Фотохудожник Раиф Бадыков
Жизнь состоит из маленьких мгновений,
Простых и восхитительных явлений,
Из множества случайных совпадений
На перекрестках наших дней и трасс.
Жизнь состоит из редких компонентов,
Из крохотных частичек и фрагментов,
Неповторимых, сказочных моментов,
Из тысячей простых и вещих фраз.
А. Фет
Раиф Карамович Бадыков – мастер художественной фотографии. Родился в январе 1946 года в деревне Исламбахты Ермекеевского района РБ.
Заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии Правительства РБ им. Шагита Худайбердина и конкурса фотохудожников Башкортостана им. Рафаэля Исламова. Член Союза фотохудожников РФ и РБ, член Союза журналистов РБ. Заместитель председателя Союза фотохудожников РБ.
Творческая деятельность Раифа Бадыкова началась около пятидесяти лет назад – с сотрудничества с многотиражной газетой «Голос строителя». В 1981 году он начал работать в газете «Вечерняя Уфа», с 1983 года по сегодняшний день работает фотокорреспондентом республиканской общественно-политической газеты «Республика Башкортостан».
Первая персональная выставка художественной и документальной фотографии «И жизнь, и слезы, и любовь…» состоялась в Уфе в 1993 году, а затем с успехом экспонировалась в Китае (Пекин).
Последующие персональные фотовыставки состоялись в Уфе: «Зеркало времени», 1996 г., «Мгновения», 2001 г., «Дорога открытий», 2006 г., «Судьбой единой», 2006 г., «О, Париж!», 2010 г., «Зеркало души», 2011 г., «Погружение в кадр», 2016 г.; в Турции: «Земля моя – Башкортостан», 2006 г. На родине фотохудожника в Ермекеевском районе действуют постоянные выставки, подаренные Бадыковым своим землякам: в историко-краеведческом музее с. Ермекеево и социально-культурном центре д. Исламбахты. Также его постоянная фотоэкспозиция проходила в представительстве РБ в Казахстане (Астана). В марте 2010 г. в рамках визита делегации Комитета РБ по делам ЮНЕСКО в Европу состоялась персональная выставка Раифа Бадыкова «Мой Башкортостан» в Париже.
Участник многочисленных выставок в республике, стране и за рубежом. Среди них – «Уфа и уфимцы сегодня» (Уфа, 2004 г., диплом лауреата и первая премия); «Тамга–2010. Медиаиндустрия. Полиграфия. Реклама» (Уфа, 2010 г., I место); «Земля и люди Башкортостана» (Москва, 2012 г.), «Башкортостан – жемчужина России» (Нидерланды, 2018 г.) и др.
В содружестве с коллегами выпущены фотоальбомы «Президент Муртаза Рахимов», «Курултай», «Башкортостан», «Уфа», «Кара дингез» (Турция) и др. Фотоальбом «Сто мгновений Раифа Бадыкова» стал первым авторским изданием фотохудожника. В 2006 г. увидел свет второй сборник документальной и художественной фотографии «Дорога открытий».
Фотоработы «Спортивный экзерсис» и «Солярис» вошли в список «Лучшие фотографии России» 2010 и 2011 гг. Лучший фотохудожник акции «Природа. Человек. Культура – 2014». Награжден дипломом и памятной медалью Союза фотохудожников России им. Андрея Баскакова. Победитель фотоконкурсов «Судьбой единой» (Уфа, 2006 г.), «Этнографическая мозаика татарского народа» (в номинации «Народное прикладное искусство»), «Навеки с Россией» (в номинации «История в лицах»).
Беседу с Раифом Бадыковым я планировал предварить вопросом о том, в каком жанре он больше любит работать. Но оказалось, что Раиф Карамович ни одному из жанров предпочтения не отдаёт – с одинаковым удовольствием снимает и портреты, и пейзажи, и репортажи. Но заметил, что каждый жанр требует решения разных проблем. Спортивные сюжеты, к примеру, требуют передачи динамики, драматизма единоборства. Что касается портрета, то портретируемый должен получиться живым, чтобы были видны глаза, чтобы угадывался его характер, чтобы с ним хотелось поговорить. О репортаже с Раифом Бадыковым можно было бы говорить бесконечно: за его плечами – многолетний опыт работы, но сказал только, что репортаж – это отличная школа мастерства: необходимо не просто успевать за событиями, а предугадывать их, знать, как они будут развиваться и какая позиция для съемки окажется наиболее выгодной в следующее мгновение.
Так или иначе, именно репортажу отдана большая часть творческой жизни. Он безукоризненно владеет искусством выхватывания событий из калейдоскопа будней. Его снимки становятся иллюстрациями журналистского текста, но всякий раз его фотографии, содержащие выразительный подтекст, особую интонацию, начинают жить собственной жизнью и часто поднимают рядовое событие до уровня поэтической метафоры, достигают глубины философского обобщения.
Обращает на себя внимание цельность его творчества. Каждая серия работ Раифа Бадыкова – ода полнокровной жизни, и каждый кадр – фрагмент мозаики, представляющей явь во всём её полноцветии.
«Дети – наше будущее», – говорят люди. Лошади думают так же. «Новый день» наступил, когда поднялось светло-пегое солнце. «В хоккей играют настоящие мужчины», а весит настоящий мужчина в хоккейной амуниции килограммов под сто… Поэтому силовые приёмы имеют сокрушительные последствия не только для «Соперников», но и для бортов ледовой арены. Господи, пусть наш стадион переживёт этот матч!
Мотоциклы, уходя «В отрыв», встают на дыбы, словно турнирные кони. Они, как и рыцари ледовых трасс, одержимы жаждой победы. Рёв моторов и шум трибун, шипы вгрызаются в лёд, самый горячий лёд спортивной зимы.
На пень присели две ссутулившиеся фигурки. Бабушкам – героиням работы «Ровесницы», видимо, есть о чём поговорить, что вспомнить… А на заднем плане, на фоне грозового неба, высится могучее дерево; могучее и экспрессивное, оно само словно образ прожитой жизни, вечно расширяющаяся Вселенная. Одна Вселенная на двоих.
Когда «Озорник-бабай» оказывается в «цветнике» молодых красавиц, проявляющих к нему искренний интерес, он возвращается в свою молодость, оживает его лукавая улыбка. Остаётся тряхнуть стариной, орденами и припомнить какую-нибудь фронтовую байку.
– Вам, ребята, с серединки
Начинать. А я скажу:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.
Вот вы прибыли на место,
Ружья в руки – и воюй.
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?
– Сабантуй – какой-то праздник?
Или что там – сабантуй?
– Сабантуй бывает разный,
А не знаешь – не толкуй.
А. Твардовский.
«Василий Тёркин»
Про сабантуй бабай вспомнил кстати: о сабантуе у Раифа Бадыкова – богатая коллекция работ. «Догони девушку!» Но если догонишь, пеняй на себя!
Для веселой пляски нет специально отведенных мест. Для неё все места хороши. Берег реки, например. И нет ей цены, если исполняет ее столь темпераментная дородная и весьма бесшабашная барышня, названная автором «Заводилой». И кажется, что всё на свете приводится в движение ее энергией: полёт облаков, течение реки и движение самой Земли. Если какой-то механизм «оживает» (будь то мотор или праздник), значит, кто-то его «заводит»…
Любое великосветское мероприятие, как вы понимаете, бывает отмечено присутствием на нем особенно заметных персон и проведением престижных конкурсов. «Мисс Сабантуй» в том памятном году стала дама, пусть не самая молодая и длинноногая, но, безусловно, самая веселая, сумевшая заразить своим неистребимым оптимизмом всех окружающих. Неспешно освобождается от зимних оков река, ломтики льда медленно и задумчиво уплывают в акварельную даль. «Пробуждение» началось!
Монахини, прогуливаясь по лугу вблизи храма, ведут спокойную беседу. «Духовный разговор» требует вдумчивости, сосредоточенности и владения риторикой, чтобы каждая фраза была словно колокол, будто из меди отлита. Два колокола на переднем плане композиции, похоже, тоже о чём-то перезваниваются вполголоса. У каждого колокола свои тембр и интонация. Потому и разговор с небесами у них, как и у каждого из нас, – тет-а-тет.
Среди белой-белой зимы три фигуры движутся к церкви. Чем-то они похожи на альпинистов, покоряющих новую высоту. Фотография «К свету» кажется черно-белой, и только золото церковной маковки да бархатная синева теней выдают в ней цветную работу.
Цветные фотографии в исполнении Раифа Бадыкова подкупают сочностью красок, сбалансированностью цвета, но в чёрно-белых снимках есть особое очарование. «Фотография родилась чёрно-белой, – говорит мастер. – И сегодня чёрно-белые снимки живее и выразительнее цветных».
Сейчас Раиф Карамович снимает на цифровой Nikon, при необходимости использует Photoshop, но хорошо помнит времена аналоговых фото, когда фотограф контролировал весь процесс печати снимка, когда и дизайнер, и редактор были далеки от этого таинства.
Конусы стогов посреди «Белой тишины» молчаливы, как пирамиды в Гизе. У них свой временной цикл – от посевной до жатвы, а между ними маленькая вечность.
Солнце, ритм архитектурных элементов и упорное движение лестницы вверх… Только вверх! Черно-белые снимки часто звучат особенно торжественно. Да здравствует «Графика»!
Есть новости и есть события. Новости привлекают внимание, но не все из них становятся событием. Событием становятся лишь те из них, что имеют последствия. Раиф Бадыков не стремится из всякой новости сделать событие. Но так уж получается, что каждый его репортаж становится событием, по крайней мере, культурной жизни Башкирии.
Бадыков никогда не скрывал своих профессиональных знаний и секретов от молодых коллег, но называть себя учителем он не спешит – считает, что нет у него педагогического таланта. Тем не менее, к Раифу Карамовичу часто подходят молодые фотографы и признаются, что считают его своим учителем, поскольку учились мастерству по его работам.
Начинающим фотографам Раиф Бадыков рекомендует изучать работы живописцев и именитых фотографов: это учит понимаю композиции, ритма, пластики и полезно при выборе характера освещения.
За свою богатую творческую жизнь Раиф Бадыков снял сотни репортажей, но не спрашивайте его, какой жанр является его любимым, потому что каждая его выставка и каждая работа по отдельности – это торжественная ода полнокровной жизни.
Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 51-55
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РаифБадыков #Фотохудожники #Фотографы #Фотография #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!