Художник Виктор Пегов (1938–2018 гг.)

Виктор, Людмила и Владислав Пеговы

Виктор Николаевич Пегов родился в ноябре 1938 году в селе Русский Юрмаш Уфимского района БАССР. В 1962 году окончил Казанское художественное училище, в 1980 году – художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института. С 1962 года преподавал в Детской художественной школе № 1 и в Уфимской детской школе искусств, в которую в 1977 году была преобразована ДХШ № 1. Среди выпускников школы, учившихся у Пегова, – такие известные художники, как М. Давлетбаев, М. Спиридонов, Р. Аскаров и другие.

Посмотреть работы художника

Состоялось более 15 персональных выставок художника. Он неоднократно становился дипломантом российских и зарубежных выставок как педагог и живописец.

В 1988 году В.Н. Пегову присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры БАССР», в 2011 году – «Заслуженный работник культуры РФ». С 1970 года являлся членом РО ВТОО «Союз художников России» Республики Башкортостан, с 2001 года – членом РОО Международной федерации художников – Творческого Союза художников РБ.

Награждён юбилейными памятными медалями В.И. Ленина, 90-й годовщины образования СССР – за историко-революционную тему, Золотой медалью Творческого Союза художников России.

Является Почетным гражданином Орджоникидзевского района г. Уфы. Работы находятся в собраниях БГХМ им. М.В. Нестерова, Национального музея РБ, Музея полиции МВД по РБ, Дома-музея им. В.И. Ленина, приобретены в частные российские и зарубежные коллекции.

Когда в лихую годину церковь в деревне Русский Юрмаш подверглась разорению, церковные книги и иконы были спасены дедом Виктора Николаевича Пегова, служившим церковным старостой. Одну большую икону он спрятал в куче угля прямо в церкви, а книги увёз домой. Спустя какое-то время на страницах книг появились карандашные рисунки, выполненные отцом Виктора Пегова. Никто и не думал, что произведениям сим уготована судьбоносная роль. Мы не знаем, пожурил ли церковный староста сына за своеволие, но, видимо, рассудил, что творчество – дело богоугодное. Господь ведь и сам творит без устали.

У каждого времени свой цвет, фактура и ритм. Дни и сезоны выстраиваются в монументальные формы – в годы, эпохи… То лирично, то вдумчиво, то пафосно… Виктор Пегов создал масштабную панораму времени, берущую начало в суровые послевоенные годы, на которые пришлось его детство.

Весь день в поле, а вечера коротали дома при свете керосинки. В один из таких вечеров внимание Вити привлекли карандашные рисунки отца, обнаруженные им в церковных книгах. Виктор и сам любил рисовать, а слово «художественный», которое иногда звучало по радио, воспринималось им как имеющее отношение исключительно к изобразительному искусству. Он понял, что у его отца тоже была тяга к изобразительному творчеству, превращающему человека в создателя. Можно сотворить собственный мир, радостный и светлый. Магическое слово «художник» обрело смысл и ту привлекательность, которая впоследствии превратилась в цель.

«Из моего детства», Виктор Пегов (годы жизни 1938-2018), 2000–2008, холст, масло

У времени обветренные женские лица и выцветшие гимнастёрки. Сами образы Виктора Николаевича Пегова словно созданы из вещества времени. Время, пришедшееся на его детство, шло медленно, словно письма с фронта. В работе «Мать» Виктор Пегов создает образ женщины, на плечах которой в военные годы держался тыл страны. Прильнувшая к плечу матери девушка добавляет полотну нотку хрупкости и нежности, лишь оттеняющей монументальную, почти скульптурную мощь главной героини, полной отваги и решимости выдержать все, испить до дна и эту чашу…

Женщины трудились в поле, а маленький Витя носил за ними тумбочку с патефоном: под музыку-то работать веселей. Эти воспоминания легли в основу сюжета картины «Из моего детства». Игла патефона спотыкалась, и песня начинала звучать снова, а потом еще раз, а он все носил и носил тумбочку с патефоном.

Вращались пластинки, согнувшись в три погибели, по полю передвигались жницы, а диск солнца неподвижно висел над полем, обдавая жаром округу.

В те юные годы Виктор Пегов, конечно, и представить себе не мог, что ему суждено стать большим художником, академиком, но именно тогда он проникся огромным уважением к человеческому труду, к труженикам земли и воспитал в себе трудолюбие, которое впредь считал одной из главных добродетелей художника, свидетельством его таланта.

Уже в те годы он много рисует. На уроках делает наброски с одноклассников и учителей. Это не осталось незамеченным, и мальчика привлекли к выпуску колхозной сатирической газеты. Чуть позже ему поручают окраску амбаров, различных нежилых помещений. Именно тогда односельчане и нарекли его «художником», сами не догадываясь, насколько недалеки они от истины.

«Мать (Годы военные)», Виктор Пегов (годы жизни 1938-2018), 1984, холст, масло, Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

Первые серьёзные знания о рисунке, живописи и композиции Виктор Пегов получил в Уфе в Доме культуры «Ударник» (ныне ДК им. Калинина) в изостудии известного педагога Геннадия Васильевича Огородова. По окончании изостудии Виктор Николаевич поступает в Казанское художественное училище, в котором некогда преподавал блистательный Николай Иванович Фешин. Ученики Фешина, сами ставшие к тому времени педагогами Казанского училища, открыли перед Виктором магический мир живописи и рисунка, раскрыли секреты, которыми в своё время делился Илья Ефимович Репин со своим учеником Н.И. Фешиным. У Фешина учился легендарный А.Э. Тюлькин, а у того, в свою очередь, – А.Ф. Лутфуллин и М.А. Назаров. Так звено за звеном и выстроилась драгоценная цепь времён, в которой по праву одно из почетных мест занял Виктор Николаевич Пегов.

По окончании Казанского художественного училища в 1962 году Виктор Пегов возвращается в Уфу и становится преподавателем в детской художественной школе № 1, на базе которой в дальнейшем было основано художественное отделение Уфимской детской школы искусств, ставшей первой профессиональной школой в республике. Вчерашнему выпускнику предстояло организовать учебный процесс в школе.

После окончания художественно-графического отделения Чебоксарского пединститута, которое он окончил экстерном, Виктор Николаевич продолжает работать в школе. Он полон планов, реализуя которые, опирается на накопленный опыт и свои знания. Неоценимую помощь в работе по созданию художественного отделения Уфимской детской школы искусств ему оказывает его супруга Людмила Ивановна.

«Тревожный 41-й», Виктор Пегов (годы жизни 1938-2018), 1983, холст, масло, Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

«Тревожный 41-й», Виктор Пегов (годы жизни 1938-2018), 1983, холст, масло, Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

Так и протянулись нити мастерства и духовной связи от И.Е. Репина к юным уфимцам. Как педагога Виктора Пегова всегда отличали доброжелательность, умение просто рассказать о сложном, увлеченность учебным процессом, верность академической школе реалистической традиции живописи и рисунка. Впрочем, как последовательный реалист Виктор Николаевич проявлял себя и в творческих работах. Он говорил, что реалистический метод позволяет ему показать мир таким, каким он его видит, и полностью выразить себя.

Оставаясь бескомпромиссным приверженцем академизма, Виктор Николаевич вполне доброжелательно относился к формальным поискам своих учеников, поскольку всегда с большим уважением и даже трепетно относился к таланту.

«Быть может, прежде губ уже родился шепот и в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, до опыта приобрели черты»

Осип Мандельштам

У времени – шершавая поверхность и ржавый с оттенком лилового цвет. И каждый прожитый год смахивает на высохшую веточку татарника. А вся жизнь, перемолотая жерновами «Старой мельницы», уместилась в прямоугольнике выцветшего фото. Здесь же и лапти – пара путешественниц по маршруту от дома до колхозного поля.

«Старая мельница», Виктор Пегов (годы жизни 1938-2018), 1984, холст, масло, Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

Одним из увлечений Виктора Ивановича всегда была история. Об исторических событиях (о революции, военных годах) повествуют многие его произведения. На картине «Тревожный 41-й» одинокая фигура женщины, вышедшей на окраину деревни и вглядывающейся вдаль, туда, куда по полям и холмам убегает дорога. Ссутулившись от тяжести ожидания и тревоги, женщина стоит в проеме деревенских ворот. Два столба и перекладина – так выглядит триумфальная арка, в которую однажды войдут победители, разбившие врага. Но среди них не будет Николая Пегова, пропавшего без вести под Сталинградом.

В 2014 году Виктора Николаевича и Людмилу Ивановну Пеговых наградили медалью «За любовь и верность». Виктор Николаевич всегда знал, что женится на самой лучшей и будет с ней до конца.

 «Самую лучшую» он встретил на вечернем отделении художественной школы. Она была его ученицей. Симпатичная, женственная… Это, как говорится, видели все, но Виктора Николаевича привлекло в девушке и то, что она была явно наделена талантом художника.

После рождения сына Владислава в 1965 году Людмила Ивановна Пегова поступила на художественное отделение Уфимского училища искусств, затем вместе с мужем училась заочно в Чебоксарах на художественно-графическом факультете пединститута. Его она, как и муж, окончила досрочно.

«Портрет ученицы. Оля», Людмила Пегова, 1987, смешанная техника

Потом супруги Пеговы вместе работали в Детской художественной школе № 1 и Уфимской детской школе искусств. Их семейную жизнь невозможно отделить от работы. По утру вместе отправлялись в школу, в школе сообща решали возникающие вопросы, а вечером встречались дома и снова говорили о том, как идут дела в школе. Людмила Ивановна уверена, что совместная работа укрепила их брак, семейный союз, просуществовавший 55 лет. Они рука об руку прошли долгий путь, на котором всегда чувствовали любовь и поддержку друг друга. И Виктор, и Людмила Пеговы удостоены звания «Заслуженный работник культуры РБ». 25 лет Людмила Ивановна Пегова работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе на художественном отделении Уфимской детской школы искусств. Впрочем, погружённость в работу позволяла ей не забывать о творчестве, вставать к мольберту и доказывать, что в семействе Пеговых она – самостоятельная творческая единица. Людмила Ивановна работала акварелью, пастелью, в смешанной технике…

Её работы отличает сложная, богатая цветовая гамма. Пегова создала выразительную серию «Мои ученики». Лёгкость штриха, проглядывающий сквозь штрихи белый лист позволяют ей добиться той свежести и особой нежности, которые стали отличительной чертой её творческого почерка. «Портрет Оли», голубоглазой девочки со светлыми волосами, представляет нам сущего ангела, сошедшего с небес, и это не просто впечатление. Людмила Ивановна буквально боготворит своих воспитанников и верит в их лучшие качества.

Время прихотливо, но его ход подчинён строгой логике. События, которые приносит его течение, закономерны. И, конечно, совсем не случайно, что Владислав, сын, родившийся у Людмилы и Виктора Пеговых, с детства был увлечён рисованием и тоже стал художником. Сегодня он – Почётный академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, обладатель Золотой и Серебряной медалей «За вклад в Отечественную культуру», Президент Региональной общественной организации Международной федерации художников – Творческого Союза художников РБ. Являясь продолжателем творческой и педагогической династии Пеговых, Владислав уже на пятом курсе художественно-графического факультета педуниверситета также стал преподавателем УДШИ.

«Похищение Евразии», Владислав Пегов, 2005, холст, масло

В своей преподавательской деятельности Владислав во многом придерживается принципов, которым следовал Виктор Николаевич. Он тоже считает: каким бы самобытным дарованием ни обладал ученик, школа должна научить его академическому рисунку, живописи и композиции. Иными словами, вооружить его комплексом знаний и умений, необходимых для дальнейшего развития творческих способностей.

Как художник Владислав Пегов не отрицает авангард и любые формы формального поиска, но в своём творчестве придерживается реалистической традиции. Сейчас он увлечённо работает в стиле транснеореализма. «Это направление, – говорит Владислав, – предлагает зрителю совершить своего рода путешествие во времени, альтернативный взгляд на ход истории, на развитие и трансформацию человеческой внешности и менталитета через призму веков». Иногда этот взгляд бывает весьма жестким, заставляющим вспомнить работы жанра антиутопии.

В работе «Рыба-пила», которую хочется окрестить «Рыбой-фрезой», на драпировке песочного цвета лежит нечто похожее на скелет то ли рыбы, то ли некоего пращура какой-то сухопутной формы жизни, возможно, неизученная ступень эволюции. Своими верхними конечностями это чудище судорожно тянется к подобию скелета-автомата – праотца всей современной смертоносной техники. Когда-нибудь оба эти скелета выберутся на сушу и случится то, что уже случилось: начнутся войны, мир захлестнут волны вражды и ненависти. Эта страшная история совсем не умозрительна. Она по-настоящему осязаема, поскольку изображение выполнено выпукло и представляет собой подобие пролессированного рельефа. Храни нас Бог!

«Рыба-пила», Владислав Пегов, 2004, холст, масло

В гомеровские времена Европой называлась территория Средней Греции, позже это название перешло на весь материк. Но материк-то называется Евразией. Так почему, спрашивается, Зевс, принявший обличье быка, решил похитить Европу и пренебрёг Азией? Владислав Пегов даёт свой, отчасти провокационный, ответ на эту загадку, мучающую человечество с античных времён. «Не пренебрёг, – утверждает Владислав. – Зевс похитил обеих красавиц». Впрочем, у Зевса на то были свои причины, а у Владислава Пегова – свои. Новая трактовка вечного сюжета подарила художнику неожиданное пластическое решение и яркую чувственную композицию «Похищение Евразии», в которой рога быка создают подобие внутренней рамы и закручивают в сферу всё активно декорированное пространство.

У каждого из представителей династии Пеговых – своё место в пантеоне мастеров изобразительного искусства и учителей рисунка, живописи, композиции. Они, словно костяшки чёток, связаны между собой нитями родства, верности избранному пути, эстетическими и моральными принципами. Между тем, подрастают дети Владислава, по словам отца, тоже не обделённые талантами, и, судя по всему, творческую династию Пеговых ждёт пополнение. Пожелаем им успеха!

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 135-140

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #ВикторПегов #Художники #Живопись

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие