Художник Рената Малютина
Рената Евгеньевна Малютина родилась 5 мая 1982 г. в Узбекистане в г. Ленинске Андижанской области и сразу после рождения была перевезена в Уфу. Состоит в родстве с С.В. Малютиным, расписавшим первую русскую матрешку (картины художника хранятся в Третьяковской галерее). Воспитывалась в творческой атмосфере, в гостях у семьи часто бывали художники, актеры, музыканты. Профессиональное художественное образование получила на отделении живописи в Уфимском училище искусств (1997–2002 гг.), позже окончила филологический факультет Башкирского государственного университета (2009 г.). Соискатель ученой степени кандидата филологических наук (Кафедра истории русской литературы ХХ в.). Участник городских, республиканских, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных выставок и художественных проектов.
Живет и работает в Уфе.
– Рената Евгеньевна, не могу не спросить о вашем детстве. Первое, что я подумала, узнав о ваших знаменитых родственниках и вашей персональной выставке в 6 лет: «как, должно быть, непросто этому человеку». Что бы вы ни создали, какой бы ни написали шедевр в 20, 30, 50 лет, каждый раз нужно доказывать, что это именно вы, а не общий шлейф династии Малютиных. Как вам в такой роли?
– Я ведь не выбирала, просто родилась и воспитывалась в этой среде. У отца никогда не было мастерской, он принципиально не состоял в творческих союзах и организациях, официально работал дворником и сторожем, как многие художники, поэты и музыканты советского времени, которых интересовал не соцреализм, а авангард и собственные поиски. Комната отца и была его мастерской. К нам приходило много гостей, вся творческая богема. А я, папина дочка, сидела рядом с ними и слушала. Чтение стихов, картины на стенах, разговоры об искусстве – для меня это было само собой разумеющимся. И я думала: папа сделал выставку, я сделала выставку – это нормально, и писать картины, давать интервью, ходить по выставкам – обычное дело, все люди так и живут. И до подросткового возраста хотела быть только художником. Говорила всем: «Мы с папой – художники, а мама с бабушкой – девочки»… Но в более сознательном возрасте посмотрела на это критическим взглядом и решила: нет, ни за что! Это же неустроенный быт, нестабильность. Я ведь человек достаточно приземленный. Но, видимо, от судьбы не уйдешь. После девятого класса, когда выбирала, куда поступать, услышала от крестного: «На западе три востребованные профессии – юрист, врач и дизайнер». Юрист и врач отпали сами собой (не было склонности), и я поступила на дизайнера, так как считала, что это более практичная профессия, чем художник.
Проучившись же почти полгода, обнаружила, что все-таки учусь на живописца, то есть отец с крестным заманили меня туда слегка обманным путем. Но к тому времени уже привыкла к преподавателям и группе и не стала переводиться на другой факультет. Первый семестр акварелью работали, а во втором началась масляная живопись, и вот тут я вспомнила любимый с детства запах краски, втянулась. Сразу же своя художественная манера выработалась, родилась из ниоткуда. И уже в конце первого курса мои работы прошли на республиканскую молодежную выставку, мне было всего 16 лет. Первые успехи простимулировали, вдохновили меня. Но были и попытки уйти из искусства, творческие кризисы. Знаете, мой отец в 80-е – 90-е годы был яркой фигурой в богемной творческой тусовке, это теперь он уже 15 лет как ушел в затворничество и религию, и его не все помнят. А тогда меня каждый раз одолевало сомнение: мою работу вот на эту конкретную выставку взяли, потому что работа достойная, или потому что я дочь своего отца?
– Это очень жестко.
– Да. Получается ведь, что я в своих этапах на 10–15 лет опережаю других художников, всё у меня происходит раньше. Я еще училась на третьем курсе, когда состоялась моя персональная выставка в Малом зале Союза художников, хотя другие к этому гораздо дольше обычно идут. В журнале «Рампа» вышел тогда небольшой материал обо мне и о выставке, а Диана Наумовна Инякина, главный редактор «Рампы» на тот момент, настоящий профессионал, чье мнение я очень ценю, посмотрев фотографии моих работ, сказала: «Если так дальше пойдет, то папу переплюнет». И если когда-то обо мне говорили: «Это же дочь Малютина», то теперь: «У нее, кажется, отец тоже художник?».
– Для вас это остается главной темой?
– Нет, просто мы вышли на эту тему сейчас. А главные темы – те, которые решаешь наедине с холстом.
– А какие темы вы решаете наедине с холстом?
– Что я хочу сказать, зачем я это хочу сказать, нужно ли это мне, нужно ли это миру. И все-таки каждый раз я прихожу к тому, что нужно, раз уж это делается. В последнее время я увлеклась полиптихами. Например, триптих «Ангел». У меня это – больше воинствующий ангел, ангел Апокалипсиса, хотя мы скорее привыкли воспринимать ангела как нежное существо. И не зря я сделала ангела триптихом: отдельно крылья и аллюзия к падшим ангелам, ведь человек – это тоже падший ангел. А еще многие мои работы написаны как отсылка к стихам, наверное, сказывается атмосфера, в которой я воспитывалась, любовь к поэзии. Например, политиптих «Альбатрос» посвящен моему любимому поэту Шарлю Бодлеру. Н.Б. Маньковская в «Эстетике постмодернизма» писала, что очень важна конгениальность читателя-зрителя, что во всё постмодернистское творчество заложено множество культурных кодов, и, если зритель знает историю культуры, поэзию и видит мой холст и название, ему могут вспомниться строки, иначе же он просто видит картинку. Или другая работа, «Импровизация». Эту картину можно назвать иллюстрацией к одноименному стихотворению Бориса Пастернака, ну, насколько вообще тут возможна иллюстрация. Это монументальное полотно метр шестьдесят на метр двадцать.
Импровизация
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
…И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
Борис Пастернак
– Рената Евгеньевна, когда вы рисуете, вы изначально видите картину целиком?
– Сначала возникает идея, а потом на своем языке, в своей манере, я будто бы мазками выкладываю мозаику, и каждый мазок для меня – как драгоценный камень.
– Существует сюжет, который вы не разрешите себе рисовать?
– Есть такой термин, может быть, и неофициальный, но широко используемый искусствоведами: литературщина. Когда в картине рассказывается история. Истории, я считаю, надо рассказывать в книжках, а живопись все же – искусство статичное. Если про картину говорят «литературщина», это негативный отзыв. Если происходит просто пересчет предметов и предполагается, что за каждым изображенным предметом кроется реально существующий смысл, этот предметный ряд подан «в лоб» и не вызывает аллюзий, к тому же, если нет художественных достоинств у картины, – такое я не люблю. Мне не нравится, когда «в лоб» говорят. Да – береза, да – поле, и что? О чем тут еще рассуждать? Красиво – некрасиво, умеет рисовать – не умеет. Дальше-то что? А если мы говорим о «Черном квадрате» Малевича или о Пикассо, то здесь, кроме «умеет – не умеет», поднимаются совсем другие вопросы. Здесь уже можно думать, рассуждать, разглядывать.
– А кувшин чего разглядывать? – показываю на натюрморт с кувшином, висящий на стене в мастерской Ренаты Малютиной.
– А здесь ничего. Здесь просто кувшин. У меня тоже есть простые картинки.
– И что дальше? – с улыбкой спрашиваю я.
– И всё. На этом мы и останавливаемся. Зато есть диптих «Она». В нем как раз очень много смысла, потому что слов женского рода, коренных, важных, целое изобилие: любовь, смерть, жизнь и так далее, и все они заложены в моей картине. Это уже повтор. Предыдущий вариант 2003 года у меня купил московский банк, потом не отпускала меня эта идея, я ее повторила. Авторский повтор, он всегда другой, это не копия. Второй диптих «Она» нарисован уже с другими мыслями и эмоциями, но в основе – та же идея. Вторая «Она» долго делалась, с 2008 по 2011 годы. Я несколько раз отставляла работу в сторону, потом возвращалась к ней: долго искала фактуру, новое визуальное впечатление.
– А филология, почему вы туда пошли?
– Когда закончила училище искусств, возник вопрос, где учиться дальше. У меня не было сомнений, нужно ли высшее образование, я сразу себе ответила – нужно. Съездила в Питер, посмотрела, съездила в Москву, посмотрела, вернулась. В любом случае, я уже была живописцем, художником с базой. Да, я довольно прагматичный человек, и просто ради корочки идти на худграф мне не хотелось. Кроме живописи, мне нравились и нравятся литература, поэзия. Я пошла в БГУ на заочное отделение. По сути, вся учеба на филфаке сводилась к тому, чтобы читать книги, анализировать их. Это систематизировало мои знания, так как обычно мы все читаем бессистемно: сначала одну какую-то книжку, потом случайно попавшуюся другую. Я стала разбираться в течениях, направлениях, странах, временных отрезках. Это, конечно, повлияло на живопись.
Я пишу кандидатскую, но поставила ее пока на паузу, так как в последние годы у меня очень активная выставочная деятельность. А тема диссертации – «Библейские мотивы в творчестве Венедикта Ерофеева». Такая вот спорная тема.
– А Ерофеева вы сами выбирали? Опять же, это мои личные ассоциации, но «История русской литературы ХХ века», название вашей кафедры у меня больше связывается с Булгаковым, Шварцем, Зощенко, Набоковым, Солженицыным – с текстами «потяжелее». Почему же именно Ерофеев с его «веселым пьянством», искрометными и скандальными «Москвой – Петушками», в которых, безусловно, заложено много метафор и смыслов? В этом выборе, как мне кажется, есть некая тонкая связь с выработанной вами манерой художественного письма – многоцветного, яркого, легкого. А другие, тяжелые, истории, к примеру, рассказы Солженицына, вам неинтересны?
– Я попробую сформулировать. Это все-таки частности, если с точки зрения глобальности мироустройства. Например, была революция. Да, на бытовом уровне это очень серьезное и трагичное событие для отдельных людей и целой страны. Но революция – все же крупица по сравнению, скажем, со Смертью. А такие вопросы – Жизнь, Смерть, Бог, Дьявол, смысл Жизни – для меня гораздо важнее вопросов революции. И в этом нет никакой высокопарности или эзотерики. Первично – Библия, там все написано. У меня сейчас в работе большая серия – холсты метр восемьдесят на метр двадцать, пока планируется семь холстов, три – в процессе, один – почти закончен, «Откровение Иоанна Богослова». И это важнее для меня, чем Шварц или Солженицын. И почему еще любима поэзия: поэты через метафоры рассматривают мироздание в целом и любовь в высоком смысле, а не просто как «мальчик с девочкой», хотя и они могут быть отражением в капле вечности. Поэтому поэзия после Библии для меня – на втором месте.
– Понятно. Но если библейские сюжеты – самое важное, а всё остальное – лишь частности, получается: то, что мы с вами – я, вы или кто-то другой – сейчас создаем, это тоже всё частности.
– Необязательно. К примеру, Бодлер. Это не частность. Я надеюсь, что и мои работы – не частность. Вообще искусство субъективно и иррационально, оно не поддается логике. Отец, например, такую формулу вывел для себя: «Я представляю произведение на фоне звездного неба и космоса, держится оно там или не держится…». Вот представьте: на фоне огромного величественного космоса – березки…
– А ведь я представляю. Березки в хорошем исполнении, нарисованные с душой, – это прекрасно.
– Мы, наверное, разные березки себе представляем. Когда я говорю о березках, то имею в виду чисто салонную живопись. Это метафора, конкретно против березок я ничего не имею.
– Хорошо, задам провокационный вопрос. А вся эта чудесная разнообразная пятнистость – это не салонная ли живопись нашего времени? Для банков и т.д.?
– Я считаю, что нет.
– А что скажет следующее поколение?
– Оно само за себя пусть ответит. И, если мы сейчас вернемся к внутренней наполненности и ненаполненности холста, то есть интерьерные работы, чисто цветовые пятна, за которыми ничего нет, – это любой профессионал отличает на раз. А есть работы наполненные. И вообще, это очень сложный вопрос, на него даже ведущие искусствоведы не могут ответить. Он всегда риторический. Сколько стоит искусство, и как оно оценивается. Пытаются рейтинги составлять и вывести какую-то медиану, но всё индивидуально, все-таки. Главное, иметь что-то, что ты можешь сказать. И можешь говорить это любым языком.
– Рената Евгеньевна, как вы определяете стиль, в котором работаете?
– Между экспрессионизмом и фовизмом. Это не мое определение – искусствоведов.
Текст: Надежда Смирнова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 266-270
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РенатаМалютина
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!