Художник Ралиф Ахметшин
Ралиф Файзелович Ахметшин – живописец, член Союза художников России (с 2014 г.). Участник республиканских, региональных, всероссийских, зарубежных выставок. Произведения хранятся в музеях им. М.В. Нестерова, С.Т. Аксакова, в частных собраниях Италии, России, Германии, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи, Японии.
– Какие детские воспоминания ассоциируются у вас с профессией художника?
– Наверно, было даже не впечатление, а ощущение. Удивительное ощущение, что я стану какой-то артистической натурой. Мне тогда было лет шесть-семь, я сидел в одиночестве у реки недалеко от дома бабушки в родном Караидельском районе. Можно сказать, медитировал по-своему, по-детски, будто в будущее заглядывал.
– Вы родом из Караидельского района? Когда родились? Рано начали рисовать?
– Да. Родился 24 января 1963 года в деревне Шамратово. В школе, уже в Уфе, куда мы с родителями переехали, срисовывал животных. Четко помню, что они у меня лучше всего получались. И, конечно, как все мальчики, рисовал танки, «бомбежки».
– Родители проявляли творческие способности?
– Мама, хоть и работала токарем на заводе, посещала вокальную студию. Она хорошо пела, у нее был слух абсолютный. Отец рисовал. Я помню, как он нарисовал шариковой ручкой розу. И только потом, спустя многие годы, понял, как это сложно. Надо обладать объемным мышлением, и это же не карандаш – не исправишь. Он был строителем, у него объемное мышление присутствовало по определению.
– Расскажите, пожалуйста, как и когда вы, выпускник УГАТУ, приняли решение посвятить себя живописи?
– На втором курсе авиационного института я посмотрел французский фильм о судьбах Гогена и Ван Гога, которые пересекались. И примерно в то же время вышел замечательный советско-болгарский фильм о Никколо Паганини. Партию скрипки играл Леонид Коган, в главной роли снимался армянский артист Владимир Мсрян. Я испытал своего рода шок, в результате которого пришел к мысли, что учусь не в том заведении. Примерно со второго курса я это конкретно понял.
– На какой специальности учились?
– Учился технологии машиностроения. С того момента проявился мой интерес к живописи. Я начал самостоятельно изучать историю искусств, читал о художниках, покупал альбомы. Я помню, в «Знании» тогда был шикарный второй этаж, где, в том числе, и репродукции вывешивали. Ван Гог там был с его «Подсолнухами»!
– То есть все эти книги о художниках и альбомы с репродукциями появились после фильмов?
– Именно! Между тем, я окончил институт, по специальности практически не работал, отслужил в армии. Кстати, уже в Орске, где я служил в авиационной части, много общался с местными художниками и скульпторами. Мы, будучи офицерами, могли выезжать в город, так как жили более или менее свободно. Познакомился в Орске с девушкой, окончившей Магнитогорский пединститут. Она меня и ввела в их круг. Когда вернулся в Уфу, я первым делом отправился в вечернюю художественную школу № 2, которая тогда располагалась на улице Белякова. Учился там и параллельно работал в оперном театре.
– Как в театре очутились?
– Я просто искал близкую себе атмосферу. Наобум пошел. Меня приняли сначала бутафором-декоратором, потом, когда вакансия освободилась, я перешел уже на должность художника-декоратора. Легко, помнится, влился в артистическую среду. Там года два поработал, затем в училище искусств поступил.
– Когда вы увлеклись пейзажем?
– Меня как художника изначально притягивала пейзажная живопись, в том числе городские пейзажи. Возможно, тут вмешался случай – мне повезло. После окончания Академии художеств СССР имени Ильи Ефимовича Репина в Уфу на какое-то время вернулся Радик Масхутович Шафиев. Его направили сюда на практику, и он у нас преподавал.
Радик Масхутович заразил нас пейзажной живописью. Он стоял с нами и писал прямо «с окна»: очень наглядно. Не надо забывать, что он был мастером, его работы Алексей Михайлович Грицай высоко оценивал. В Уфе Шафиев как-то не прижился и уехал, но успел дать нам базовые знания. Был бы другой педагог – неизвестно, может быть, и другое направление изобразительного искусства меня увлекло. Как правило, от педагога очень многое зависит. Я вижу это и на примере коллег. Кроме того, Шафиев заряжал нас своей целеустремленностью. О многом говорит уже то, что он несколько раз поступал в академию, пока своего не добился. К моменту встречи с нами он был вполне опытным художником.
– Как у вас произведения рождаются?
– Многие вещи требуют натуры, поскольку я пейзажист. Поэтому так важны этюды. Всё преходящее, текучее, меняющееся – только успевай ловить мгновения.
– Вам прекрасно удается эти мгновения поймать… Много этюдов пишете к одной работе, или не всегда такое обязательно?
– Как правило, два-три этюда. Некоторые из них вполне самостоятельны. Большого формата работы требуют нескольких этюдов, когда ты занят поиском композиции. Для примера – «Музей А.Э. Тюлькина» (находится в БГХМ им. М.В. Нестерова). Я к этой работе делал несколько этюдов, потому что стремился не к фотографической точности, тогда для меня были важны акценты на значимых объектах – доме-музее, мечети, мосте на въезде в Уфу. Задача была показать знаковые места. А иногда надо просто состояние передать, и одного этюда достаточно.
–Что вы подразумеваете под состоянием? Транслировать зрителю состояние, в которое вас приводит сама эта природа?
– Да. Некое обобщение. Бывает, работая над этюдом, пытаешься что-то нащупать, ищешь; что-то теряется в процессе поиска, ускользает, но появляется другое. То есть настолько это всё зыбко… Эти этюды – практически их и невозможно повторить, они чаще самодостаточными бывают.
Мне близки традиции русской классики – Левитан, Поленов, Серов, Коровин, Репин. Они писали самодостаточные этюды, и из них уже потом что-то брали. Левитан, я знаю, увидев мотив, мог подойти к мольберту и писать этюды один за другим. Когда у него накапливался материал, тогда он созревал для того, чтобы создать нечто большее. Так же и я. Пишешь в зависимости от того, какие задачи, какой мотив, что ты хочешь, что наметил. В том же «Музее Тюлькина» я хотел Уфу показать и особо не стремился передавать какие-то состояния. Ну, зима…
– Как вы понимаете, что вот это – «всё», а вот это – то, что нужно?
– Не знаю. Это логике не поддается. Я больше не аналитик, а эмоционал, скорее. Для меня важно первое ощущение, эмоциональное восприятие. Анализ уже потом идёт, когда пишешь большую картину или какие-то детали добавляешь, прорабатываешь. Первый импульс всегда более эмоциональный.
– Что вас приводит в нужное для работы состояние?
– Как правило, я под музыку пишу.
– Кто ещё из учителей оказал влияние на ваше творчество?
– Я благодарен всем своим педагогам. Вспоминаю Мухаметшина Гумера Идиятовича – мудрого, опытного, с прекрасным чувством юмора. Он преподавал скульптуру, будучи хорошим живописцем. Именно он подсказал мне сюжет дипломной работы. Рисунок вел у нас Калитов Георгий Гайнияхматович. Его бесценные замечания о рисунке и в целом об изобразительном искусстве запомнились на всю жизнь. Композицию преподавал Хасанов Ринат Мидхатович с его любимым Брейгелем, признанным мастером композиции не только в части компоновки, но и в организации пространства с точки зрения смыслов. Карпова Тамара Петровна запомнилась увлеченной и вдохновенной подачей материала об истории искусств.
– Что привлекает в ваших работах поклонников?
– Стараюсь передать эмоциональное, цветовое и пластическое ощущение от состояния природы, пейзажного мотива, и, когда мне это удается, зритель чувствует мгновенно. Я благодарен моим поклонникам за их теплые, душевные отклики!
Текст: Елена Синицына,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 54-57
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РалифАхметшин
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!