Скульптор Сосланбек Тавасиев (1894–1974 гг.)

Скульптор Сосланбек Тавасиев (1894–1974 гг.)

Сосланбек Дафаевич Тавасиев, осетинский советский скульптор, народный художник Северо-Осетинской АССР (1955 год), народный художник Башкирской АССР (1967 год). Удостоен Государственной премии СССР (1970 год) – за памятник Салавату Юлаеву в Уфе; удостоен ордена Боевого Красного Знамени (1919 г.), орденов Трудового Красного Знамени (1958, 1968 годы), золотой медали АХ СССР (1967 год).

Скульптор-монументалист Сосланбек Тавасиев сыграл большую роль в развитии культуры Башкортостана. Он создал конный памятник народному герою Салавату Юлаеву, который признан крупным достижением советской монументальной скульптуры. Старая часть Уфы получила центр духовного притяжения и «место силы». Как же удалось осетину по национальности создать образ башкирского героя настолько убедительно, что молодые поколения отождествляют личность Салавата Юлаева с памятником? А силуэт стремительного всадника стал брендом республики?

Посмотреть работы скульптора

БОЕЦ

Сосланбек Тавасиев родился в селении Фаснал в горах Дигорского ущелья Терской области Российской империи (ныне Республика Северная Осетия). Семья была многодетная. Мальчика назвали именем богатыря осетинского эпоса – Сосланбеком, что в переводе означает «крепкий, подобно граниту». Как все горцы, он владел оружием и был лихим наездником. Начальное образование получил в городке Алагире, затем учился во Владикавказской гимназии. В возрасте 20 лет его призвали в царскую армию, в осетинский батальон. Боевая биография Тавасиева насыщена событиями гражданской войны. Он поднимал бедноту на борьбу за свои права, организовывал мусульманские партизанские отряды, руководил красными отрядами, освобождавшими Кисловодск от белоказачьих формирований Шкуро. За участие в гражданской войне Сосланбек Тавасиев был награжден орденом Боевого Красного Знамени и всю жизнь хранил боевую шашку и кинжал.

После войны опытному партийцу Тавасиеву поручили заниматься вопросами искусства в системе Наркомпроса. Жизнь налаживалась. Будущий скульптор вернулся в родное селение, чтобы заняться традиционным ремеслом: обработкой камня. Сначала это были надгробия для павших товарищей. Мирная жизнь позволила проявиться таланту Тавасиева-рисовальщика. На первой же выставке творчества народов Северного Кавказа в 1923 году работы Тавасиева заметили. Молодого художника направили учиться на скульптурное отделение Ленинградского высшего художественного института. Его приняли сразу на второй курс. В дипломной работе он изобразил народного героя – партизана.

Тема воинского подвига станет одной из главных в творчестве скульптора. Сосланбек Тавасиев погружается в творческую жизнь, сближается с художниками реалистического направления, участвует в выставках.

«Салават Юлаев», Сосланбек Тавасиев

«Три женщины», Ахмат Лутфуллин, годы жизни 1928-2007. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

СЕМЬЯ

Дипломированный художник переехал в Москву. Женился. Его первой женой стала художница Галина Константиновна Шубина. Родилась дочь, которую также назвали Галиной. В дальнейшем она тоже станет художницей. Брак продлился недолго – всего пять лет.

Второй женой художника стала Марина Федоровна Воскресенская. Она была моложе мужа на двадцать лет. В 1939 году у них родился сын Ростан. Он тоже стал художником. Его, как и отца, волновали исторические темы. Еще Ростан Тавасиев создавал эскизы к платкам и шалям в Московском комбинате. Марина Федоровна устроила жизнь семьи так, что все было подчинено творчеству; сама решала бытовые вопросы. Она была не только хранительницей домашнего очага, но и музой, моделью для многих женских образов, выполненных из дерева и слоновой кости.

Модель памятника «Коста Хетагуров», Сосланбек Тавасиев (годы жизни 1894-1974), начало 1950-х, гипс

Модель памятника «Коста Хетагуров», Сосланбек Тавасиев (годы жизни 1894-1974), начало 1950-х, гипс

ХУДОЖНИК

Мастерская Тавасиева напоминала производственный цех. Кроме скульптур здесь были различные механизмы, электромоторы, чертежи. Он участвовал во всех крупнейших выставках советского искусства, выполнял праздничное оформление площадей и парков. Это были монументальные работы. Уже в 30-е годы он разработал метод, позволяющий создавать в короткие сроки многометровые многофигурные конструкции и помогающий избежать ошибок при переводе макета в натуральную величину. В дальнейшем, при создании памятника Салавату Юлаеву, Тавасиев усовершенствовал этот метод. На свои изобретения скульптор имел множество авторских свидетельств.

Память воина и гражданина Тавасиева отразилась в образе основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову. Все, что касалось жизни и творчества поэта, волновало скульптора с юности. Памятник был установлен во Владикавказе в 1955 году.

ПАМЯТНИК САЛАВАТУ ЮЛАЕВУ

В Башкирии Тавасиев оказался случайно: руководил эвакуацией семей художников в военном 1941 году. Решив все организационные вопросы в селе Стерлибашево, где разместили приезжих, скульптор планировал вернуться в Москву осенью, но задержался. От местных жителей он услышал о славном батыре Салавате Юлаеве, вдохновился его историей и предложил башкирскому правительству создание конной статуи. Идея легла в благодатную почву, поскольку вопрос об увековечивании героев рассматривался еще до войны. Скульптор получил одобрение. Приступая к работе, он, конечно, не предполагал, что процесс создания памятника продлится 25 лет и этот проект станет главным в его жизни. Скульптору дали комнату в доме специалистов по улице Ленина, 2. Позже он жил там, где сегодня располагается дом № 74 по улице Ленина. Основную часть времени он проводил в мастерской, которая находилась на территории современного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Сосланбек Тавасиев жил в Уфе с 1941 по 1946 годы. Для создания образа легендарного человека нужно было проделать огромную работу: изучить не только путь героя, но и характер, историю народа, стиль его жизни. Комитет безопасности выдал художнику разрешение фотографировать в окрестностях Уфы. Летом он брал лодку, плавал по реке и выбирал место для памятника. Естественно, ходил и по городу. Когда скульптор познакомился с рельефом уфимского полуострова, он сразу определил место на крутом берегу Белой. Обком партии был против склона: требовались большие работы и финансы по сносу частного сектора. Предлагали поставить памятник напротив Горсовета или на Советской площади. На страницах республиканской печати развернулась настоящая дискуссия. Но Тавасиев ответил твердо: «Или ставим, где я хочу, или не ставим вообще!»

В этой работе скульптору все было важно: образ мыслей и осанка героя, детали костюма и анатомическое строение коня. Но и к художественной критике он тоже прислушивался. Годы шли, а бесконечные совещания, согласования, утверждения не кончались. Хотя ведущие художники страны и республики поддерживали Тавасиева, финансирование откладывалось. И скульптору требовалось невероятное мужество, чтобы на протяжении 25 лет не отказаться от работы. Он нередко покупал расходные материалы на свои деньги. Семья с пониманием относилась к трудностям. Сосланбек Дафаевич писал: «…Моя жена – это больше половины моего дела».

Так создавалась легенда…

В 1946 году вышло долгожданное Постановление об установке в Уфе памятника. График работ был составлен. И понадобилась большая мастерская для создания модели в натуральную величину. Такой мастерской стала заброшенная церковь-храм Ахтырской иконы божьей матери неподалеку от села Абрамцево в Подмосковье. В советское время местный колхоз хранил в церкви сельхозпродукцию. Тавасиев получил разрешение использовать храм, как студию. Тем самым спас его от уничтожения, когда в стране рушили церкви. Он восстановил кровлю, соорудил систему отопления. Были случаи, когда из-за перепадов температуры глина «плыла», и приходилось лепить модель заново. Сегодня церковь в прекрасном состоянии. Ее украшают старинные иконы. Таким образом, башкирский народный герой невольно способствовал сохранению православной святыни.

Но вернемся к истории памятника. Гипсовая модель была установлена в селе Ахтырка для показа комиссии и простояла там несколько лет. Памятник отливали на Ленинградском заводе «Монументальная скульптура». И опять неожиданный поворот… Планировалась бронза, но вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами, поэтому отлили в чугуне. Когда памятник в разобранном состоянии привезли на барже в Уфу, место было еще не готово. И скульптура 1,5 года лежала на Сафроновской пристани. Пришлось делать отверстия, чтобы детали не лопнули во время затопления.

Архитектором монумента и прилегающей территории стал Исмагил Гайнутдинов. И это был прекрасный проект: настоящий культурный центр с фонтанами, летним театром. А памятником можно было любоваться и с другого берега, и с отходящих галерей. Но финансовые возможности не позволили создать архитектурный ансамбль полностью.

Наконец, в 1967 году конная скульптура весом 40 тонн и высотой 10 метров была воздвигнута на крутом берегу реки. Через три года за эту выдающуюся работу Сосланбек Тавасиев был удостоен Государственной премии СССР.

С.Д. Тавасиев прожил 80 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем названа художественная школа во Владикавказе. В Башкортостане навсегда осталась часть его души в образе Салавата Юлаева. Одна из последних работ скульптора – «Абрамцевская легенда». Портрет башкира, вырезанный из сраженной молнией старой липы. Это легенда о том, что талант, мужество и высокие духовные порывы не исчезают бесследно. Они прорастают цветами и песнями, добрыми мыслями и делами. Поэтому живут вечно!

Текст: Татьяна Краснова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 146-149

Посмотреть работы скульптора

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #СосланбекТавасиев #Скульпторы #Художники

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие