Художник Радик Гарифуллин

Художник Радик Гарифуллин

Мы беседуем с Радиком Зуфаровичем Гарифуллиным – живописцем, графиком, членом Союза художников России с 1996 года.

– Когда и где вы родились?

– 3 октября 1959 года в Уфе.

– Расскажите о родителях, о ваших детских воспоминаниях.

– Родители переехали в Уфу из района. Работали оба на «Химпроме», мать – лаборанткой, отец, со временем окончив нефтяной техникум, стал начальником вспомогательного цеха № 31.

Посмотреть работы художника

В детских воспоминаниях – огромные тополя и запах химии. Как ни удивительно, он мне до сих пор нравится. Мы жили в одном из бараков по улице Войкова на территории «Химпрома». Отец приносил с работы рулоны тонкой, очень белой, разлинованной бумаги для диаграмм. Я рисовал на них. Не помню, что именно я рисовал, но помню это чувство, что моя идентичность – оставлять следы…

«Последняя», Радик Гарифуллин, 2015, холст, акрил, 45х60

«Последняя», Радик Гарифуллин, 2015, холст, акрил, 45х60

– Я правильно понимаю: идентичностью вы называете то, что свойственно лично вам и отличает вас от других?

– Да.

– Что вас подтолкнуло на путь художника?

– После армии закончил пищевой техникум. Проработал месяц техником-механиком на кондитерской фабрике. Дело не в величине зарплаты, а в рутине. Нет впечатлений никаких, ты привязан к этим станкам от звонка до звонка. А у меня в памяти, что родители так жили… Поступил в вечернюю художественную школу № 2, где тогда сразу после института начал преподавать Расих Ахметвалиев. Легко поступил, легко отучился.

– Но почему всё-таки художественная школа?

– Другого варианта для меня просто не было.

– На что вы жили, когда там учились?

– Я работал в Академии наук, художником-оформителем в магазине на Зорге, во вневедомственной охране.

– И параллельно работали над картинами?

– Да, дома. Мастерской тогда ещё не было. Начал участвовать в выставках «Чингиз-Хана». Кстати, работу, которую потом приобрела Третьяковская галерея, я писал в 1992 году рядом с мусоропроводом из-за ее большого размера.

– Вот так и верь в фэн-шуй… К какому направлению живописи вы относите своё творчество?

– Сейчас это абстрактная живопись. Её интересуют только три вещи – цвет, форма и взаимодействие между ними.

– Расскажите об изменениях, которые произошли со временем в ваших полотнах.

«Четыре сосуда», Радик Гарифуллин, 2004, холст, масло

«Четыре сосуда», Радик Гарифуллин, 2004, холст, масло

«Груши», Радик Гарифуллин, 2014, холст, масло 50х50

«Груши», Радик Гарифуллин, 2014, холст, масло 50х50

– Мои более ранние работы узнаваемы по многочисленным картинам в одной картине. Ещё – по наслоению цветов. Я сейчас отказался от той тяжёлой техники, которую использовал много лет, когда накладывал слой краски, а потом счищал. Теперь накладываю, определенным образом перевожу обратную часть и наклеиваю на холст. Всё.

– А краска?

– Акрил, раньше маслом работал. Я для себя со временем сформулировал, почему выбрал именно абстрактную живопись. У меня есть собственный критерий: если, глядя на картину, то же самое можно донести до зрителя словами, то это к живописи имеет опосредованное отношение. Ещё Кандинский говорил, что абстрактная живопись ближе всего к музыке. Он стремился к тому, чтобы «зритель вращался в ней и самозабвенно растворялся», имея в виду картину.

«9 кристаллов», Радик Гарифуллин, 2017, холст, акрил, 100х80

«9 кристаллов», Радик Гарифуллин, 2017, холст, акрил, 100х80

Я не даю своему зрителю повода для ментала. Возможно, зрители видят свои мыслеобразы, защищаясь так от чистого созерцания. Но это делают не все.

– Как называлась ваша выставка, которая проходила в октябре 2017 года в «Мирасе»? Сколько работ там было представлено?

– NEW, 30 работ.

– Их покупали?

– Да.

– Ваши картины находятся не только в музеях, но и в частных коллекциях. Сколько их приобрел в свое время Юрий Григорович?

– У него более десяти моих работ.

– Что привлекает поклонников вашего таланта?

– Я у Хайдара Кульбарисова спросил на открытии выставки, что он думает о моих последних работах. Он ответил: «Неожиданно». «А если бы ты меня не знал?», – спросил я. «Если бы я пришел сюда, не зная, что это твое, я бы довольно быстро понял, что в Уфе это только ты, скорее всего, мог сделать. Ты узнаваем в движении», – ответил Хайдар.

«Флаг», Радик Гарифуллин, 2014, холст, масло, 81х54

«Флаг», Радик Гарифуллин, 2014, холст, масло, 81х54

Теперь всё моё внимание сосредоточено на новой технике, там есть определенное продолжение, и я его начинаю нащупывать. Ещё есть желание поделиться опытом. В прошлом году возникла мысль о проекте «Сопромат». Желающие могут у меня научиться навыкам обращения с материалами, работе с цветом, фактурой.

– Не обязательно иметь художественное образование? Как попасть на ваши занятия?

– Нет. Информация о проекте – на моей страничке в Фейсбуке.

– Техника указывает вам путь?

– Она всегда меня вела. Художник должен позаботиться о «хорошем почерке», прежде чем что-то сказать человечеству.

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 236-239

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РадикГарифуллин
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие