Художник Наиль Латфуллин (1952–1992 гг.)

Художник Наиль Латфуллин (1952–1992 гг.)

«Я художник. И этим интересен.
Я рисую, что знаю и люблю, что знаю и ненавижу,
что знаю и не знаю, я рисую, рисую и рисую.
Я живу, страдаю и люблю. Я хочу, чтобы знали,
что знаю я, чтобы любили, что люблю я,
чтобы ненавидели, что ненавижу я.
И чтобы незнаемое стало знаемым.»

Наиль Латфуллин. «Мне мало мира»

Наиль Саидович Латфуллин родился в январе 1952 года в Уфе. В 1975 году окончил Уфимское училище искусств. Член Союза художников СССР (РФ) с 1990 года член творческой группы «Инзер» и художественной группы «Сары бия» (1989 года). Инициатор создания и лидер Творческого объединения «Чингисхан» (1990–1992 годы).

Посмотреть работы художника

Участник выставок с 1974 года. Персональные выставки проходили в Уфе (1992, 1993, 2000, 2002, 2003, 2004), в Москве (2001, 2007). Один из инициаторов и организаторов выставки «ТатАрт» в Мраморном зале Этнографического музея в СанктПетербурге и в Выставочном зале Союза художников Татарстана (1991 год).

Работы находятся в коллекциях БГХМ им. М.В. Нестерова, Государственной Третьяковской галерее, Музее национальной культуры Национального культурного центра «Казань», в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Лауреат Первой Международной независимой культурологической премии Независимого культурологического фонда «Туран» (Казань) за 1993 годё (в составе Творческого объединения «Чингисхан», посмертно).

В 2002 году в Уфе открыт Музей им. Н. Латфуллина, позже переименованный в Музей современного искусства РБ им. Н. Латфуллина.

Наиль Латфуллин жил и творил на изломе времен, когда сдувались былые величины и с шумом осыпалась шкала прежних ценностей. В те годы мастерские многих художников превратились в дискуссионные клубы, в места диспутов на вечные темы, которые снова обрели актуальность: о месте художника в современном обществе, о Боге, о прошлом, будущем и настоящем, о смысле жизни и смерти.

«О, смерть моя, сестра моя,
Кто может быть родней тебя?», –

пишет художник.

Наиль был эталонным нонконформистом, приводившим в смятение зрителей и лишавшим привычного благодушия выставкомы. Он был сложен и многомерен: экстравагантен, часто эпатажен в повседневной жизни, вечерами в тиши мастерской он писал стихи, в которых не боялся показаться излишне благонравным, простодушным и лиричным:

О, как влюблен я был
Той раннею весною:
В угаре дней не замечал я чисел.
С тобою вместе только,
Лишь с тобой забыв про всё!
Я жадно пил весну.

***

Татьяна, о любовь моя былая,
Ушла ты вслед за грёзами пустот.
Я не хулю тебя, не осуждаю:
Тот рок твой, выбранный тобой одной.
Желаю одного тебе я, дорогая:
Будь счастлива, будь радости полна!
Ну что ж?
Не мелочись, родная,
Будь выше позолоты: ты – золото сама.
Тебе не раз еще я подарю свои творенья:
Со мной ты вечно – я с тобой навек.
Но выше голову, прекрасна будь!
Я помолюсь за жизнь твою, родная.

«Женщина с бидоном», Наиль Латфуллин (годы жизни 1952-1992), 1992, холст, масло

«Гульнара», Наиль Латфуллин (годы жизни 1952-1992), 1992, холст, масло

Будучи незаурядным буквально во всем, Наиль являл собой мощный центр притяжения. Неудивительно, что вокруг него быстро сложился круг художников-единомышленников. Идея создания творческого объединения витала в воздухе. Наиль предложил название для группы – «Чингисхан». Поначалу это название смущало многих. Действительно, как имя грозного степняка согласуется с изящным искусством живописи? «А пускай боятся, – отвечал на это Латфуллин, – искусство должно вызывать сильные эмоции». В первый состав группы «Чингисхан» вошли уфимские художники: Наиль Латфуллин, Василь Ханнанов, Расих Ахметвалиев, Ринат Харисов, Наил Байбурин, Ильдар Ахметвалиев, Мирас Давлетбаев, Ильдар Бикбулатов, Радик Гарифуллин.

«Формула незавершенного устремления», Наиль Латфуллин (годы жизни 1952-1992), холст, масло

Нет, он не ставил цель смахнуть маску благодушия с лиц обывателей. Он решал профессиональные задачи. Слово «формотворчество» применительно к поискам Латфуллина обретает свой смысл. Наиль «лепил» форму цветом и фактурой, добиваясь монументальности даже в небольших по формату работах, придя к скульптурной осязаемости объектов и архитектурной многомерности пространства. Его живопись, всегда очень сложная по цвету, порой пугающе глубока. Кажется, что нырнешь в этот омут, откроешь для себя то, что смертным знать не положено, и уже не захочешь выныривать. Наиль не сковывал себя рамками того или иного стиля и не отдавал явного предпочтения какому-либо жанру: после портрета с жаром брался за натюрморт, потом за многофигурную композицию… Вслед за обнаженной моделью следовала абстрактная картина. Впрочем, интерес Латфуллина к абстракции, как и к экспрессионизму, а также к этническому татарскому искусству, угадывается, практически, во всех его работах.

В «Четырёх сестрах» жанровая, по сути, сценка повествует о семейном чаепитии. Четыре девушки расположились вокруг стола, обратная перспектива которого выстраивает всё ломкое пространство холста. Разъезжающийся в разные стороны взгляд с разбегу упирается в фон, похожий на лоскутное покрывало, каждый пастозный фрагмент которого неистово взлохмачен черенком кисти. Итак, семейное чаепитие… Обычный сюжет, но торжественно-симметричная композиция и скорбно задумчивые (почти иконописные) лики сестёр превносят в бытовую сценку нотку сакральности, лёгкой таинственности. Предметы на столе – чайник, заварник, чаша (уж не с Граалем ли?) – решены схематично, без проработки объёма, где-то просто контуром. Это сохраняет свежесть полотна и дарит ему игривую лёгкость эскиза.

«Четыре сестры», Наиль Латфуллин (годы жизни 1952-1992), холст, масло. Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

Наиль был очень требователен к себе: творческие удачи перемежались с периодами недовольства собой. Работа «Икар» отчасти об этом.

Поднявшись в небо, Икар посмотрел вниз, и город предстал перед ним натюрмортом, составленным из параллелепипедов, перемигивающихся квадратиками окон, похожим на академическую постановку, выстроенную по закону китайской перспективы. В трапециях прорублены окна и двери, но нет ни одной точки опоры. 

«Икар», Наиль Латфуллин (годы жизни 1952-1992), холст, масло

На крышах домов примостились гипсовые шары, циркач, забавно раскинув руки, балансирует на одной ножке. Патетично, словно дирижёр, раскинув крылья, Икар парит на фоне щербатой планеты. В углу картины в открытом окне – двое, но, судя по всему, и у них отношения весьма шаткие. Всё вместе представляет собой трагическую симфонию неустойчивости. Внизу в треугольнике света, словно в криминальной хронике, распласталась тень Икара. На неё равнодушно взирает истукан с веслом.

Мне мало мира –
За него прорваться я хочу!
Незнанье с знаньем
Воедино слить,
Блуждать без веры –
Верить и любить,
Смеяться, плакать,
Убивать – родить!
Быть всем – ничем,
В единой ночи светом.
Не знаю, для чего
Я призван в мир творить,
В мир, сотворённый до меня
Давно уж.

Наиль Латфуллин

Уже много лет Наиля нет с нами, но жив и здравствует «Чингисхан» и работает Музей современного искусства имени Наиля Латфуллина, а значит, продолжает пульсировать его мысль, его идеи дают новые всходы, и продолжает над нами парить Икар… Это взмахи его крыльев приносят свежие ветры перемен и разгоняют тучи.

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 117-121

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #НаильЛатфуллин #Художники #Живопись

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие