Художник Радик Гарифуллин
Мы беседуем с Радиком Зуфаровичем Гарифуллиным – живописцем, графиком, членом Союза художников России с 1996 года.
– Когда и где вы родились?
– 3 октября 1959 года в Уфе.
– Расскажите о родителях, о ваших детских воспоминаниях.
– Родители переехали в Уфу из района. Работали оба на «Химпроме», мать – лаборанткой, отец, со временем окончив нефтяной техникум, стал начальником вспомогательного цеха № 31.
В детских воспоминаниях – огромные тополя и запах химии. Как ни удивительно, он мне до сих пор нравится. Мы жили в одном из бараков по улице Войкова на территории «Химпрома». Отец приносил с работы рулоны тонкой, очень белой, разлинованной бумаги для диаграмм. Я рисовал на них. Не помню, что именно я рисовал, но помню это чувство, что моя идентичность – оставлять следы…
– Я правильно понимаю: идентичностью вы называете то, что свойственно лично вам и отличает вас от других?
– Да.
– Что вас подтолкнуло на путь художника?
– После армии закончил пищевой техникум. Проработал месяц техником-механиком на кондитерской фабрике. Дело не в величине зарплаты, а в рутине. Нет впечатлений никаких, ты привязан к этим станкам от звонка до звонка. А у меня в памяти, что родители так жили… Поступил в вечернюю художественную школу № 2, где тогда сразу после института начал преподавать Расих Ахметвалиев. Легко поступил, легко отучился.
– Но почему всё-таки художественная школа?
– Другого варианта для меня просто не было.
– На что вы жили, когда там учились?
– Я работал в Академии наук, художником-оформителем в магазине на Зорге, во вневедомственной охране.
– И параллельно работали над картинами?
– Да, дома. Мастерской тогда ещё не было. Начал участвовать в выставках «Чингиз-Хана». Кстати, работу, которую потом приобрела Третьяковская галерея, я писал в 1992 году рядом с мусоропроводом из-за ее большого размера.
– Вот так и верь в фэн-шуй… К какому направлению живописи вы относите своё творчество?
– Сейчас это абстрактная живопись. Её интересуют только три вещи – цвет, форма и взаимодействие между ними.
– Расскажите об изменениях, которые произошли со временем в ваших полотнах.
– Мои более ранние работы узнаваемы по многочисленным картинам в одной картине. Ещё – по наслоению цветов. Я сейчас отказался от той тяжёлой техники, которую использовал много лет, когда накладывал слой краски, а потом счищал. Теперь накладываю, определенным образом перевожу обратную часть и наклеиваю на холст. Всё.
– А краска?
– Акрил, раньше маслом работал. Я для себя со временем сформулировал, почему выбрал именно абстрактную живопись. У меня есть собственный критерий: если, глядя на картину, то же самое можно донести до зрителя словами, то это к живописи имеет опосредованное отношение. Ещё Кандинский говорил, что абстрактная живопись ближе всего к музыке. Он стремился к тому, чтобы «зритель вращался в ней и самозабвенно растворялся», имея в виду картину.
Я не даю своему зрителю повода для ментала. Возможно, зрители видят свои мыслеобразы, защищаясь так от чистого созерцания. Но это делают не все.
– Как называлась ваша выставка, которая проходила в октябре 2017 года в «Мирасе»? Сколько работ там было представлено?
– NEW, 30 работ.
– Их покупали?
– Да.
– Ваши картины находятся не только в музеях, но и в частных коллекциях. Сколько их приобрел в свое время Юрий Григорович?
– У него более десяти моих работ.
– Что привлекает поклонников вашего таланта?
– Я у Хайдара Кульбарисова спросил на открытии выставки, что он думает о моих последних работах. Он ответил: «Неожиданно». «А если бы ты меня не знал?», – спросил я. «Если бы я пришел сюда, не зная, что это твое, я бы довольно быстро понял, что в Уфе это только ты, скорее всего, мог сделать. Ты узнаваем в движении», – ответил Хайдар.
Теперь всё моё внимание сосредоточено на новой технике, там есть определенное продолжение, и я его начинаю нащупывать. Ещё есть желание поделиться опытом. В прошлом году возникла мысль о проекте «Сопромат». Желающие могут у меня научиться навыкам обращения с материалами, работе с цветом, фактурой.
– Не обязательно иметь художественное образование? Как попасть на ваши занятия?
– Нет. Информация о проекте – на моей страничке в Фейсбуке.
– Техника указывает вам путь?
– Она всегда меня вела. Художник должен позаботиться о «хорошем почерке», прежде чем что-то сказать человечеству.
Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 236-239
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #РадикГарифуллин
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!