Художник Рамиль Латыпов
«Самый длинный путь вокруг – это кратчайший путь домой.»
Джеймс Джойс, «Улисс»
Рамиль Рашидович Латыпов родился в 1952 г. в Уфе. С отличием окончил Уфимское училище искусств и Уфимский государственный институт искусств. Член Союза художников РФ, почетный член Британского Общества искусств. С 1974 г. участвует в художественных выставках. Его персональные выставки с успехом прошли в Великобритании в 1989 –1994 гг.
Произведения Рамиля Латыпова хранятся в БГХМ им. М.В. Нестерова, Музее русского искусства в изгнании (Монжерон, Франция), Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США), «Дель Белло Галлери» (Торонто, Канада), Музее графики (Саппоро, Япония), ГСИ «Урал» МК РБ (Уфа); в коллекциях герцога Девонширского (Музей Chatswoth House, Англия), в частных собраниях в России, Австрии, Англии, Германии, Израиля, Италии, Испании, Канады, США, Франции, Швеции, Японии.
Он сам определяет свой стиль как фантастический реализм. Романтизм сюжета, сложная аллегория не противоречат виртуозному рисунку и тонкому колориту полотен Рамиля Латыпова, фантастическая драматургия которых уживается с крепкой реалистической школой. Размытость критериев в современном изобразительном искусстве обернулась появлением легиона псевдомастеров – «фантастов», выдающих свою беспомощность за творческий поиск. Наш разговор с Рамилем Латыповым, настоящим маэстро живописи и графики, коснулся и этой темы.
Железный занавес, как это ни парадоксально, имел свои положительные стороны. В России сохранилась академическая школа живописи и рисунка, она сегодня в основном утрачена на Западе. Впрочем, надо признать: как это ни печально, школа постепенно утрачивается и у нас.
Есть мнение, что иногда образование вредит художнику, не дает ему раскрепоститься. Художники – народ лукавый, чуть что – прячутся за своё «Я так вижу!».
Если ты профессионал, то должен владеть ремеслом. Столяру, не умеющему держать в руках молоток, даже собачью конуру никто не доверит.
Но ведь порой ученик остается в тени своего наставника, не в силах избавиться от его влияния.
А это уже зависит от масштаба личности, от жизненного опыта человека. Настоящей личности не страшны влияния. Рано или поздно талант выходит на свою орбиту. Я долго занимался восточными единоборствами. Это очень консервативное искусство. На стадии обучения буквально во всем копируешь учителя, стараешься всё делать как он, а спустя некоторое время обнаруживаешь черты собственного стиля, то, чему тебя никто никогда не учил. Так и в живописи – рано или поздно находишь собственный язык.
Рамиль, тебя считают и графиком, и живописцем. А кем считаешь себя ты сам?
По образованию я живописец, а графикой увлекся на творческой даче в «Горячем ключе», где познакомился с замечательным мастером Андреем Геннадиевым, который открыл для меня мир эстампа. За несколько лет я освоил много техник, разработал собственную технику инкарели.Графика привлекает меня своим технологическим разнообразием. А вообще я считаю условным деление на живописцев и графиков. Скажи, кем, по-твоему был Рембрандт? И тем и другим. Или взять Михаила Шемякина. Он и живописец, и график, и скульптор, и как театральный художник работает.
Увлечение графикой сказалось на твоей живописи?
Любой новый опыт, так или иначе, сказывается на твоем мышлении, а значит, и на творчестве. Графика очень помогает в живописи: обостряет чувство линии, фактуры.
Итак, навыки работы в графике не мешают маэстро заниматься его живописными фантасмагориями. Можем поверить ему на слово, но те, кто внимательно следит за творчеством Рамиля, заметили: с тех пор, как художник увлекся эстампом, фактура многих работ стала богаче, силуэты – пластичнее, а работы – экспрессивнее. Новый опыт в композиции – панорамность, взгляд как бы одновременно со многих точек зрения – возможно, пришел к художнику с работой на телевидении: несколько лет он был главным художником ТВ РБ.
Рамиль много ездит по миру со своими выставками. Неоднократно бывал в Англии, Шотландии, США, Японии и Канаде. И всякий раз возвращение домой несет с собой особую пронзительную эмоцию. В этом пафос картины «Возвращение», посвященной Н. Уайету. Прекрасна «Мисс Шотландия», своеобразная аллюзия на прерафаэлитов; посвящение Виктору Цою – заключенная в форму овала «бурная» композиция в японском стиле. Вообще, Рамиль нередко отталкивается от известных мифологических и библейских сюжетов, пересказывая их своим особенным языком, полным символов и «подводных» смыслов. Где-то слышатся боевые трубы западных саг и баллад, где-то на ум приходят строки из священного писания; и сюжеты, и жанры необыкновенно разнообразны.
Не все картины носят оптимистический характер («Харон II»). В этой – море из человеческих рук, протянутых к Харону, перевозящему мадонну с младенцем. Море человеческих рук несет самих себя на рифы, к собственной гибели. Холодок смерти не освежает, но бодрит. Тревожная красота окрестных берегов – мера тому, что было, есть и сбудется.
Описание каждой работы – сложное занятие, ведь зритель волен воспринимать зримые метафоры Латыпова согласно своим знаниям, чувствам и пристрастиям. Многим нравится именно отсутствие «сказки», но очень трогают его реалистические композиции, особенно на «родные» темы, полные безукоризненной правдивости деталей («Ткацкий станок»).
«Венок из одуванчиков»: в этом «поленовском» пейзаже старого дворика, одного из тех, что так любимы уфимцами, и чьи дни уже сочтены (это подчеркивают коробки многоэтажек на заднем плане), мы чувствуем беспощадный «зуб времени», подгрызающий былую прелесть действительности. Но все же пока во дворике – весна, и черемуха цветет, донося до нас волны горьковатого аромата, и ребенок в одуванчиках как ангел этого места, и оптимистическая радуга в майском небе, – жизнь продолжается.
Много путешествуя и по реальным странам мира, и по глубинным мирам своей фантазии, Рамиль Латыпов остается верен родной Уфе. Поэтому в проекте «Любимые художники Башкирии» он справедливо занимает одно из почетных мест.
Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 244-247
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РамильЛатыпов
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!