Художник Ралиф Ахметшин

Художник Ралиф Ахметшин

Ралиф Файзелович Ахметшин – живописец, член Союза художников России (с 2014 г.). Участник республиканских, региональных, всероссийских, зарубежных выставок. Произведения хранятся в музеях им. М.В. Нестерова, С.Т. Аксакова, в частных собраниях Италии, России, Германии, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи, Японии.

Посмотреть работы художника

– Какие детские воспоминания ассоциируются у вас с профессией художника?

– Наверно, было даже не впечатление, а ощущение. Удивительное ощущение, что я стану какой-то артистической натурой. Мне тогда было лет шесть-семь, я сидел в одиночестве у реки недалеко от дома бабушки в родном Караидельском районе. Можно сказать, медитировал по-своему, по-детски, будто в будущее заглядывал.

– Вы родом из Караидельского района? Когда родились? Рано начали рисовать?

– Да. Родился 24 января 1963 года в деревне Шамратово. В школе, уже в Уфе, куда мы с родителями переехали, срисовывал животных. Четко помню, что они у меня лучше всего получались. И, конечно, как все мальчики, рисовал танки, «бомбежки».

– Родители проявляли творческие способности?

– Мама, хоть и работала токарем на заводе, посещала вокальную студию. Она хорошо пела, у нее был слух абсолютный. Отец рисовал. Я помню, как он нарисовал шариковой ручкой розу. И только потом, спустя многие годы, понял, как это сложно. Надо обладать объемным мышлением, и это же не карандаш – не исправишь. Он был строителем, у него объемное мышление присутствовало по определению.

– Расскажите, пожалуйста, как и когда вы, выпускник УГАТУ, приняли решение посвятить себя живописи?

«Весна на Инзере», Ралиф Ахметшин, 2012, холст, масло

«Весна на Инзере», Ралиф Ахметшин, 2012, холст, масло

– На втором курсе авиационного института я посмотрел французский фильм о судьбах Гогена и Ван Гога, которые пересекались. И примерно в то же время вышел замечательный советско-болгарский фильм о Никколо Паганини. Партию скрипки играл Леонид Коган, в главной роли снимался армянский артист Владимир Мсрян. Я испытал своего рода шок, в результате которого пришел к мысли, что учусь не в том заведении. Примерно со второго курса я это конкретно понял.

– На какой специальности учились?

– Учился технологии машиностроения. С того момента проявился мой интерес к живописи. Я начал самостоятельно изучать историю искусств, читал о художниках, покупал альбомы. Я помню, в «Знании» тогда был шикарный второй этаж, где, в том числе, и репродукции вывешивали. Ван Гог там был с его «Подсолнухами»!

– То есть все эти книги о художниках и альбомы с репродукциями появились после фильмов?

– Именно! Между тем, я окончил институт, по специальности практически не работал, отслужил в армии. Кстати, уже в Орске, где я служил в авиационной части, много общался с местными художниками и скульпторами. Мы, будучи офицерами, могли выезжать в город, так как жили более или менее свободно. Познакомился в Орске с девушкой, окончившей Магнитогорский пединститут. Она меня и ввела в их круг. Когда вернулся в Уфу, я первым делом отправился в вечернюю художественную школу № 2, которая тогда располагалась на улице Белякова. Учился там и параллельно работал в оперном театре.

– Как в театре очутились?

– Я просто искал близкую себе атмосферу. Наобум пошел. Меня приняли сначала бутафором-декоратором, потом, когда вакансия освободилась, я перешел уже на должность художника-декоратора. Легко, помнится, влился в артистическую среду. Там года два поработал, затем в училище искусств поступил.

– Когда вы увлеклись пейзажем?

– Меня как художника изначально притягивала пейзажная живопись, в том числе городские пейзажи. Возможно, тут вмешался случай – мне повезло. После окончания Академии художеств СССР имени Ильи Ефимовича Репина в Уфу на какое-то время вернулся Радик Масхутович Шафиев. Его направили сюда на практику, и он у нас преподавал.

«Мечеть имени Ахмата Лутфуллина», Ралиф Ахметшин, 2014, холст, масло

«Мечеть имени Ахмата Лутфуллина», Ралиф Ахметшин, 2014, холст, масло

«Мостик», Ралиф Ахметшин, 2011, картон, масло

«Мостик», Ралиф Ахметшин, 2011, картон, масло

Радик Масхутович заразил нас пейзажной живописью. Он стоял с нами и писал прямо «с окна»: очень наглядно. Не надо забывать, что он был мастером, его работы Алексей Михайлович Грицай высоко оценивал. В Уфе Шафиев как-то не прижился и уехал, но успел дать нам базовые знания. Был бы другой педагог – неизвестно, может быть, и другое направление изобразительного искусства меня увлекло. Как правило, от педагога очень многое зависит. Я вижу это и на примере коллег. Кроме того, Шафиев заряжал нас своей целеустремленностью. О многом говорит уже то, что он несколько раз поступал в академию, пока своего не добился. К моменту встречи с нами он был вполне опытным художником.

– Как у вас произведения рождаются?

– Многие вещи требуют натуры, поскольку я пейзажист. Поэтому так важны этюды. Всё преходящее, текучее, меняющееся – только успевай ловить мгновения.

– Вам прекрасно удается эти мгновения поймать… Много этюдов пишете к одной работе, или не всегда такое обязательно?

– Как правило, два-три этюда. Некоторые из них вполне самостоятельны. Большого формата работы требуют нескольких этюдов, когда ты занят поиском композиции. Для примера – «Музей А.Э. Тюлькина» (находится в БГХМ им. М.В. Нестерова). Я к этой работе делал несколько этюдов, потому что стремился не к фотографической точности, тогда для меня были важны акценты на значимых объектах – доме-музее, мечети, мосте на въезде в Уфу. Задача была показать знаковые места. А иногда надо просто состояние передать, и одного этюда достаточно.

«Уборка сена», Ралиф Ахметшин, 2014, холст, масло

«Уборка сена», Ралиф Ахметшин, 2014, холст, масло

–Что вы подразумеваете под состоянием? Транслировать зрителю состояние, в которое вас приводит сама эта природа?

– Да. Некое обобщение. Бывает, работая над этюдом, пытаешься что-то нащупать, ищешь; что-то теряется в процессе поиска, ускользает, но появляется другое. То есть настолько это всё зыбко… Эти этюды – практически их и невозможно повторить, они чаще самодостаточными бывают.

Мне близки традиции русской классики – Левитан, Поленов, Серов, Коровин, Репин. Они писали самодостаточные этюды, и из них уже потом что-то брали. Левитан, я знаю, увидев мотив, мог подойти к мольберту и писать этюды один за другим. Когда у него накапливался материал, тогда он созревал для того, чтобы создать нечто большее. Так же и я. Пишешь в зависимости от того, какие задачи, какой мотив, что ты хочешь, что наметил. В том же «Музее Тюлькина» я хотел Уфу показать и особо не стремился передавать какие-то состояния. Ну, зима…

– Как вы понимаете, что вот это – «всё», а вот это – то, что нужно?

– Не знаю. Это логике не поддается. Я больше не аналитик, а эмоционал, скорее. Для меня важно первое ощущение, эмоциональное восприятие. Анализ уже потом идёт, когда пишешь большую картину или какие-то детали добавляешь, прорабатываешь. Первый импульс всегда более эмоциональный.

– Что вас приводит в нужное для работы состояние?

– Как правило, я под музыку пишу.

– Кто ещё из учителей оказал влияние на ваше творчество?

«Улочки Уфы», Ралиф Ахметшин, 2002, холст, масло

«Улочки Уфы», Ралиф Ахметшин, 2002, холст, масло

– Я благодарен всем своим педагогам. Вспоминаю Мухаметшина Гумера Идиятовича – мудрого, опытного, с прекрасным чувством юмора. Он преподавал скульптуру, будучи хорошим живописцем. Именно он подсказал мне сюжет дипломной работы. Рисунок вел у нас Калитов Георгий Гайнияхматович. Его бесценные замечания о рисунке и в целом об изобразительном искусстве запомнились на всю жизнь. Композицию преподавал Хасанов Ринат Мидхатович с его любимым Брейгелем, признанным мастером композиции не только в части компоновки, но и в организации пространства с точки зрения смыслов. Карпова Тамара Петровна запомнилась увлеченной и вдохновенной подачей материала об истории искусств.

– Что привлекает в ваших работах поклонников?

– Стараюсь передать эмоциональное, цветовое и пластическое ощущение от состояния природы, пейзажного мотива, и, когда мне это удается, зритель чувствует мгновенно. Я благодарен моим поклонникам за их теплые, душевные отклики!

Текст: Елена Синицына,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 54-57

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РалифАхметшин
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие