Художник Владимир Калабухов

Художник Владимир Калабухов

«Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

А.С. Пушкин

Таким «уголком вдохновения» для Владимира Ивановича Калабухова стало старинное село Воскресенское, своеобразное «место силы», знаменитое еще с XVIII века медеплавильным заводом и храмом, а в военные годы приютившее московских эвакуированных художников. Позднее там была открыта картинная галерея, филиал Нестеровского музея, которой Владимир Иванович, выпускник «Репинки», заведовал более двадцати лет.

Посмотреть работы художника

Владимир Иванович Калабухов родился в 1955 г. в с . Старая Отрада Куюргазинского района Башкирии. Получил профессиональное образование в Уфимском училище искусств, на факультете теории и истории искусств Петербургского академического института им. И.Е. Репина.

Двадцать лет (1979–1999 гг.) заведовал первым филиалом Башкирского музея им. М.В. Нестерова в селе Воскресенском. С 1980 г. – участник республиканских и всероссийских выставок, с 2000 г. – член Союза художников России. В 2002 г. – участник Международной выставки «Европастель» в Италии, а в 2003 г. – во Франции. Персональные экспозиции проходили почти во всех городах Республики Башкортостан и за ее пределами. В 2011 г. – выставка в инфо-центре Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Работы находятся в частных коллекциях России, Украины, Голландии, Германии, Италии, Австралии, а также в собраниях БГХМ им. М.В. Нестерова, Дома-музея С.Т. Аксакова, в Магнитогорской картинной галерее и др. Художник живет и работает в селе Воскресенское Мелеузовского района Башкирии.

«Облако над хлебным полем», Владимир Калабухов, 1988, бумага, пастель

«Облако над хлебным полем», Владимир Калабухов, 1988, бумага, пастель

Впервые попав туда, он, сам уроженец деревни Старая Отрада Куюргазинского района, словно очутился в глубокой старине: увидел избы, что «забоченились», говоря по-есенински, еще крытые липовым лубом, увидел остов когда-то мощного здания завода, покосившийся мост через реку Тор, старый храм, вековые деревья, весь окоём, прозванный жителями «Синие венцы»… Как художник он не мог не поддаться очарованию этого края и уже много лет остается влюбленным в него, рисуя Воскресенское и окрестные просторы со всех возможных точек.

«Бессмертник», Владимир Калабухов, 1991, холст, масло

«Бессмертник», Владимир Калабухов, 1991, холст, масло

«Слепой дождь на закате солнца», Владимир Калабухов, 1995, бумага, пастель

«Слепой дождь на закате солнца», Владимир Калабухов, 1995, бумага, пастель

Как говорил Сергей Есенин, «Мир таинственный, мир мой древний…». Чтобы запечатлеть этот мир во всей первозданности, без наносных деталей современности, художник выбрал благодатный, но и коварный материал – пастель. Эта техника предполагает быстроту исполнения (недаром в прежние времена служила заменой фотографии). Художник должен сразу, без права на ошибку, «увидеть» и просчитать все цветовые отношения, композицию и настрой картины – стереть или переписать уже невозможно, исправить можно на ранней стадии рисунка. Это было и плюсом, чтобы успеть «ухватить» вечно изменчивые состояния природы (некоторые пейзажи делались прямо в дороге, на руле машины). Но для этого надо иметь и мгновенную реакцию, и дар колориста, и мастерство обобщения. Известно, что пастелью можно и рисовать и живописать (шедевром пастельной живописи остается знаменитая «Шоколадница»). В рисунке форма передается линией и штрихом и лишь подкрашивается несколькими тонами. Но можно создавать и настоящую живопись, воспроизводя всю сложнейшую гамму цвето-световых оттенков, когда линия и цвет перетекают друг в друга, – это волнующая вибрация штриха, особая бархатистость и многослойная глубина.

«Пейзаж с сороками», Владимир Калабухов, 1978, бумага, пастель

«Пейзаж с сороками», Владимир Калабухов, 1978, бумага, пастель

Всерьез занявшись этой техникой, Калабухов сумел поднять пастельную живопись именно до такого уровня и еще более утвердился в своих убеждениях, приняв участие в выставке «Европастель» в Италии и Санкт-Петербурге в 2003 году, где увидел старинные пастели, хранящие «прекрасные мгновенья» на протяжении 200-300 лет.

На одной из последних персональных выставок в уфимском Центральном выставочном зале в июле 2017 года он представил, помимо портретов, серии пейзажей «Воскресенское», «Крымская сюита» и работы, сделанные за рубежом: результат творчества разных лет.

Пейзажи мягкие, подернутые легкой дымкой, со всеми иллюзиями легкого рассеянного света. Его способность увидеть главное, отметая детали-«болтушки», – качество исконно сельского, «природного» человека, остро чувствующего «глагол земли» (опять есенинское выражение). «Показать неземную красоту именно реальной местности» – его цель. И как раз пастель наиболее родственна его характеру, интеллигентному и деликатному, но «азартному и ироничному», по мнению кого-то из зрителей. Если живопись маслом способна кричать, акварель – говорить вполголоса, карандаш – бормотать, то пастель Калабухова – словно почти шепчет, задушевно стихотворствует. До того негромко, что поступило предложение от высоких гостей приступить к более масштабным, «крупным» произведениям. Но его работы и в таком формате по-своему эпичны, несмотря на их тихий лиризм.

«Облака», Владимир Калабухов, 2016, бумага, пастель

«Облака», Владимир Калабухов, 2016, бумага, пастель

Взять хотя бы картину «Храм Тогуз-Темир», возникший как мираж на границе куюргазинских и оренбургских степей. «В его истории круто замешаны романтика и трагедия», – рассказывает Владимир Иванович. Эта «находка» так впечатлила художника, что он создал как бы двойник этого храма, но уже на небесной тверди – из фактурных, объемных облаков, иллюстрируя мысль о природе как о вечно изменчивом облаке; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается собой.

Так и Владимир Калабухов остается верен самому себе, продолжая традиции пастельного пейзажа (вспомним пастели Левитана, Серова, Кустодиева, З. Серебряковой, для которой пастельная живопись до конца дней оставалась излюбленной техникой, и многих других мастеров). Заслуга Владимира Ивановича еще и в том, что он создал поистине многогранную творческую семью: и жена, и дочь Инна – замечательные художники, нашедшие свой путь. Подрастают внуки – и не приходится сомневаться, что их тоже ждут непростые дороги и просторы изобразительного искусства.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 232-235

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ВладимирКалабухов
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие