дерево, роспись). Он объединял и людей – студентов и творческую молодежь по всей стране. С 1989 года по инициативе Н.А. Калинушкина во многих городах России начали проходить симпозиумы по скульптуре, где темами были дополнительная художественная среда в городах, на улицах и площадях. Переяславль-Залесский стал одним из значимых мест, «очагов» скульптурных симпозиумов. Николай Александрович, как один из инициаторов и организаторов, хорошо видел важность общения молодых с их зрелыми коллегами из разных регионов, понимал, как необходимо для дальнейшего совершенствования профессии скульптора осмысление новых тенденций и процессов в мировом искусстве. «Большая школа мастерства» – так называли художники эти симпозиумы. («Предел достижения искусства намечаем только средствами искусства иного». Г. Ландау).

«Благовещение», Николай Калинушкин (1948-2004), 1996, дерево, роспись, мрамор

«Благовещение», Николай Калинушкин (1948-2004), 1996, дерево, роспись, мрамор

Международный симпозиум по скульптуре «Арттеррия» прошел в Уфе в 2016 году, и его результатом стала аллея мраморных скульптур со всего мира – от Грузии до Японии – в центре Уфы, у библиотеки им. Заки Валиди. Думается, Николай Александрович очень порадовался бы этому явлению, монолитной красоте и мощи современного ваяния. (Тем ужасней выглядят убогие городские скульптурные ансамбли в некоторых парках и скверах Уфы, в последнее время возникающие словно грибы после дождя и чуть ли не пугающие горожан низкопробным вкусом).

«Трудное дело» Николая Калинушкина живет в творчестве его преемников и учеников, в собственных замечательных работах, украшающих уголки Уфы, музеи и коллекции России и Европы. В 2018 году Мастер удостоен звания лауреата Государственной премии им. М.В. Нестерова. Его наследство незабываемо, ведь хорошую скульптуру, как и умного человека, не так просто забыть, недаром же Пикассо назвал скульптуру «искусством ума».

Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 148-151

Посмотреть работы скульптора

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #НиколайКалинушкин
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие