Фотограф Сауле Халиуллина

Фотограф Сауле Халиуллина

«Фотографировать – это… поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце.»

Анри Картье-Брессон

Сауле Фанисовна Халиуллина, фотохудожник, родилась в г. Пярну (Эстония) в 1978 г. Окончила юридический факультет Башкирского государственного университета, проходит обучение в магистратуре при художественно-графическом факультете БГПУ им. М. Акмуллы. Живет и работает в Уфе. Участница различных художественных проектов. В творческом багаже Сауле Халиуллиной – две персональные выставки (в 2018 и 2019 гг.).

Посмотреть работы фотографа

Полотна живописи в одном из светлых пространств галереи «Мирас» великодушно подвинулись, уступая место художественной фотографии. Женские образы, нагие и полуобнаженные, на время заняли эти стены. Зал-просцениум невелик, но выставка получилась объемной, насыщенной. Ласковый рассеянный свет, обволакивающий торсы и лица, умиротворяет, скрадывает противоречия, делая эти образы еще более таинственными.

Женская красота – одна из немногих тем в мире, которая выдерживает испытание вечностью. У нее столько лиц и форм! Это поле всегда благодатно для настоящего художника и фотохудожника, и здесь важно выдержать тонкую линию художественной эстетики, не переступить грань. Сауле Халиуллиной это удается.

Ее творчество в этой области началось около семи лет назад. Через образы и пластику она стремится выразить себя, подходя к предмету серьезно и обстоятельно. При создании снимков руководствуется внутренним вИдением, отчасти сформированным под влиянием работ художников и фотографов, вдохновляющих ее. Начинающим фотографам на своих мастер-классах она рекомендует не пренебрегать опытом и знаниями ярких теоретиков и практиков фотоискусства; и, конечно, необходимо знание классических и авангардных образцов скульптуры и живописи. Художественная фотография – непростое искусство, которое при всей видимой легкости в эпоху «цифры» не каждому дано постичь.

«Доверяю», Сауле Халиуллина, 2017

«Доверяю», Сауле Халиуллина, 2017

«В фотографии не должно быть ничего случайного, то есть все, что находится в поле кадра, становится частью одного целого, принадлежностью образа, атмосферы, – убеждена Сауле. – Каждый образ пропускается через сердце, к каждой модели – индивидуальный подход, и у каждой – одной ей присущие черты». В итоге «оголенные» телом перетекают в «оголенных» душой. Как происходит таинство?

Работы Сауле исключительно постановочные. Она использует естественный, предпочтительно прямой дневной свет. Работать с ним непросто, «надо быть гибким и изобретательным» (С. Х.). Не он ли усиливает тот магический эффект, когда на темном фоне, вписанное в скупые, «угловатые» или мягкие предметы антуража, женское тело в своей пронзительной пластике раскрывает тайны женской души? Геометричная портретная композиция замечательно лаконична в цветовом и предметном наполнении, в расстановке акцентов.

«Уединение», Сауле Халиуллина, 2019

«Уединение», Сауле Халиуллина, 2019

«Не заблудитесь в фотографии, и ваш взгляд найдет и расскажет вам эту историю» (С. Х.). Портрет – это микросюжет. Но Сауле в нем не только наблюдатель – очевидец. «Очевидность – не единый рецепт, это настроение, недоговоренность, приглашение к игре воображения» (С. Х.).

«В портретах у меня нет желания и возможности быть только повествователем, в них я становлюсь участником даже больше, чем модель», – объясняет она. – Но волшебство в том, что в фотографиях, где я выражаю себя, мои модели видят свое. Причина в том, что все женщины – все-таки с одной планеты, и говорим мы на одном языке – жестов, пластики, интонаций, эмоций и так далее. Так же, как и мужчины – уникальные создания, недоступные для понимания нами. Поэтому я не ступаю в область мужского портрета».

Эффект проявления «души» через тело в озере простого небесного света – в этих беззащитных плечах, в выступающих хрупких ключицах и трогательной груди, во «флейте» напряженных позвонков и изломах тонких пальцев; «в теплом теле ребрышки худые и напрасный влажный блеск зрачков», говоря по-мандельштамовски. Упругая волна спины: Сауле подчеркивает ее невероятную выразительность, как и изображения стоп, кистей, жестов рук; они чрезвычайно экспрессивны. «Сюрреалистичность» некоторых поз, дерзость и робость взглядов и жестов, выдающие характер и эмоции – чувственность, медитативную задумчивость и внутреннюю раскрепощенность или, напротив, несвободу – всё это при определенном свете, как и цвете, сдержанном, часто почти монохромном и, как известно, тоже несущим информацию, создает тот самый баланс, когда обнажение чувственно и целомудренно при всей его видимой откровенности. Душа прелестна в своем беспомощном вызове или в торжестве тихой радости; в ней – словно трепет оплавленной свечи.

«Абсолютная», Сауле Халиуллина, 2017

«Абсолютная», Сауле Халиуллина, 2017

«Оголенная», Сауле Халиуллина, 2017

«Оголенная», Сауле Халиуллина, 2017

Блики и светотень, магическая chiaroscuro, должны быть «живыми» – глубокими и выразительными. В монохромных фотографиях часто теряется драгоценный для картины объем. Цвет, как и свет, несет композиционную нагрузку, а также эмоциональный заряд. Сауле держится спокойной, естественно-органичной гаммы, не злоупотребляет резкими контрастами. Не будем углубляться в профессиональную, «техническую» сферу поисков и создания образцов совершенства утонченной женственности. На своих интернет-уроках и мастер-классах она делится секретами собственного опыта и рассказывает о критериях и отличительных чертах портретного искусства в мировой изобразительной культуре.

«Равновесие», Сауле Халиуллина, 2017

«Равновесие», Сауле Халиуллина, 2017

Один из мастер-классов, «Свет в пластике и анатомии тела», прошел в «Мирасе» для многочисленной заинтересованной публики. Из него мы узнали кое-что о «цветовой температуре», о «рембрандтовском» треугольнике, «петле» и «бабочке» при изображении лица. «Крупнолицевых» портретов у Сауле не так много; тем более завораживает их внутренняя тонкость и одухотворенность, сосредоточенность на жизни души. Эту жизнь она создаетугадывает, виртуозно лавируя между светом солнца и тьмой, выстраивает позы и ракурсы. По ее словам, «ценность фотографии – не в количестве кадров, а в целостности повествования». Кадрирует Сауле сразу с первых снимков, почти не обрезает, иногда самый верный – это самый первый взгляд (заповедь Картье-Брессона: «Думать следует до и после съемки, никогда – во время нее»). Кристальной точности глаз – это во многом вопрос опыта.

О том, что опыт Сауле стремительно растет, свидетельствует ее победа в международном конкурсе фотопремии «35 фото». Она удостоилась II премии как лучший фотограф года 2017 (сайт для фотографов, любителей и профессионалов), а в конкурсе участвовало многотысячное войско фотографов со всех концов света. Один из журналистов назвал ее работы «провокационными». При таком творческом потенциале автора зрителю стоит надеяться на большие будущие «провокации», где вновь проступит душа модели и самой Сауле. Пожелаем ей словами одного из ее любимых фотографов, изумительной Энни Лейбовиц: «Не переставать видеть. Не прекращать кадрирование. Не включаться и выключаться. Это непрерывно…».

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 50-53

Посмотреть работы фотографа

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Профессионалы #СаулеХалиуллина #Художники #Фотографы

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие