Фотохудожник Насих Халисов

Фотохудожник Насих Халисов

«Выдающаяся фотография – это глубина чувств, а не глубина резкости.»

Питер Адамс

«Всякая эмоция непроизвольна, если она искренна.»

Марк Твен

Посмотреть работы фотохудожника

Насих Хуббутдинович Халисов родился в апреле 1957 года в деревне Хусаиново Абзелиловского района. В 1964 года семья переехала в Ишбулдино. Окончил Республиканскую художественную школу-интернат в Уфе в 1976 году, художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института в 1981 году. С 1987 года работал художественным редактором в журнале «Башкортостан кызы». С 1998 года работает художественным редактором, фотографом в редакции газеты «Башкортостан».

Член союза журналистов РБ и РФ (с 1989 года).Заслуженный работник культуры РФ (2015 года), заслуженный работник печати и массовой информации РБ (2006 года). Награждён Почётной грамотой Министерства печати и массовой информации РБ (2001 год). Лауреат газеты «Башкортостан» (2002 год). Победитель республиканских конкурсов на лучшую эмблему, в том числе «Года спорта и здорового образа жизни» (2003 год), республиканского конкурса эмблем «450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России» (2007 год), «Года социальной поддержки семьи» (2008 год), «Года охраны окружающей среды» (2013 год) и многих других.

Состоялись четыре персональных фотовыставки: в родной деревне Ишбулдино на празднике Шежере-байрам (2009 год); в редакции газеты «Башкортостан» (2009 год); в доме культуры села Аскарово Абзелиловского района (2010 год); в музее 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (2015 год).

Оформил более 70 книг, автор многочисленных художественных буклетов, плакатов и календарей. Владеет огромным фотоархивом и фотокартотекой, где хранятся уникальные фотоснимки выдающихся деятелей Республики Башкортостан и фоторепортажи о знаменательных событиях из политической, экономико-социальной и духовно-культурной жизни Башкортостана.

Первый раз камеру Насих Халисов взял в руки в пятом классе. Это был фотоаппарат «Смена-8». Примерно в это же время он приобщился и к искусству фотопечати. Снимки тех дней до сих пор хранятся в его архиве. Фотографии родных, друзей, незамысловатые деревенские мотивы… Тогда Насих ещё не ставил перед собой серьёзных творческих задач: спокойно относился к выбору сюжета и композиции. Он фотографировал всё, что видел, и всё, что казалось ему интересным. А интересным в пятом классе кажется почти всё.

Потом Насих пару месяцев занимался в фотокружке. Этим, собственно говоря, его фотообразование исчерпывается. Между тем, Халисов уверен в том, что профессиональным фотографом может называться лишь тот, кто получил серьёзное специальное образование. Поэтому он искренне считает себя любителем. И, право, быть любителем по-своему почётно. Ведь слово «любитель» происходит от слова «любить», а Насих Хуббутдинович снимать очень любит, и любовь эта живёт в его снимках.

«Глубина утраты», Насих Халисов, 2005

Он уже давно не школьник. За его плечами – обучение в Республиканской средней художественной школе-интернате (РСХШИ) и на художественно-графическом факультете БГПИ, в которых Насих получил серьёзную художественную подготовку. «Смена-8» много лет лежит на полке, уступив место профессиональной цифровой технике. Но, как и тогда, в пятом классе, Насиху Халисову открывается удивительный мир: то меланхолично-лиричный, то полный буйного веселья. И Насих всякий раз незримо присутствует в своих работах. Снимая портреты, он стремится поймать внутреннее состояние человека, движение его души. «Моя задача, – говорит Насих Хуббутдинович, – поймать самый главный момент, уловить наиболее яркую эмоцию». А яркая эмоция обычно созревает не сама по себе, она рождается, как ответная реакция на слова или действия фотографа. Согласитесь, это похоже на интервью. Перед интервьюером тоже стоит непростая задача «раскрыть» собеседника, вытащить на свет Божий из своей «ракушки». Его репортажные кадры, как правило, метафоричны, содержат скрытый до поры подтекст.

Фотография дерева с обрезанными ветками рождает противоречивые чувства. Изувеченное растение раскинуло обрубки ветвей, словно для объятия. Дерево запечатлено на фоне монументальной заводской трубы, поэтому там, где у него должна быть крона, – облако дыма. Всё вместе являет собой образ, в котором хоррор сосуществует с гуманистическим пафосом, уживающимся с агрессивной пластикой некоей авангардной хореографии. Парадоксально, но эта работа названа «Деревом жизни». Нет, это не эпатаж, скорее, призыв бережнее относиться к жизни на Земле.

«Долгое детство», Насих Халисов, 2009

«Долгое детство», Насих Халисов, 2009

Бывают мечты, похожие на мыльные пузыри, а бывают мыльные пузыри, похожие на мечты: большие, разноцветные, когда внутри нежного радужного контура мерцает образ светлого предстоящего, лёгкого как дыхание девушки. Или девочки? Героини композиции «Долгое детство» расставаться с детством явно не торопятся. И домой тоже не спешат. А дома их, поди, ждут мамы, куклы в платьях с рюшами и новые радужные мечты…

«Дерево жизни», Насих Халисов, 2009

«Дерево жизни», Насих Халисов, 2009

Художественное образование, общая культура, полученные в институте, конечно, помогают Насиху Халисову в работе с фотографией. Работая в газете, он создал множество эмблем, разработанных им по случаю тех или иных событий республиканского и российского уровней, то есть проявил себя как заправский графический дизайнер, а в этом деле ему, несомненно, пригодились не только чувство композиции, цвета, тона, ритма, но и быстрая обучаемость: пакет графических программ для дизайнеров он освоил самостоятельно и с завидной скоростью.

Люди с высоким статусом издревле повсеместно гордились своей родословной. Родословную изучали, оформляли, создавая богато декорированные схемы. Шежере-байрам, или праздник родословной, – из новых торжеств республики, и кто, спрашивается, считает этот праздник своим? Конечно, самые важные люди – дети, те, на кого наглядеться не могут, с кого пылинки сдувают, кто бывает вписан в родословную золотыми буквами. На фотографии «Завтра Шежере-байрам» детвора наводит красоту на своей улице. Всё верно: ведь это – их праздник.

«Завтра – Шежере-байрам», Насих Халисов, 2009

Насих нередко наведывается в деревню Ишбулдино, на свою малую родину, где он рос до шестого класса. Сельская тема для него – особенная, в деревне, тем более, в родной, всё по-иному, не так, как в городе. В Ишбулдино и он всех знает, и его знают все. Каждый здешний сюжет, каждая деталь здесь особенно красноречивы и выразительны. Это «говорящие места». Поэтому создаётся впечатление, что каждая мизансцена выстроена и отрепетирована, но это не так, Насих Халисов, как всегда, импровизирует.

Эх, какой же джигит не любит быстрой езды! Особенно в хорошей компании, по родной улице, мимо ворот с солнышками, верхом на рыжем жеребце по кличке «Юпитер». Этот «деревенский мотив» поистине вечен и узнаваем для жителей любых башкирских деревень и посёлков.

«Беззаботное детство», Насих Халисов, 2004

Как художник и фотограф, Насих Халисов неизменно следует главному своему принципу – отображение жизни в её кульминационных состояниях, в моменты, когда эмоции проявляются наиболее ярко. Словом, в его личной коллекции, да и в профессиональном архиве, собраны не только впечатления о событиях, но вся сила человеческих эмоций, вся глубина чувств.

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 96-99

Посмотреть работы фотохудожника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Фотографы #Фотохудожники #Любители #НасихХалисов

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие