Художник Николай Пахомов
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой предметы
переносить на полотно.
Николай Заболоцкий
Николай Александрович Пахомов, живописец. Родился в марте 1937 г. в Уфе в семье служащего железнодорожного депо. В 1954 г. окончил школу и поступил в Уфимский авиационный техникум. Позже, по окончании техникума, служил в армии. Окончил Уфимское училище искусств, в котором в дальнейшем преподавал.
С 1995 г. Н.А. Пахомов – член Союза художников России. В 1995–2002 гг. работал директором дома-музея А.Э.Тюлькина. С 1969 г. участвовал в республиканских, региональных, международных выставках, в проектах творческих товариществ «Инзер», «Традиция». Был одним из основателей творческой авангардной группы «Сары бия».
Неоднократно экспонировался в Москве, последний раз – в 2008 г. (персональная выставка «Не по правилам» в галерее NB (Сивцев Вражек). Живет и работает в д. Жилино под Уфой.
«Только малая часть его находится над водой, большая сокрыта в глубине. А если всё плавает на поверхности, то это просто… мусор». Такие загадочные и мудрые слова прозвучали из уст художника, сам облик которого так и просится на полотно. Статная фигура, окладистая борода, ясное молодое лицо с горящими глазами – нет, совсем не похож он на ветхого 80-летнего старца. Однако итог его многолетнего творчества – большая юбилейная выставка в Центральном выставочном зале Уфы в марте 2017-го, которая была организована именно к этой дате. С той поры прошло больше двух лет, написаны новые картины, переосмысляются старые. Снова вспоминаются теплые слова, сказанные в тот день художнику, ставшему как будто еще моложе.
А картины – три зала яркого, феерического неоавангарда – и вовсе могли ввести непосвященного зрителя в заблуждение: кто и когда их сотворил. Озорные, строгие, энигматичные, лукавые и полные «подводных смыслов», они разнятся по стилю – от реализма к экспрессионизму, а от последнего – к абстракции. Они сияют детской непосредственностью, свежестью молодости, они вызывающе современны, хоть и написаны в разные эпохи. Поэтому и публика на открытии собралась столь различных возрастных категорий: ветераны живописи и творческая молодежь, друзья, коллеги и ученики.
Вспоминали разное. Николай Александрович был первым директором дома-музея Александра Эрастовича Тюлькина (художников связывала многолетняя дружба). Еще свежи воспоминания о поэтических и музыкальных вечерах, которые устраивал Пахомов, где гости погружались в атмосферу единения и даже «священного трепета», в то же время чувствовали себя раскованно и спокойно; где происходили горячие дебаты и самые душевные разговоры, где люди искусства напитывались энергией этого замечательного, уютного места. Дом расположен на крутом живописном берегу Белой, в нем легендарный А.Э. Тюлькин прожил с 1922 года до конца жизни. Там, в пышном цвету яблонь и сирени, были созданы чуть ли не все его картины; это был «неофициальный» центр художественной жизни Уфы, и именно здесь было взращено несколько поколений художников. Николай Пахомов сделал много, чтобы эта традиция не угасла. Она жива и до сих пор, здесь устраиваются выставки живописи и концерты. И все же настроение тех десятилетий изменилось, и с этим ничего не поделаешь.
Выпускники Уфимского училища искусств, где Н.А. Пахомов преподавал с 1993 года, вспоминали, как боялись его «Большой Резинки». Он мог подойти и запросто стереть ею полрисунка, над которым студент корпел несколько часов – и начинай всё заново… Было обидно до слёз.
Он приучал «богемную» художественную молодежь к дисциплине и ответственности, но главное – побуждал дерзать, писать открытым чистым цветом, экспериментировать с материалами. Одним словом – учил смелости, горел сам и зажигал учеников. До сих пор он поддерживает некоторых из них, «дает точку опоры» во времена исканий и сомнений.
Художники, с которыми свела его жизнь, говорили о стойкости, с которой он шел по однажды избранному нелегкому пути и в один голос отмечали главное качество юбиляра – духовную свободу. «Он давно преодолел духовный ген страха – или он был ему вообще неведом. Дерзко решает пластические задачи, создает оригинальнейшие концепции. Многие воспринимают это как непозволительное вольнодумство. Именно таким было отношение к авангардной группе «Сары бия», одним из создателей которой являлся Николай Пахомов», – таково мнение ишимбайского художника-авангардиста Исмагила Газизуллина. Светлой и вдохновенной назвал выставку Виктор Домашников.
Светлы и вдохновенны деревенские серии, написанные в уфимской Нижегородке, в деревне Ильинка и в Жилино, где Н.А. Пахомов живет и поныне. Вроде бы всё там движется «через пень-колоду», но тем ярче проявляются в образах сельчан, в пейзажах деревни незамысловатая гармония, особый «лад», с неизменными юмором и иронией, присущими самому автору («Зимняя феерия», «Ночная деревня», «Композиции №№» и др.). Его деревня – это и воспоминания, и настоящее, и грядущее – выхваченные из вихря жизни простые моменты, переработанные и «закодированные» резкими, предельно скупыми средствами авангарда в символичные, «вечные» картины. «Пространство произведения, как единое жизненное пространство, уподобляется человеческой памяти. В ней, очевидно, проявляется феномен вневременного существования, когда все сразу рядом, все возможно объять и объединить. Прошлое пребывает в сегодняшнем дне реально и продвигается вперед» (из статьи челябинского искусствоведа Н. Козловой «Превращение материи» о творчестве Н. Пахомова). Как передать двумя-тремя угловатыми, «рублеными» фигурами на снежном фоне, где небо и сугробы превращаются в одно перламутровое сияние, это тонкое ощущение тишины и звонкости морозного деревенского дня? («Белый день», «Женщина с козой», другие работы) Или тревожное, мятежное состояние природы, бушующий серый снег вокруг мужиков с телегой… Под дугой над лошадиной головой все-таки ласково светится кусочек голубого неба, словно блуждающая улыбка, далекий свет, зовущий продолжать движение. Эта видимая простота над «невидимой частью айсберга», по В.Б. Шкловскому, есть «своеобразный прием затрудненной формы» – характерный признак искусства Николая Пахомова.
Другой любимый мастером мотив – «Ковчег». К нему он периодически возвращается, это очень притягательный философский образ. «Сам Ной – это не просто библейский старик, это Ноос – Разум, а Ковчег – наша планета, на которой находимся мы все, флотируя в поисках истинного пути спасения человечества», – объясняет художник свою символику. Может быть, таким ковчегом было для него пространство дома А.Э. Тюлькина, во главе с его хозяином, мастером, тепло и энергия которого греют художника до сих пор. «Для меня Уфа – это Тюлькин!», – безапелляционно заявляет он. Почитатель Е. Блаватской и других философов, а в поэзии – Н. Заболоцкого, он неустанно открывает, воспроизводит и дополняет для себя картину вселенского миропорядка.
Парафразы евангельских сюжетов в его картинах в последние десятилетия звучат еще более отчетливо и явно («Знамение», «Рождественская ночь», триптих «Яко благ и человеколюбец»). Картина «Распятие» – эхо памяти жертвам Гулага, с «узнаваемыми» персонажами, словно повторяющаяся история, мрачная, но не беспросветно «черная» (золотое сияние вокруг людей и ангела). Написаннная в 1996 году, картина постоянно и неуловимо меняется и по сегодняшний день (год 2019-й), цветовые акценты и детали становятся ярче, что-то в композиции добавляется и убирается. «Последние лет пять я что-то разлюбил мой синий… (тот самый звонкий синий, который так весело плескался через край в его картинах, Э. К.). И вообще ударился в абстракцию. С годами понимаешь, что в нашей жизни гораздо больше абстракций, чем кажется», – говорит он.
Художник ведет формальные поиски в области «отдельной жизни» линии и цвета, ищет, как они могут «работать» вместе на одном полотне, создавая эмоциональный заряд, но не совмещаясь, однако, друг с другом. Он находит новые формы и материалы, сохраняя, несмотря на преклонный возраст, непосредственность ребенка, способность становиться другим, не изменяя себе. В его избушке-мастерской, где стены сруба от потолка до пола уставлены книгами, где «гуляют» сотни набросков и этюдов, идет постоянная работа – наряду с новыми картинами старые работы вынимаются, дополняются и перерабатываются, так что даты на картинах ставятся по дате последнего «превращения». «Искусство Пахомова… открывает азартного художника, стоящего в самом эпицентре жизненной стихии, и не только удерживающего ее натиск, а преображающего ее силу в творческий импульс, в изменяющуюся творческую энергию» (Н. Козлова). Что ж, вспомним слова его любимого Заболоцкого: «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!»
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 20-24
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #НиколайПахомов #Художники #Живопись
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!