Художник Лиана Мкртчян
«Вино старится – и в этом его будущее,
культура бродит, и в этом её молодость.
Берегите же свое искусство –
зарытый в землю узкий глиняный кувшин.»
О. Мандельштам,
из очерков об Армении
Лиана Мхитаровна Мкртчян родилась в 1988 г. в Ереване. Получила специальное образование в Уфимском училище искусств (дизайн, 2008 г.), в Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова (факультет живописи, 2014 г.).
С 2003 г. участвует в региональных, республиканских, всероссийских, международных выставках и художественных проектах, а также в благотворительных акциях.
В творческом активе художницы – 13 персональных выставок. Она – член Союза художников России с 2015 г. Дипломант III республиканской выставки-конкурса «Молодые художники Башкортостана» на лучшее произведение изобразительного искусства. Лауреат I степени международного конкурса «Палитра талантов» (2014, 2015 гг.).
Культура бродит. Она бурлит, смешивается, играет и просится на волю. Где-то взрывается и обрушивается неожиданной стихией. Так на башкирскую землю было судьбою занесено, взращено и превратилось в прекрасный экзотический плод «твердокровное» ереванское семечко, из страны, о которой поэт сказал, что ее «раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала». Львиное достоинство древней культуры и ее глубокие, уверенные краски поют хрустальными армянскими голосами и в Лианиных, ставших родными, башкирских мотивах, хотела бы она этого или нет. А в натюрмортах, среди заключенной в плавные контуры россыпи плодов всех мастей, где козырь – гранат, словно улыбается с белых рушников наша Адия Ситдикова («Осень – лето», 2016 г.).
Для Лианы гранат – это как для Ситдиковой – медовые соты. Гранат – не только символ сердца, семьи, плодородия, родины, о котором говорит художница. (Вы видели его цветение? Кожистый цветок пламени в ломаных линиях безлистных ветвей – чистый авангард). Гранат прекрасен как натурный объект. Он многогранен и, подсохший слегка, по-человечески скуласт, угловат, как видавший виды упрямец. Форма его – армянские сосуды, вазы. А как роскошен лопнувший гранат, соблазнительно приоткрывающий рубиновые соты!
Я знаю одну талантливую девочку, у нее такие же неуёмные, нестерпимо чистые цвета, и она тоже армянка. Возможно, это генетическое цветовидение, когда фон вокруг – «лишь сурик да хриплая охра» – заставляет глаз «под другим солнцем» видеть цвет более обостренно, видеть контрастные отношения – любовь неподвижных желтых холмов к сумеречному небу и арабески балконов и людей. Это объемное шахматное видение в композиции, характерное для взгляда с горы, или, наоборот, – со дна узенькой ереванской улочки. Для маленькой Лианы живопись началась лет в пять, еще в Армении. На камне, на небольшом плоском камне, она нарисовала первый пейзаж в подарок своей маме – дерево, дом, горы. Камешек этот мама хранит до сих пор: «С самого раннего детства Лиана всегда что-то мастерила, строила потрясающие кукольные дома из картона, любила шить». Лиана, в свою очередь, считает, что всем обязана маме. Родные рано поняли, что ее ожидает исключительно творческая судьба. В Ереване она брала первые уроки изоискусства в хорошей школе-студии, но масляная живопись открылась ей гораздо позже.
Она не мыслит своих работ без «каменных» и «глиняных» красок своей земли – и пространство белого холста прежде всего покрывает базовой умброй; уже на «заземленном» фоне она начинает композиции: так они «ярче горят». Любая спонтанная линия или пятно на этом поле может дать развитие сложному сюжету. Это очень символично – словно ее кистью водит некая высшая сила, душа самой земли, и такими случайностями как раз создается своеобразие почерка. Какие-то моменты ее живописи принадлежат армянской художественной школе, это – в крови.
Но не забудем, что в Уфимской академии искусств ей преподавал великолепный мастер авангардной композиции Михаил Алексеевич Назаров. И хотя она была очень внимательной ученицей, но всегда непроизвольно брала от своих любимых художников именно то, что казалось ей важным для собственного стиля. Вообще-то она думала стать дизайнером, и только после окончания Уфимской художественной школы № 2, поступив в Академию искусств в Уфе, в первый раз со страхом попробовала писать маслом. И это оказалась настолько «её» техника, что молодая художница погрузилась в «масло» с головой, сразу заявив о себе на многочисленных выставках и конкурсах.
Лиана предпочитает квадрат, формат ее картин почти всегда – «каре»: он устойчив, орнаментален (художница любит орнаменты) и помогает уплотнить композицию, и без того очень плотную, когда одна реальность выглядывает из-за другой, прошлое теснится за настоящим («Старый Ереван», «Продавец симмитов и ванский кот», «Моя Армения» и др.) Как будто художница не хочет оставить без внимания ни одной подробности ценнейших воспоминаний армянского детства.
Есть картины, выдержанные в лаконичном цветовом сочетании; это тоже обусловлено темой («Старая фотография», «Армянка» и др.) Картины последнего времени, в том числе и не на армянские сюжеты, где, вырвавшись из скреп – контуров, краски полыхают особой солнечной цветовой кутерьмой, жизнеутверждающей, полной всплесков веселья («Улов любимого мужа», «Девушка в платке» и др.).
У художницы множество горячих поклонников и в Башкирии, и в армянских кругах. Ее работы знают и в России, и за рубежом. Трудно не испытать на себе «араратское притяжение», и это остается на всю жизнь. (Начинаешь и сама чувствовать себя немного армянкой).
Замечательно, что творчество Лианы Мкртчян, где, как в сказочном зеркале, отражаются жизнь, природа и история великого народа, который старше римлян! – представляет нашу республику. Несмотря на молодость, художница справедливо попала в номинацию «Мастера» на сайте «Любимые художники Башкирии». Таланты не имеют границ – ни национальных, ни возрастных.
На своих мастер-классах и на уроках с детьми Лиана объясняет, что главное – не идеальные формы, к которым не возникает вопросов, но в линиях и цвете слушать, рисуя, свою душу, следовать ей, максимально развивая то, что дано Богом. Как делает всегда она сама – пишет душой на кончике кисти, на внутреннем фоне любви и к Армении, и к Башкирии, где растет ее прекрасный гранатовый сад, и где мы можем наблюдать за радостью наливающегося соком плода.
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 248-251
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ЛианаМкртчян
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!