Художник Владимир Калабухов
«Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
А.С. Пушкин
Таким «уголком вдохновения» для Владимира Ивановича Калабухова стало старинное село Воскресенское, своеобразное «место силы», знаменитое еще с XVIII века медеплавильным заводом и храмом, а в военные годы приютившее московских эвакуированных художников. Позднее там была открыта картинная галерея, филиал Нестеровского музея, которой Владимир Иванович, выпускник «Репинки», заведовал более двадцати лет.
Владимир Иванович Калабухов родился в 1955 г. в с . Старая Отрада Куюргазинского района Башкирии. Получил профессиональное образование в Уфимском училище искусств, на факультете теории и истории искусств Петербургского академического института им. И.Е. Репина.
Двадцать лет (1979–1999 гг.) заведовал первым филиалом Башкирского музея им. М.В. Нестерова в селе Воскресенском. С 1980 г. – участник республиканских и всероссийских выставок, с 2000 г. – член Союза художников России. В 2002 г. – участник Международной выставки «Европастель» в Италии, а в 2003 г. – во Франции. Персональные экспозиции проходили почти во всех городах Республики Башкортостан и за ее пределами. В 2011 г. – выставка в инфо-центре Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Работы находятся в частных коллекциях России, Украины, Голландии, Германии, Италии, Австралии, а также в собраниях БГХМ им. М.В. Нестерова, Дома-музея С.Т. Аксакова, в Магнитогорской картинной галерее и др. Художник живет и работает в селе Воскресенское Мелеузовского района Башкирии.
Впервые попав туда, он, сам уроженец деревни Старая Отрада Куюргазинского района, словно очутился в глубокой старине: увидел избы, что «забоченились», говоря по-есенински, еще крытые липовым лубом, увидел остов когда-то мощного здания завода, покосившийся мост через реку Тор, старый храм, вековые деревья, весь окоём, прозванный жителями «Синие венцы»… Как художник он не мог не поддаться очарованию этого края и уже много лет остается влюбленным в него, рисуя Воскресенское и окрестные просторы со всех возможных точек.
Как говорил Сергей Есенин, «Мир таинственный, мир мой древний…». Чтобы запечатлеть этот мир во всей первозданности, без наносных деталей современности, художник выбрал благодатный, но и коварный материал – пастель. Эта техника предполагает быстроту исполнения (недаром в прежние времена служила заменой фотографии). Художник должен сразу, без права на ошибку, «увидеть» и просчитать все цветовые отношения, композицию и настрой картины – стереть или переписать уже невозможно, исправить можно на ранней стадии рисунка. Это было и плюсом, чтобы успеть «ухватить» вечно изменчивые состояния природы (некоторые пейзажи делались прямо в дороге, на руле машины). Но для этого надо иметь и мгновенную реакцию, и дар колориста, и мастерство обобщения. Известно, что пастелью можно и рисовать и живописать (шедевром пастельной живописи остается знаменитая «Шоколадница»). В рисунке форма передается линией и штрихом и лишь подкрашивается несколькими тонами. Но можно создавать и настоящую живопись, воспроизводя всю сложнейшую гамму цвето-световых оттенков, когда линия и цвет перетекают друг в друга, – это волнующая вибрация штриха, особая бархатистость и многослойная глубина.
Всерьез занявшись этой техникой, Калабухов сумел поднять пастельную живопись именно до такого уровня и еще более утвердился в своих убеждениях, приняв участие в выставке «Европастель» в Италии и Санкт-Петербурге в 2003 году, где увидел старинные пастели, хранящие «прекрасные мгновенья» на протяжении 200-300 лет.
На одной из последних персональных выставок в уфимском Центральном выставочном зале в июле 2017 года он представил, помимо портретов, серии пейзажей «Воскресенское», «Крымская сюита» и работы, сделанные за рубежом: результат творчества разных лет.
Пейзажи мягкие, подернутые легкой дымкой, со всеми иллюзиями легкого рассеянного света. Его способность увидеть главное, отметая детали-«болтушки», – качество исконно сельского, «природного» человека, остро чувствующего «глагол земли» (опять есенинское выражение). «Показать неземную красоту именно реальной местности» – его цель. И как раз пастель наиболее родственна его характеру, интеллигентному и деликатному, но «азартному и ироничному», по мнению кого-то из зрителей. Если живопись маслом способна кричать, акварель – говорить вполголоса, карандаш – бормотать, то пастель Калабухова – словно почти шепчет, задушевно стихотворствует. До того негромко, что поступило предложение от высоких гостей приступить к более масштабным, «крупным» произведениям. Но его работы и в таком формате по-своему эпичны, несмотря на их тихий лиризм.
Взять хотя бы картину «Храм Тогуз-Темир», возникший как мираж на границе куюргазинских и оренбургских степей. «В его истории круто замешаны романтика и трагедия», – рассказывает Владимир Иванович. Эта «находка» так впечатлила художника, что он создал как бы двойник этого храма, но уже на небесной тверди – из фактурных, объемных облаков, иллюстрируя мысль о природе как о вечно изменчивом облаке; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается собой.
Так и Владимир Калабухов остается верен самому себе, продолжая традиции пастельного пейзажа (вспомним пастели Левитана, Серова, Кустодиева, З. Серебряковой, для которой пастельная живопись до конца дней оставалась излюбленной техникой, и многих других мастеров). Заслуга Владимира Ивановича еще и в том, что он создал поистине многогранную творческую семью: и жена, и дочь Инна – замечательные художники, нашедшие свой путь. Подрастают внуки – и не приходится сомневаться, что их тоже ждут непростые дороги и просторы изобразительного искусства.
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 232-235
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ВладимирКалабухов
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!