Художник Надежда Бесклеткина
«Видали ли вы старый серый камень на морском прибрежье, когда в него, в час прилива, в солнечный весёлый день, со всех сторон бьют живые волны – бьют и играют и ластятся к нему – обливают его мшистую голову рассыпчатым жемчугом блестящей пены? Камень остаётся тем же камнем – но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами.»
Иван Тургенев
«Вот вы ходите по земле, и она для вас просто земля, а на самом деле вы ходите по сокровищам и не подозреваете об этом.»
Николай Дубов
Надежда Александровна Бесклеткина родилась в Сибае в 1975 г. Окончила 11 классов средней школы № 5 в 1992 г., художественную школу города Сибая – в 1990 г., профессиональное училище города Баймака по специальности «портной» – в 1994 г. 20 лет работала в торговле.
С ноября 2016 г. работает мастером-камнерезом в мастерской по художественной обработке камня («Девятов и К о») в Сибае. По словам художницы, любовь к флорентийской мозаике пришла к ней сразу, как только она переступила порог художественной мастерской.
Два раза в год работы мастерской экспонируются в Москве на выставках «Гемма» и «Самоцветный развал». С 2017 г. работы Н.А. Бесклеткиной включаются в общую экспозицию мастерской на выставках.
Земля рождалась тяжело. Она возникла из облаков газа и звёздной пыли. Чудовищная гравитация сплавила вещества в единую массу, которой со временем предстояло обрести очертания нашей планеты. Под тонкой коркой остывшей земли продолжал бушевать океан расплавленной каменной массы, но тогда ещё не было ни мрамора, ни яшмы, ни сапфиров, ни бирюзы. И слов таких тоже не было, не было и слова «мозаика». Понятия «красота» тоже не было, но в изначальном замысле, в проекте, она явно подразумевалась.
Флорентийскую мозаику – технику камнерезного искусства, использующуюся для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек, а также для украшения различных элементов мебели, иногда называют «каменной картиной». Микеланджело, например, восхищался флорентийской мозаикой, называя её «вечной картиной».
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера-камнерезы сравнительно быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам-камнерезам.
Сегодня искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъём. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу.
В языковой культуре камень является символом чего-то холодного и бездушного. Этот стереотип наверняка создан людьми, никогда не бывавшими в мастерской по обработке камня, не видевшими, как создаётся настоящая флорентийская мозаика. Надежда Бесклеткина, например, в камень просто влюблена, и камень отвечает ей взаимностью.
Надежда пока не считает себя настоящим мастером, но верит, что дорогу осилит идущий. В мастерской, в которой она работает, её опекают и всегда готовы помочь советом специалисты экстра-класса, истинные кудесники каменной мозаики. В художественной школе Надя любила писать акварелью. Сегодня этот опыт оказался полезным. Ныне приходится вспоминать правила построения композиции, законы воздушной и линейной перспективы. Вот уж воистину неизвестно, где и когда тебе пригодятся те или иные знания!
Работая над образом языческого бога «Квасуры», Надежда Бесклеткина впервые собирала лицо крупного размера, разбирала композицию по планам: передний план, задний… Необходимо было учесть, где будет самое тёмное место, а где – самое светлое. Квасура, как бы парадоксально это ни звучало, у древних славян почитался, как бог веселья и умеренности одновременно. В работе Бесклеткиной Квасура предстаёт рыжебородым весельчаком, поднявшим деревянную чашу, – то ли чтобы угостить кого-то, то ли чтобы самому отведать божественный напиток. Белозубый, с лукавым прищуром глаз, в пышном венке из ветвей с листьями и красными плодами: всё говорит о могучем здоровье и неистребимом жизнелюбии героя композиции.
При активном фоне силуэт Квасуры читается достаточно чётко. Лепка лица и рук, складок белой рубахи, расшитой узорами, потребовала филигранной работы с тончайшими цветовыми оттенками. Надежде необходимо было, не теряя уверенности, соблюдать умеренность, и в этом ей, судя по всему, помог Квасура. А кто ещё?
Изделия декоративно-прикладного искусства редко бывают драматичны и содержат философский подтекст, но иногда такие работы встречаются… Энергичный поворот головы и внимательный взгляд – таким предстаёт «Ворон» на панно Бесклеткиной. Выразителен силуэт птицы, насыщенный чёрный цвет оттеняет, словно заставляет светиться деликатно, оттенки серого фона, проявляет игру естественного рисунка камня. За счёт четкого разделения планов работа привлекает осязаемой глубиной пространства. Корпус ворона фактурен и объемен, словно решен в технике корпусной живописи: каждая каменная пластина как пастозный азок кисти. Глядя на этого ворона, начинаешь понимать значение метафоры «иссиня-черный». Впрочем, камень лабрадор настолько красив и загадочен сам по себе, что не нуждается в эпитетах. Ворон тоже таинственен и прекрасен, как прекрасна и таинственна сама мудрость.
Во все времена и повсюду симпатии людей – неизменно на стороне детей и животных, но перед художником, взявшимся за изображение детей и животных, встаёт множество проблем. Необходимо, чтобы изображение было достоверным, нужно передать характер героя и решить прочие задачи, всегда стоящие перед художником: создать убедительное пространство и состояние.
Надежда Бесклеткина, приступая к панно «Медвежонок», ко всему этому была готова. Её мишка – воплощённое обаяние. Несмотря на внушительные когти, косолапый кажется плюшевым. Контражурное освещение сообщает нам о солнечной погоде. Передний план, расцвеченный красными, голубыми и фиолетовыми цветами, дополняет эту добродушную, полную умиления картину. Несомненным достоинством панно является материальность. Шерсть медвежонка производит впечатление мягкой и лоснящейся. В тенях она переливается рефлексами и бликует на солнце. Флорентийской мозаике нет смысла заимствовать какие бы то ни было приёмы: она сама обладает превосходными изобразительными возможностями. Тем не менее, хочется отметить необычайную живописность этой работы Надежды и уверенную лепку формы.
О чём сообщает рисунок камня? О том, как в черноте космоса плыли и сталкивались друг с другом слоистые облака пыли и газа. Камень помнит времена, когда самого времени ещё не было. Какую глубину хранит цвет камня? – Глубину веков. Камни помнят всё о юности Вселенной, когда загорался свет первых звёзд, и, может быть, уже тогда им было что-то известно о любви и надежде…
Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 47-50
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #НадеждаБесклеткина #Художники #МастераДПИ #КартиныИзКамня
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!