Виктор, Людмила и Владислав Пеговы
Виктор Николаевич Пегов родился в ноябре 1938 году в селе Русский Юрмаш Уфимского района БАССР. В 1962 году окончил Казанское художественное училище, в 1980 году – художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института. С 1962 года преподавал в Детской художественной школе № 1 и в Уфимской детской школе искусств, в которую в 1977 году была преобразована ДХШ № 1. Среди выпускников школы, учившихся у Пегова, – такие известные художники, как М. Давлетбаев, М. Спиридонов, Р. Аскаров и другие.
Состоялось более 15 персональных выставок художника. Он неоднократно становился дипломантом российских и зарубежных выставок как педагог и живописец.
В 1988 году В.Н. Пегову присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры БАССР», в 2011 году – «Заслуженный работник культуры РФ». С 1970 года являлся членом РО ВТОО «Союз художников России» Республики Башкортостан, с 2001 года – членом РОО Международной федерации художников – Творческого Союза художников РБ.
Награждён юбилейными памятными медалями В.И. Ленина, 90-й годовщины образования СССР – за историко-революционную тему, Золотой медалью Творческого Союза художников России.
Является Почетным гражданином Орджоникидзевского района г. Уфы. Работы находятся в собраниях БГХМ им. М.В. Нестерова, Национального музея РБ, Музея полиции МВД по РБ, Дома-музея им. В.И. Ленина, приобретены в частные российские и зарубежные коллекции.
Когда в лихую годину церковь в деревне Русский Юрмаш подверглась разорению, церковные книги и иконы были спасены дедом Виктора Николаевича Пегова, служившим церковным старостой. Одну большую икону он спрятал в куче угля прямо в церкви, а книги увёз домой. Спустя какое-то время на страницах книг появились карандашные рисунки, выполненные отцом Виктора Пегова. Никто и не думал, что произведениям сим уготована судьбоносная роль. Мы не знаем, пожурил ли церковный староста сына за своеволие, но, видимо, рассудил, что творчество – дело богоугодное. Господь ведь и сам творит без устали.
У каждого времени свой цвет, фактура и ритм. Дни и сезоны выстраиваются в монументальные формы – в годы, эпохи… То лирично, то вдумчиво, то пафосно… Виктор Пегов создал масштабную панораму времени, берущую начало в суровые послевоенные годы, на которые пришлось его детство.
Весь день в поле, а вечера коротали дома при свете керосинки. В один из таких вечеров внимание Вити привлекли карандашные рисунки отца, обнаруженные им в церковных книгах. Виктор и сам любил рисовать, а слово «художественный», которое иногда звучало по радио, воспринималось им как имеющее отношение исключительно к изобразительному искусству. Он понял, что у его отца тоже была тяга к изобразительному творчеству, превращающему человека в создателя. Можно сотворить собственный мир, радостный и светлый. Магическое слово «художник» обрело смысл и ту привлекательность, которая впоследствии превратилась в цель.
У времени обветренные женские лица и выцветшие гимнастёрки. Сами образы Виктора Николаевича Пегова словно созданы из вещества времени. Время, пришедшееся на его детство, шло медленно, словно письма с фронта. В работе «Мать» Виктор Пегов создает образ женщины, на плечах которой в военные годы держался тыл страны. Прильнувшая к плечу матери девушка добавляет полотну нотку хрупкости и нежности, лишь оттеняющей монументальную, почти скульптурную мощь главной героини, полной отваги и решимости выдержать все, испить до дна и эту чашу…
Женщины трудились в поле, а маленький Витя носил за ними тумбочку с патефоном: под музыку-то работать веселей. Эти воспоминания легли в основу сюжета картины «Из моего детства». Игла патефона спотыкалась, и песня начинала звучать снова, а потом еще раз, а он все носил и носил тумбочку с патефоном.
Вращались пластинки, согнувшись в три погибели, по полю передвигались жницы, а диск солнца неподвижно висел над полем, обдавая жаром округу.
В те юные годы Виктор Пегов, конечно, и представить себе не мог, что ему суждено стать большим художником, академиком, но именно тогда он проникся огромным уважением к человеческому труду, к труженикам земли и воспитал в себе трудолюбие, которое впредь считал одной из главных добродетелей художника, свидетельством его таланта.
Уже в те годы он много рисует. На уроках делает наброски с одноклассников и учителей. Это не осталось незамеченным, и мальчика привлекли к выпуску колхозной сатирической газеты. Чуть позже ему поручают окраску амбаров, различных нежилых помещений. Именно тогда односельчане и нарекли его «художником», сами не догадываясь, насколько недалеки они от истины.
Первые серьёзные знания о рисунке, живописи и композиции Виктор Пегов получил в Уфе в Доме культуры «Ударник» (ныне ДК им. Калинина) в изостудии известного педагога Геннадия Васильевича Огородова. По окончании изостудии Виктор Николаевич поступает в Казанское художественное училище, в котором некогда преподавал блистательный Николай Иванович Фешин. Ученики Фешина, сами ставшие к тому времени педагогами Казанского училища, открыли перед Виктором магический мир живописи и рисунка, раскрыли секреты, которыми в своё время делился Илья Ефимович Репин со своим учеником Н.И. Фешиным. У Фешина учился легендарный А.Э. Тюлькин, а у того, в свою очередь, – А.Ф. Лутфуллин и М.А. Назаров. Так звено за звеном и выстроилась драгоценная цепь времён, в которой по праву одно из почетных мест занял Виктор Николаевич Пегов.
По окончании Казанского художественного училища в 1962 году Виктор Пегов возвращается в Уфу и становится преподавателем в детской художественной школе № 1, на базе которой в дальнейшем было основано художественное отделение Уфимской детской школы искусств, ставшей первой профессиональной школой в республике. Вчерашнему выпускнику предстояло организовать учебный процесс в школе.
После окончания художественно-графического отделения Чебоксарского пединститута, которое он окончил экстерном, Виктор Николаевич продолжает работать в школе. Он полон планов, реализуя которые, опирается на накопленный опыт и свои знания. Неоценимую помощь в работе по созданию художественного отделения Уфимской детской школы искусств ему оказывает его супруга Людмила Ивановна.
Так и протянулись нити мастерства и духовной связи от И.Е. Репина к юным уфимцам. Как педагога Виктора Пегова всегда отличали доброжелательность, умение просто рассказать о сложном, увлеченность учебным процессом, верность академической школе реалистической традиции живописи и рисунка. Впрочем, как последовательный реалист Виктор Николаевич проявлял себя и в творческих работах. Он говорил, что реалистический метод позволяет ему показать мир таким, каким он его видит, и полностью выразить себя.
Оставаясь бескомпромиссным приверженцем академизма, Виктор Николаевич вполне доброжелательно относился к формальным поискам своих учеников, поскольку всегда с большим уважением и даже трепетно относился к таланту.
«Быть может, прежде губ уже родился шепот и в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, до опыта приобрели черты»
Осип Мандельштам
У времени – шершавая поверхность и ржавый с оттенком лилового цвет. И каждый прожитый год смахивает на высохшую веточку татарника. А вся жизнь, перемолотая жерновами «Старой мельницы», уместилась в прямоугольнике выцветшего фото. Здесь же и лапти – пара путешественниц по маршруту от дома до колхозного поля.
Одним из увлечений Виктора Ивановича всегда была история. Об исторических событиях (о революции, военных годах) повествуют многие его произведения. На картине «Тревожный 41-й» одинокая фигура женщины, вышедшей на окраину деревни и вглядывающейся вдаль, туда, куда по полям и холмам убегает дорога. Ссутулившись от тяжести ожидания и тревоги, женщина стоит в проеме деревенских ворот. Два столба и перекладина – так выглядит триумфальная арка, в которую однажды войдут победители, разбившие врага. Но среди них не будет Николая Пегова, пропавшего без вести под Сталинградом.
В 2014 году Виктора Николаевича и Людмилу Ивановну Пеговых наградили медалью «За любовь и верность». Виктор Николаевич всегда знал, что женится на самой лучшей и будет с ней до конца.
«Самую лучшую» он встретил на вечернем отделении художественной школы. Она была его ученицей. Симпатичная, женственная… Это, как говорится, видели все, но Виктора Николаевича привлекло в девушке и то, что она была явно наделена талантом художника.
После рождения сына Владислава в 1965 году Людмила Ивановна Пегова поступила на художественное отделение Уфимского училища искусств, затем вместе с мужем училась заочно в Чебоксарах на художественно-графическом факультете пединститута. Его она, как и муж, окончила досрочно.
Потом супруги Пеговы вместе работали в Детской художественной школе № 1 и Уфимской детской школе искусств. Их семейную жизнь невозможно отделить от работы. По утру вместе отправлялись в школу, в школе сообща решали возникающие вопросы, а вечером встречались дома и снова говорили о том, как идут дела в школе. Людмила Ивановна уверена, что совместная работа укрепила их брак, семейный союз, просуществовавший 55 лет. Они рука об руку прошли долгий путь, на котором всегда чувствовали любовь и поддержку друг друга. И Виктор, и Людмила Пеговы удостоены звания «Заслуженный работник культуры РБ». 25 лет Людмила Ивановна Пегова работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе на художественном отделении Уфимской детской школы искусств. Впрочем, погружённость в работу позволяла ей не забывать о творчестве, вставать к мольберту и доказывать, что в семействе Пеговых она – самостоятельная творческая единица. Людмила Ивановна работала акварелью, пастелью, в смешанной технике…
Её работы отличает сложная, богатая цветовая гамма. Пегова создала выразительную серию «Мои ученики». Лёгкость штриха, проглядывающий сквозь штрихи белый лист позволяют ей добиться той свежести и особой нежности, которые стали отличительной чертой её творческого почерка. «Портрет Оли», голубоглазой девочки со светлыми волосами, представляет нам сущего ангела, сошедшего с небес, и это не просто впечатление. Людмила Ивановна буквально боготворит своих воспитанников и верит в их лучшие качества.
Время прихотливо, но его ход подчинён строгой логике. События, которые приносит его течение, закономерны. И, конечно, совсем не случайно, что Владислав, сын, родившийся у Людмилы и Виктора Пеговых, с детства был увлечён рисованием и тоже стал художником. Сегодня он – Почётный академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, обладатель Золотой и Серебряной медалей «За вклад в Отечественную культуру», Президент Региональной общественной организации Международной федерации художников – Творческого Союза художников РБ. Являясь продолжателем творческой и педагогической династии Пеговых, Владислав уже на пятом курсе художественно-графического факультета педуниверситета также стал преподавателем УДШИ.
В своей преподавательской деятельности Владислав во многом придерживается принципов, которым следовал Виктор Николаевич. Он тоже считает: каким бы самобытным дарованием ни обладал ученик, школа должна научить его академическому рисунку, живописи и композиции. Иными словами, вооружить его комплексом знаний и умений, необходимых для дальнейшего развития творческих способностей.
Как художник Владислав Пегов не отрицает авангард и любые формы формального поиска, но в своём творчестве придерживается реалистической традиции. Сейчас он увлечённо работает в стиле транснеореализма. «Это направление, – говорит Владислав, – предлагает зрителю совершить своего рода путешествие во времени, альтернативный взгляд на ход истории, на развитие и трансформацию человеческой внешности и менталитета через призму веков». Иногда этот взгляд бывает весьма жестким, заставляющим вспомнить работы жанра антиутопии.
В работе «Рыба-пила», которую хочется окрестить «Рыбой-фрезой», на драпировке песочного цвета лежит нечто похожее на скелет то ли рыбы, то ли некоего пращура какой-то сухопутной формы жизни, возможно, неизученная ступень эволюции. Своими верхними конечностями это чудище судорожно тянется к подобию скелета-автомата – праотца всей современной смертоносной техники. Когда-нибудь оба эти скелета выберутся на сушу и случится то, что уже случилось: начнутся войны, мир захлестнут волны вражды и ненависти. Эта страшная история совсем не умозрительна. Она по-настоящему осязаема, поскольку изображение выполнено выпукло и представляет собой подобие пролессированного рельефа. Храни нас Бог!
В гомеровские времена Европой называлась территория Средней Греции, позже это название перешло на весь материк. Но материк-то называется Евразией. Так почему, спрашивается, Зевс, принявший обличье быка, решил похитить Европу и пренебрёг Азией? Владислав Пегов даёт свой, отчасти провокационный, ответ на эту загадку, мучающую человечество с античных времён. «Не пренебрёг, – утверждает Владислав. – Зевс похитил обеих красавиц». Впрочем, у Зевса на то были свои причины, а у Владислава Пегова – свои. Новая трактовка вечного сюжета подарила художнику неожиданное пластическое решение и яркую чувственную композицию «Похищение Евразии», в которой рога быка создают подобие внутренней рамы и закручивают в сферу всё активно декорированное пространство.
У каждого из представителей династии Пеговых – своё место в пантеоне мастеров изобразительного искусства и учителей рисунка, живописи, композиции. Они, словно костяшки чёток, связаны между собой нитями родства, верности избранному пути, эстетическими и моральными принципами. Между тем, подрастают дети Владислава, по словам отца, тоже не обделённые талантами, и, судя по всему, творческую династию Пеговых ждёт пополнение. Пожелаем им успеха!
Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 135-140
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #ВикторПегов #Художники #Живопись
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!