Художник Рамиль Латыпов

Художник Рамиль Латыпов

«Самый длинный путь вокруг – это кратчайший путь домой.»

Джеймс Джойс, «Улисс»

Рамиль Рашидович Латыпов родился в 1952 г. в Уфе. С отличием окончил Уфимское училище искусств и Уфимский государственный институт искусств. Член Союза художников РФ, почетный член Британского Общества искусств. С 1974 г. участвует в художественных выставках. Его персональные выставки с успехом прошли в Великобритании в 1989 –1994 гг.

Посмотреть работы художника

Произведения Рамиля Латыпова хранятся в БГХМ им. М.В. Нестерова, Музее русского искусства в изгнании (Монжерон, Франция), Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США), «Дель Белло Галлери» (Торонто, Канада), Музее графики (Саппоро, Япония), ГСИ «Урал» МК РБ (Уфа); в коллекциях герцога Девонширского (Музей Chatswoth House, Англия), в частных собраниях в России, Австрии, Англии, Германии, Израиля, Италии, Испании, Канады, США, Франции, Швеции, Японии.

Он сам определяет свой стиль как фантастический реализм. Романтизм сюжета, сложная аллегория не противоречат виртуозному рисунку и тонкому колориту полотен Рамиля Латыпова, фантастическая драматургия которых уживается с крепкой реалистической школой. Размытость критериев в современном изобразительном искусстве обернулась появлением легиона псевдомастеров – «фантастов», выдающих свою беспомощность за творческий поиск. Наш разговор с Рамилем Латыповым, настоящим маэстро живописи и графики, коснулся и этой темы.

Железный занавес, как это ни парадоксально, имел свои положительные стороны. В России сохранилась академическая школа живописи и рисунка, она сегодня в основном утрачена на Западе. Впрочем, надо признать: как это ни печально, школа постепенно утрачивается и у нас.

Есть мнение, что иногда образование вредит художнику, не дает ему раскрепоститься. Художники – народ лукавый, чуть что – прячутся за своё «Я так вижу!».

«Новый Харон», Рамиль Латыпов, 2016, холст, масло, 80х120

«Новый Харон», Рамиль Латыпов, 2016, холст, масло, 80х120

Если ты профессионал, то должен владеть ремеслом. Столяру, не умеющему держать в руках молоток, даже собачью конуру никто не доверит.

Но ведь порой ученик остается в тени своего наставника, не в силах избавиться от его влияния.

А это уже зависит от масштаба личности, от жизненного опыта человека. Настоящей личности не страшны влияния. Рано или поздно талант выходит на свою орбиту. Я долго занимался восточными единоборствами. Это очень консервативное искусство. На стадии обучения буквально во всем копируешь учителя, стараешься всё делать как он, а спустя некоторое время обнаруживаешь черты собственного стиля, то, чему тебя никто никогда не учил. Так и в живописи – рано или поздно находишь собственный язык.

Рамиль, тебя считают и графиком, и живописцем. А кем считаешь себя ты сам?

По образованию я живописец, а графикой увлекся на творческой даче в «Горячем ключе», где познакомился с замечательным мастером Андреем Геннадиевым, который открыл для меня мир эстампа. За несколько лет я освоил много техник, разработал собственную технику инкарели.Графика привлекает меня своим технологическим разнообразием. А вообще я считаю условным деление на живописцев и графиков. Скажи, кем, по-твоему был Рембрандт? И тем и другим. Или взять Михаила Шемякина. Он и живописец, и график, и скульптор, и как театральный художник работает.

Увлечение графикой сказалось на твоей живописи?

Любой новый опыт, так или иначе, сказывается на твоем мышлении, а значит, и на творчестве. Графика очень помогает в живописи: обостряет чувство линии, фактуры.

«Возвращение», Рамиль Латыпов, 1998, холст, масло, 90х70

«Возвращение», Рамиль Латыпов, 1998, холст, масло, 90х70

«Бриз II», Рамиль Латыпов, 2011, холст, масло, 90х100

«Бриз II», Рамиль Латыпов, 2011, холст, масло, 90х100

Итак, навыки работы в графике не мешают маэстро заниматься его живописными фантасмагориями. Можем поверить ему на слово, но те, кто внимательно следит за творчеством Рамиля, заметили: с тех пор, как художник увлекся эстампом, фактура многих работ стала богаче, силуэты – пластичнее, а работы – экспрессивнее. Новый опыт в композиции – панорамность, взгляд как бы одновременно со многих точек зрения – возможно, пришел к художнику с работой на телевидении: несколько лет он был главным художником ТВ РБ.

Рамиль много ездит по миру со своими выставками. Неоднократно бывал в Англии, Шотландии, США, Японии и Канаде. И всякий раз возвращение домой несет с собой особую пронзительную эмоцию. В этом пафос картины «Возвращение», посвященной Н. Уайету. Прекрасна «Мисс Шотландия», своеобразная аллюзия на прерафаэлитов; посвящение Виктору Цою – заключенная в форму овала «бурная» композиция в японском стиле. Вообще, Рамиль нередко отталкивается от известных мифологических и библейских сюжетов, пересказывая их своим особенным языком, полным символов и «подводных» смыслов. Где-то слышатся боевые трубы западных саг и баллад, где-то на ум приходят строки из священного писания; и сюжеты, и жанры необыкновенно разнообразны.

«Венок из одуванчиков», Рамиль Латыпов, 2013, холст, масло, 60х80

«Венок из одуванчиков», Рамиль Латыпов, 2013, холст, масло, 60х80

Не все картины носят оптимистический характер («Харон II»). В этой – море из человеческих рук, протянутых к Харону, перевозящему мадонну с младенцем. Море человеческих рук несет самих себя на рифы, к собственной гибели. Холодок смерти не освежает, но бодрит. Тревожная красота окрестных берегов – мера тому, что было, есть и сбудется.

Описание каждой работы – сложное занятие, ведь зритель волен воспринимать зримые метафоры Латыпова согласно своим знаниям, чувствам и пристрастиям. Многим нравится именно отсутствие «сказки», но очень трогают его реалистические композиции, особенно на «родные» темы, полные безукоризненной правдивости деталей («Ткацкий станок»).

«Венок из одуванчиков»: в этом «поленовском» пейзаже старого дворика, одного из тех, что так любимы уфимцами, и чьи дни уже сочтены (это подчеркивают коробки многоэтажек на заднем плане), мы чувствуем беспощадный «зуб времени», подгрызающий былую прелесть действительности. Но все же пока во дворике – весна, и черемуха цветет, донося до нас волны горьковатого аромата, и ребенок в одуванчиках как ангел этого места, и оптимистическая радуга в майском небе, – жизнь продолжается.

«В пустыне», Рамиль Латыпов, 1998, холст, масло, 70х90см

«В пустыне», Рамиль Латыпов, 1998, холст, масло, 70х90см

Много путешествуя и по реальным странам мира, и по глубинным мирам своей фантазии, Рамиль Латыпов остается верен родной Уфе. Поэтому в проекте «Любимые художники Башкирии» он справедливо занимает одно из почетных мест.

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 244-247

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РамильЛатыпов
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие