Художник Инна Калабухова

Художник Инна Калабухова

Лишь используя ту палитру, которую подсказала нам природа, мы нарисуем прекрасную картину своей жизни.

Р. Подзоров

Инна Владимировна Калабухова родилась в с. Воскресенском Мелеузовского района Республики Башкортостан в 1979 г. в семье художников Татьяны Рагулиной и Владимира Калабухова. Обучалась в Уфимском училище искусств, в Челябинском художественном училище, на факультете живописи Уфимского института искусств. Федеральный стипендиат 2005 г. Окончила УГИИ в 2006 г., ныне преподаватель кафедры «Дизайн и искусствоведение» в УГНТУ ИЭС.

Посмотреть работы художника

С 2005 г. является участником республиканских, региональных и зарубежных выставок. Работы находятся в частных коллекциях России и других стран.

В 2017–2018 гг. принимала участие в выставках: «Жизнь в искусстве» (Уфимская художественная галерея); «Башкирский мёд» и «Пейзажи Башкирии» (Мемориальный дом-музей им. А.Э. Тюлькина); в международном арт-проекте «Вдоль Великого шёлкового пути» (Москва, Санкт-Петербург); в совместной персональной выставке с Владимиром Калабуховым (РКБ им. Г.Г. Куватова); совместной выставке «Пленэр» (Малый выставочный зал СХ РБ, Уфа); «Рождение Республики» (Уфимская художественная галерея, республиканская выставка художественных произведений); в совместной тематической выставке «От Большой Казанской…» (Национальный музей РБ); в итальянском международном биеннале художников ARS INCOGNITA (Palazzina do Caccia di Stupinigi, Турин).

Подсолнухи – любимая и бесконечная тема в изобразительном искусстве, начиная, наверное, с импрессионистов. Массивные, пронизанные внутренним светом подсолнухи Клода Моне, мистические – у Гогена и, конечно, разнообразные их вариации – у Ван Гога, ставшие символом его творчества. Нестерпимо яркие и прекрасные подсолнухи Николая Фешина, насмешливые и задорные – Натальи Гончаровой. У каждого мастера они свои. В. Набоков, назвав это растение «цветком счастья, солнца, свободы», тут же оговорился, что в России это – «самый мордастый и глупый цветок» (очевидно, имея в виду народную страсть к лузганью семечек. Отрицательное отношение – тоже отношение).

«Жёлтое поле. Подсолнухи», Инна Калабухова, 2016, холст, масло, 100х150

«Жёлтое поле. Подсолнухи», Инна Калабухова, 2016, холст, масло, 100х150

«Подсолнуховая» тема не оставила равнодушной и молодую художницу Инну Калабухову. Её первая персональная выставка состоялась в галерее «Академия» УГУЭС, где она преподает рисунок и живопись. Маленькие солнца на ее полотнах то бьют залпами горячей энергии, выстроившись в боевые ряды («Желтое поле. Подсолнухи»), то выступают олицетворением «хлеба насущного», и на это работает негрунтованный «сермяжный» холст («Подсолнух для птички»), то служат зеркалом настроения автора («Букет подсолнухов»).

Собственно, картина – всегда зеркало настроения. Обозревая творчество Инны, мы можем создать творческий портрет самой художницы. Он составляется не только из живописных, но и фоторабот, представленных во множестве на различных экспозициях.

«Река Чечёрка», Инна Калабухова, 2016, холст, масло, 25х30

«Река Чечёрка», Инна Калабухова, 2016, холст, масло, 25х30

Инна – лирик. Это можно заключить из ее пейзажей. Чуткое внимание к состояниям природы, желание поймать неуловимые градации и изменения в вечерних красках деревни говорят о вдумчивости, созерцательности ее натуры («Вечер у соседнего двора», «Вечерние облака», «Вечер. Кобыла с жеребенком»). Но это и неудивительно – ведь она выросла в сельской среде, в благословенном селе Воскресенском. Ее родители – художники Татьяна Рагулина и Владимир Калабухов. Возможно, это от них – упругая, сочная и свободная кисть. О поэтическом восприятии мира говорят ее небольшие работы – «Пион и бабочка», «Ранетки», «Настурции».

Они воспринимаются как японские трехстишия – по легкости, ёмкости и словно случайности. На больших полотнах много серого, и художница смело обращается с ним. Серый цвет у нее чрезвычайно богат, может быть и теплым, тлеющим изнутри, и нежно-серебристым, и холодно-свинцовым («Осень. Серебристый день», «Большое деревенское окно» и т. д.). Иногда она предоставляет холсту право оставаться негрунтованным, ведь его естественный серый – такой живой и насыщенный. Базовый цвет, по мнению знатоков, укрощающий капризные красные, желтые, синие. О картине «Большое деревенское окно» художница рассказывает: «Я увидела это окно в родном Воскресенском, в доме женщины, к которой ходили за молоком. Мне хотелось передать кусочек деревенской жизни, согретой домашним уютом, настоящим душевным и солнечным теплом».

«Грушевый цвет. Май в Воскресенске», Инна Калабухова, 2017, холст, масло, 65х65

«Грушевый цвет. Май в Воскресенске», Инна Калабухова, 2017, холст, масло, 65х65

«Дети в саду», Инна Калабухова, 2016, холст, масло, 140х110

«Дети в саду», Инна Калабухова, 2016, холст, масло, 140х110

Инна также и «физик». В ее фотоработах – большой интерес к самым различным материалам – и их взаимному сопротивлению. Интерес к фактуре, текстуре предметов, к их ритму и цветовой игре. Эффекты воды, камня, льда, кирпичная кладка, железные решетки и их отражения в стеклах, контрасты и соответствия больших и малых форм, их единство и противоречия. Не только статичные вещи запечатлевает ее фотовзгляд, но и те доли секунд, когда животные и птицы демонстрируют свои маленькие чудеса. Оригинальны и поэтичны названия фотокартин: «Белая пушистость», «Устаканенная зима», «Легирующий хром», «Застенчивые синицы», «Яркая сторона дождя», «Капля рассвета» и др. В наше время вообще непросто настроить струны души на лирический лад, а Инна еще старается передать это отношение своим ученикам.

«Заснеженный ноябрь в Уфе. Вид с ул. Чернышевского», Инна Калабухова, 2017, холст, масло

«Заснеженный ноябрь в Уфе. Вид с ул. Чернышевского», Инна Калабухова, 2017, холст, масло

Рассказывает Лидия Стратонова, ее наставница и коллега по преподавательской работе: «Студенты настолько проникаются этими чувствами, что благоговейно ловят каждое ее слово и бросаются рисовать как сумасшедшие». Замечательно, что среди нас существуют тонко чувствующие люди, умеющие открыть другим, что и у серого дождя есть своя яркая сторона. Не только деревенская и дикая природа вдохновляют и восхищают художницу, справедливо победившую в недавнем конкурсе, – проекте «Любимые художники Башкирии».

«В последнее время уделяю особое внимание сегодняшней Уфе. Изучаю историю города, в котором живу довольно долго – с 1994 года, и люблю его всем сердцем. Уфа стремительно меняется, приобретает новые грандиозные черты современности, что-то навсегда исчезает, и мне бы хотелось запечатлеть именно этот период жизни любимого города», – таков общий план Инны на будущее. Судя по результатам голосования на сайте «Любимые художники Башкирии», любовь эта взаимна.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 68-71

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ИннаКалабухова
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие