Художник Расих Ахметвалиев

Расих Ахметвалиев в 2018 году удостоен специальной премии имени Николая Пеганова

Заслуженный художник РБ (1990 г.), член Союза художников РФ (1992 г.), член Maison des Artistes, Франция (2002 г.). Родился в д. Бекеево Чишминского района БАССР. Окончил художественно-графическое отделение Уфимского музыкально-педагогического училища № 2 (1976 г.) и художественно-графический факультет БГПУ им. М. Акмуллы (1981 г.). Входил в творческую группу «Инзер» (1989–1993 гг.), участник творческого объединения «Чингисхан» (с 1990 г.). Лауреат первой международной независимой культурологической премии фонда «Туран», г. Казань (1993 г.). В 1991 г. работал в США, в 2002–2008 гг. жил и работал во Франции (Онфлёр, Париж), где сотрудничал с галереей Bartoux; в 2009–2016 гг. работал с галереей Visio Dell`Arte (Париж), с 2014 г. сотрудничает с галереей MaxLaniado (Нью-Йорк, США).

Посмотреть работы художника

Показал более 25 персональных выставок в России и за рубежом. Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, БГХМ им. М.В. Нестерова, Московском музее современного искусства, Национальном культурном центре «Казань», Новосибирском государственном художественном музее, Фонде поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.

Мы встретились с Расихом Хасиповичем в кафе с цветными лампочками на стенах. Если смотреть на них долго – мир расплывается цветными пятнами, увлекая в тонкое и запредельное, где нет чётких линий, точных портретов, предсказуемых состояний, где ничто не гарантировано по определению. Бывает: стоит скамейка, подошла девушка, села девушка, сидит девушка – всё. Но та же ситуация может разлиться каскадом эмоций и настроений, если всмотреться волшебными глазами художника: своенравное пространство преобразило девушку, растащило на нелогичные линии, и весь её образ проливается цветом. Вряд ли это только видение.

– Расих Хасипович, не могу сказать, что разгадываю ваши картины.

– А их и не надо разгадывать, они должны воздействовать ассоциативно, эмоционально.

– Да, но хочется же уловить послание, понять,какая в них была заложена мысль.

– Конечно, даже абстрактная работа содержит смысл, имеет своё сюжетное развитие. Говорят же: картины возникают из картин, стихи из стихов, фильмы из более ранних фильмов, то есть мы все передаем приветы туда, в прошлое. Если человек всерьёз рисует, значит, у него уже есть какой-то опыт общения с искусством, он уже видел картины, принял понравившуюся ему пластику, а когда художник садится за холст – вот тут и завязывается сюжет. Допустим, на примере литературы: писатель начал рассказ или роман – почему он начал его писать? Почему пишет именно такой рассказ и именно так? – Это и есть сюжет, где сам писатель – персонаж. Художник – тоже персонаж этого мира, а так как изобразительное искусство статично, неподвижная картинка в двухмерном пространстве, вот и включается в сюжет то, что за ее рамками – замысел и опыт художника. За любым художником стоит история. И как можно внести в искусство новшество, сказать свое слово, добыть изюминку? Только копаясь в своей истории. Картина или другое произведение будут живыми, если в них заложены чувства, но эти чувства нужно еще суметь передать. И, конечно, нужны навыки, владение изобразительными средствами выражения, но во время работы не надо пользоваться вчерашними штампами, сама текущая ситуация, уникальный сюжет художника должны их диктовать. Иной раз может получиться немного коряво – пусть так, по чуть-чуть, но своя манера будет нащупываться. И в первую очередь должна быть игра, автору самому должно быть интересно. В этом и весь секрет.

«В мастерской», Расих Ахметвалиев, холст, масло

«В мастерской», Расих Ахметвалиев, холст, масло

– И всё же, какая в ваших приветливо-ускользающих сюжетах кроется философия?

– В студенческие годы, в конце 80-х, я читал Шопенгауэра, мне был интересен чувственный мир человека, когда весь мир против тебя. Именно с этого я начинал: весь мир против тебя. Это сильные слова, мозг возбуждается от такой мысли. А если бы я подумал: вступлю в компартию, буду в колхозе работать, яблони красивые посадим – наверное, всё было бы по-другому, но не познал я коммунистического воодушевления, другое дело – экзистенциализм, вот что меня тогда волновало. Я начитался книг. В семье жены, где мы с ней поселились и жили какое-то время после свадьбы, хранились двести томов всемирной литературы, а это же самое-самое. Я брал наугад книги, читал. Джон Стейнбек, Низами, Фирдоуси, Акутагава Рюноскэ – список тот длинный, и каждый из них чем-то меня зацепил. Такие книги ломают стереотипное восприятие.

А когда я сам начинал как художник, думал, что писать – это стремиться к гармонии, но позднее понял, что, с одной стороны, мы служим искусству, а с другой – занимаемся самоисследованием. Но и это, возможно, ошибочно. Казаться нам может всё что угодно. Необязательно же думать о себе бог знает что и тянуться к высокому ремеслу и регалиям, чтобы понять или создать что-то важное. Вспомним роман Гессе «Сиддхартха»: Будда целенаправленно искал просветления, предпринимал нечеловеческие попытки, а когда вернулся домой и взглянул в глаза друга детства паромщика – увидел в них свет и понял, что тот достиг своего просветления, не уезжая из дома.

– А вы когда-нибудь вставали за холст, чтобы нарисовать мрачное?

– Нет, внутренне это совсем не моё. Это всё равно, что преумножать негатив, а ведь в мировом контексте самое востребованное из русского искусства – это иконы и авангард двадцатого века. Иконы вытаскивают человека на другой уровень, в них глубокий контекст, это искусство соборное. А авангард (Малевич, Кандинский) – это построения вне земной гравитации, в пространстве без притяжения, в космосе, можно сказать, – и снова выход в высокое измерение. Иконы и авангард человека над собой поднимают, это искусство дающее. В этом и красота русского искусства, как я для себя выяснил – русское искусство должно наполнять. Мне всегда больше нравилось доброе, и, если мы откроем любую энциклопедию по искусству, то встретим там вещи, в основном, дающие.

– Изобразительному искусству?

– Да. Но, я думаю, это касается всех его видов, литературы тоже.

– Но великие писатели, копая глубоко, бывает, достают до дна.

– Чтобы читатель не засыпал, в книге должны быть взлёты и падения, но, в конечном итоге, всё произведение в целом обычно оставляет хорошее впечатление, наполняющее? Вот.

«В саду», Расих Ахметвалиев, 1997, холст, масло, 60х73

«В саду», Расих Ахметвалиев, 1997, холст, масло

– Расих Хасипович, скажу по-другому: если на картине красивые девушки, то все понимают, что они не будут такими всегда. Трагедия и увядание на холсте, нарисованном позитивно, просто не успевают случиться! А хороший текст, на мой взгляд, оставляет не столько приятное послевкусие, сколько двусмысленность, выбор.

– Но и настоящая картина многослойна и многовременна. В первый раз её можно рассмотреть так, а потом иначе. Она бесконечна. Хорошая картина – это каждый раз новое настроение, открытие за открытием – так же, как когда снова и снова читаешь великую книгу. В книге ведь слова (по-другому сказать: краски) те же, а читатель вдруг новые детали улавливает. И картина, и книга – это эмоциональное, сконцентрированное послание.

– Расих Хасипович, а как вы рисуете? Например, девушки на скамейке: вы увидели их, запомнили, делаете наброски?

«Середина лета», Расих Ахметвалиев, 2016, холст, масло

«Середина лета», Расих Ахметвалиев, 2016, холст, масло

– Нет, нет. Девушки – это ведь повод. Может быть, прямо таких, которых рисую, – их нет, но такие же постоянно сидят, на любых скамейках. Мы все пришли сюда из Рая, и девушки эти тоже пришли из Рая. Расскажу одну из интерпретаций, – улыбается художник. – Сидят они в сквере – прообразе Рая – ждут любви, а сами не знают, как к этому относиться, у них же и гордость, и воспитание – вот и выходят характеры: одна сосредоточилась и чем-нибудь недовольна, другая легкомысленна как ветерок. Сидят девушки – да, а смысл-то в чем? А ни в чем! (смеется) И для меня это очень удобный сюжет – когда нет конкретного смысла.

– Хорошее признание (смеемся вместе).

– Да, я тогда максимум включаю свои фантазии. А мысли нету вообще, но есть идея, и, когда я рисую, то даю выход именно ей, идея овладевает мной, подсказывает средства выражения. Говорят же китайцы: смотри на дерево, и оно само расскажет, как его рисовать. Или вот еще удобный сюжет для картины: девушка с книгой об изобразительном искусстве, она сама пришла неизвестно откуда, а тут еще книга – реальный продукт о чем-то возвышенном – вот и происходит наслоение и переплетение духовных миров.

«Девушка с книгой», Расих Ахметвалиев, 2016, холст, масло

«Девушка с книгой», Расих Ахметвалиев, 2016, холст, масло

– А когда неожиданно меняются пропорции тела, например, сильно вытянутая назад голова?

– Я так не воспринимаю, честно сказать, но не хочу рисовать ожидаемо, реалистичные формы тела – это неинтересно. Изюминка должна быть, и картина сама ее подсказывает. Начинаешь картину ты сам – ты ведь «умный», опытный, вроде бы чтото придумал, а потом, картина может не нравиться, я больше половины своих работ уничтожил, а работа получилась – если в ней что-то вышло не от меня. Я даже не знаю, хорошее это или плохое, но точно вижу – не от меня. Я именно это и вижу.

– А другие люди могут определить, где именно в картине случилось «не от меня»?

– Не знаю. Наверное, нормально, если они об этом вообще не думают. Ну вот как у меня бывает? Прихожу иной раз в мастерскую: рисовать неохота, погода дурацкая, настроение – катастрофа. 

Октябрь, ноябрь, декабрь – сегодня хмурый холодный день, и сколько таких ещё будет! Так можно долго расстраиваться и вообще перестать рисовать. А я себе говорю: ведь это удобный момент! Это же хороший сюжет! Вот я пришел в мастерскую, настроения нет – об этом и нарисую. И рисую художника, и в процессе работы начинаю меняться. Холст, краски, кисти, палитра, цвета – я всё это очень люблю, можно сказать, этим и вдохновляюсь. В процессе приходит Муза и дает понюхать цветок, символ иного мира. И меня затягивает совершенно в другой мир, в котором это и происходит: к художнику пришла Муза и принесла другой аромат. Иной раз я на это так и смотрю: картину забыл и смотрю. А потом иду домой, радостный. Я, конечно, укорачиваю историю, одна картина несколько месяцев может делаться. Но всё это происходит примерно так. Наверное, обычный собранный человек такую картину не нарисует – для этого слишком уж надо себя отпускать, медитация, что называется.

– Ух ты! А всадники на ваших картинах – что они означают?

– Всадник – это составной образ, в котором лошадь – тело, а наездник – душа.

– А почему же девушки без лошадей, они – бестелесные?

– Они изначально эфирные, необычные существа, они не отсюда, они у меня «душа» сразу. Мужчин я могу рассматривать как душу и тело в отдельности, я сам мужчина, а женщин я не понимаю вообще. Но женщины иногда подходят на выставках: «Ой, вы так тонко чувствуете нашу душу!» Но я не чувствую, честно говоря. Да и вообще этой теме большого значения не придаю. Рисую так, как рисую, – и всё. Лучше вообще не думать (смеется).

– Говорят, в каждом человеке существует свой внутренний конфликт, обычно между противоположными качествами. И у вас он, будто бы, в том, чтобы не думать вообще или – наоборот, взять и однажды подумать как следует, чтобы, наконец, что-то уже понять.

– Вот, – улыбается Расих Хасипович. – На самом деле, так оно и есть. Но когда касаемся глобальных вопросов, любые ответы временны, завтра или через десять лет мнение поменяется: в связи с возрастом или здоровьем, или неожиданным опытом. Человек, он – текучий, а не завершенный объект, хоть и берется иногда судить обо всем с позиции вечного.

– Тогда получается, что вообще никто, никак и никогда не стабилен? Честно говоря, именно это через ваши картины прослеживается.

– Я так чувствую, и поэтому у меня, как говорят некоторые, – «кривые линии», зато органично.

– А вы любите, когда ваши картины трактуют? Бывало, что вы обижались на чью-то трактовку?

– Нет, ведь это не мои толкования, это история зрителя. Смотрит он на картину, характеризует себя, а меня охарактеризовать невозможно. Около меня можно описать словесные зигзаги, выстроить предположения, но ведь это уже буду не я, а кусочек видения конкретного человека, да и то, только так, как он сумел передать словами. Нельзя про меня написать, и ни про кого нельзя. Один одно увидит, другой – другое.

«Зимний всадник», Расих Ахметвалиев, 2016, холст, масло

«Зимний всадник», Расих Ахметвалиев, 2016, холст, масло

– Выходит, я напишу статью про СЕБЯ, которая будет называться вашим именем?

– Конечно! Поэтому всё нормально. В России про меня иной раз говорят: кубист, импрессионист, авангардист, но я не отношусь никуда в чистом виде – не актуальное искусство, не контемпорари, не абстракция. Французы тоже пытались классифицировать и сформулировали: tres personalite – очень личностное, наделенное качествами, которых ни у кого больше нет (улыбается). Такого стиля не существует.

Текст: Надежда Смирнова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 44-49

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РасихАхметвалиев
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие