Художник Александр Журкин (1952–2014 гг.)

Художник Александр Журкин (1952–2014 гг.)

«И удивительные тени
Встают из нежных облаков,
Эллада,Будда, Возрожденье,
И тени будущих веков.»

К. Анненский

Александр Николаевич Журкин – живописец, яркий, талантливый представитель сюрреалистического направления. Родился и жил в Уфе. С 1979 года – участник молодежных, республиканских, всероссийских и международных выставок. Произведения хранятся в ГСН «Урал», в частных собраниях в России и за рубежом (Австрия, Израиль, США).

Посмотреть работы художника

Его облачные глубины – словно небесное отражение сакральных «пузырей земли», облака телесные и живородящие, из сонных вздохов которых рождаются сказки каких-то неземных, божественных игр: головы, предметы, фигуры и архитектурные строения, виденные нами разве что в прошлых жизнях. Здесь, в мистическом тумане, в темно-прозрачных слюдяных слоях эпох, перекликаются призрачные скалы-города Леонардо и ангелы Рафаэля, персонажи Толкиена, поэтические шарады в духе Дали и атрибуты древних (будущих?) мифов. И у каждого – своя правдивая история, отзвуки духа времени как дальнее эхо или луч солнца в темной пучине. Романтик-фантаст в нем творил в подчинении у формы, которой Александр посвятил свое «рыцарское служение». Форма, по его утверждению, является сознательным побудительным мотивом к созданию той или иной работы. Содержание и форма у него сливались в оригинальнейшую живописную – световую и композиционную – амальгаму. Виртуозное владение материалом – лессировочной воздушной живописью, дар видеть невидимое – черты творческого почерка Журкина. Он с глубокой щепетильностью и почитанием относился к Необъяснимому, не переступая призрачные границы такта, музыкальности и невероятной мягкости в угоду сюрреалистическому картезианству. Водоворот мистических полусюжетов дает зрителю (хочется сказать, «читателю») право мечтать, «сотворчествовать» с этими мастерски написанными, ирреальными, в то же время до странности реальными, картинами, от безутешно-грустных до полных светлого экстатического чувства.

«Жертвенник», Александр Журкин, 1989, холст, картон, масло

«Жертвенник», Александр Журкин, 1989, холст, картон, масло

«Конец начала», Александр Журкин, 1990, холст, картон, масло

«Жертвенник», Александр Журкин, 1989, холст, картон, масло

Саша был «полон музыки, музы и муки». Внутренней муки в борьбе за Прекрасное. Это был глубокий созерцатель, очень спокойный с виду, носивший глубоко в себе любовь ко всему земному миру и превращавший его незаметные чудеса в изысканную фантастику. По словам друзей, он мог «в любой извилистой коряге найти совершенство». Пространственные планы его картин, проступающие, как голограммы, один из-за другого, напоминают срезы минералов, их тончайшие тональные и цветовые переходы, как следы самого Времени: «еле-еле ощутимая, сладостная паутина ассоциаций», по выражению Ляли Галеевой. Его «муза», талантливый скульптор Ляля Галеева, так отзывается о его работах: «Я бы могла попытаться расшифровать содержание работ Александра Журкина. Но, возможно ли, остановившись возле приворожившего тебя на стене старого дома пятна плесени или пожухшего уже мха, объяснить, чей профиль ты узрел в цветных разводах, чье лицо, вынырнув из глубин, глянуло тебе вдруг в самое сердце?»

«Аттракцион», Александр Журкин, 1991, холст, картон, масло

«Аттракцион», Александр Журкин, 1991, холст, картон, масло

«Мифы старого города», Александр Журкин, 1993, холст, масло

«Мифы старого города», Александр Журкин, 1993, холст, масло

В начале 80-х молодых художников формального толка, склонных к непонятным ассоциациям и странным, каким-то вовсе не соцреалистическим, способам их выражения, официальное искусство отказывалось понимать. Беззаботные, учтивые «хиппари» с подозрительными идеями, любители блюза и философских бдений, они были поистине «космическими» кумирами молодых (времена «Соляриса» и «ПинкФлойда».) Жигулин и Журкин! Журкин и Жигулин! – жужжало и гудело при их появлении на выставках. Они были прекрасны, как сама та эпоха, ярко воплощая отверженных ею… Более опытные тогда художники, Володя Жигулин и Михаил Спиридонов, помогали Саше расти в области технических живописных навыков. И его всегда вела удивительная художественная интуиция, стремление к совершенству, именуемое великолепным художественным вкусом, и он любил учиться.

«Дорога», Александр Журкин, 1994, холст, масло

«Дорога», Александр Журкин, 1994, холст, масло

Отрывок из статьи искусствоведа С. Соболевской:

«Среди уфимской интеллигенции – директор планетария А.П. Денисов обрел популярность в начале 1980-х, когда заказал Владимиру Жигулину и Александру Журкину панно для интерьера обсерватории. Казалось бы, что в этом особенного? Дело заключалось в том, что эти художники творили под влиянием не менее отверженных, например, Сальвадора Дали и Андрея Тарковского. Раздражение у официального искусства вызывало и их увлечение Ренессансом, конкретно живописью Леонардо да Винчи, Боттичелли. Вот эта гремучая смесь и легла в основу художественного языка их детища, получившего название «Аэлита»

Следить за ходом работ сходились молодые художники, к слову, товарищи Юрия Шевчука. Были среди них Наиль Латфуллин, Евгений Малютин, Михаил Спиридонов, Николай Куприянов, Василь Ханнанов… (Да и кто там только не был! Даже меня не раз заносило поучаствовать в горячих дискуссиях. Много хорошего народу тогда ходило в планетарий! – авт.).

В 1983 году, по окончании работ, прощаясь с местом привычных встреч, художники подписали Манифест Гениализма, своеобразный проект культурной революции и вечного братства художников».

(из статьи «Уфимская Аэлита»,2005 г.).

Время поглотило и братство отверженных, и множество эпохальных событий и людей, но все же поглотило не с головой. Для многих это были поиски истины, абсолюта, зрело утверждение собственного стиля и художественных принципов.

«Призраки Рассвета», Александр Журкин, холст, масло

«Призраки Рассвета», Александр Журкин, холст, масло

Рассказывает Ляля Асадуллина, художник, друг и коллега Журкина по работе, вызывая совсем другой, «голографический», слой времени:

«Много лет назад, в середине 80-х, я познакомилась с удивительной четой художников, Лялей и Сашей Журкиными. Наше общение переросло в дружбу, и я благодарна судьбе за это. В наших беседах о музыке, об искусстве Саша часто говорил о своем любимом художнике Леонардо да Винчи. В работах он следовал тому же лессировочному письму с такой тонкой проработкой деталей и световоздушной перспективы, что мазки почти не видны. Все его картины выполнены на высочайшем профессиональном уровне. В 2009–2012 гг. мы с Сашей работали в иконописной мастерской, что при Крестовоздвиженском храме в Уфе. Нас туда занесло не столько религиозное поклонение, сколько, наверное, поиски Истины, а также желание немного заработать, поскольку картины практически не продавались. В течение трех лет Саня каждый день, кроме выходных, приезжал на Телецентр из Черниковки. Тогда я и увидела, как он работает: дотошно, медленно, тонко, словом, перфекционист в лучшем смысле слова. Он работал в специальных очках для ювелиров, и, как бы высоко ни находилась икона в храме, доводил работу до совершенства, не понимая, как можно пренебрегать деталями. У него получились глубокие образы Св. Петра и Павла, Моисея, Св. Троицы и другие… В это же время он стал получать свою небольшую пенсию. Помню его простодушную радость оттого, что вот так просто ему приходят деньги. В быту он довольствовался малым. Несмотря на природную мягкость, не терпел грубости и агрессии. Ключевое качество – безграничная доброта».

«Ангел», Александр Журкин, 1999, холст, масло

«Ангел», Александр Журкин, 1999, холст, масло

«Муза», Александр Журкин, 2013, холст, масло

«Муза», Александр Журкин, 2013, холст, масло

Его называли Рыцарем Печального Образа, Дон Кихотом, «не от мира сего», говорили, что в сегодняшнем мире очень мало места для таких, как он. «На взгляд обывателя – блаженный, один из тех «святых безумцев». Творил ради творчества, а не ради признания. Редчайшего таланта человек, волшебного…» (Ляля Галеева). После кончины его назвали ангелом, присоединившимся к сонму себе подобных на небесах (на его последних картинах в лицах-ликах можно узнать черты самого Александра).

Наследие этого удивительного художника нуждается в детальном рассмотрении и изучении. С каждым годом оно становится все более притягательным и загадочным, как божественная игра солнечного луча в небесах, полных туч.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #АлександрЖуркин #Художники #Живопись

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие