Художник Мунир Абубакиров

Художник Мунир Абубакиров

– Мунир Ризаевич, когда и где вы родились?

– Я родился 7 марта 1954 года в селе Аркаул Салаватского района.

– Творческий дар настиг вас в 55 лет?

– Застал (улыбается).

– А до этого? Неужели с ним были совсем незнакомы? Вы родились в одном из самых красивых районов Башкирии, где, кажется, сама природа располагает к творчеству, к живописи.

– Деревенская жизнь – это работа, работа и работа с раннего утра и до позднего вечера. Нас в семье было пятеро детей. Коровы, овцы, труд в колхозе, к которому детей приобщают очень рано…

Посмотреть работы художника

Я, наверное, характером больше на маму похож. Она всю жизнь была депутатом сельского совета, депутатом женсовета деревни, потом председателем ревизионных комиссий. Отец работал механизатором: и на комбайне трудился, и на тракторе. Художников в родне нет, но в детских воспоминаниях запечатлелось, как отец подошел и, не отрывая карандаша от бумаги, одним движением нарисовал петуха. «Вот так надо рисовать!». Я помню, как удивился. Примерно в то же время, где-то во втором классе, на уроке рисования первый раз учитель похвалил меня, и в памяти это осталось. Было задание нарисовать топор, учитель посмотрел внимательно на мою картинку и сказал: «Так красиво получилось – настоящий топор!». Потом всё как-то забылось, долго не рисовал.

«Высокие травы», Мунир Абубакиров, 2016, холст, масло, 60х40

«Высокие травы», Мунир Абубакиров, 2016, холст, масло, 60х40

Ещё вспоминается случай в общежитии уфимского мединститута, где я учился в начале семидесятых. Вместе со мной в одной комнате студентов проживало человек десять. Нередко я делал карандашные и акварельные наброски и приклеивал их на стены. Комендант заходит: «Убери всё это хозяйство! Порядок нужен!». Я отвечаю: «Нам хорошо, мы смотрим – всем нравится». Он декану пожаловался и в очередной обход общежития зашел к нам уже вместе с деканом. Тогда эту должность занимала Аскарова, она оглядела стены и сказала: «Красиво же, пусть так и будет». Потом, во время работы санитарным врачом уже в районе, в Малоязе, в свободное время я начал заниматься резьбой по дереву. Увлекся: вырезал что-то для себя, на подарки… Позже с друзьями по вечерам после работы рубили сообща деревянные скульптуры для детского городка в детском саду, всё это бесплатно, конечно.

В 1995 году переехал в Уфу, точнее, меня перевели в организационный отдел Госсобрания на должность главного специалиста. До этого в Малоязе сначала работал в санэпидемстанции санитарным врачом, потом секретарем исполкома назначили, избрали депутатом. Работал заместителем председателя райсовета, затем – управляющим отделением Сбербанка. Параллельно, в течение 10 лет, был председателем районной избирательной комиссии. В 1997 году учредили должность Уполномоченного по правам человека, и руководство попросило принять участие в формировании аппарата. В итоге 17 лет проработал помощником уполномоченного и стал первым человеком в Башкирии, которого наградили Почетной грамотой Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

«Ковыль», Мунир Абубакиров, 2015, холст, масло, 60х50

«Ковыль», Мунир Абубакиров, 2015, холст, масло, 60х50

– У вас такая интересная трудовая биография!

– Самое главное, что мы, деревенские, работаем честно, о какой бы работе ни шла речь… Когда мне 55 лет исполнилось, дети подарили мне набор красок, кисточки и несколько холстов на подрамниках. И вот потихоньку, в свободное время, когда оно появлялось, я начал писать. Какая-то тяга была, и пошло, пошло, пошло… Сейчас, на пенсии, времени, казалось бы, должно быть много, но мне его теперь вообще не хватает. Не только картины пишу, не оставляю и своих спортивных увлечений! Это волейбол, настольный теннис, а зимой обязательно лыжи.

– До этого вы писали маслом?

– Нет.

– Вы у кого-то учились?

– Двигался методом проб и ошибок, десятки картин переделал, до сих пор переделываю некоторые, даже выбросить могу. Что-то нравится, что-то не нравится. Когда Интернет появился, появились и новые возможности для обучения. Теоретической базы же нет. Может быть, и хорошо…

– С одной стороны, да.

– Я смотрел, изучал, наверное, десятки тысяч работ разных художников, и не все были мне близки и понятны. Дилетант же… Если нравились, старался технику изучать, смотреть на полотна с этой точки зрения. Так, понемногу, и постигал азы живописи. Кстати, еще студентом, я посещал в Уфе все выставки. Какая-то сильная внутренняя тяга была… Выставки Домашникова помню, Лутфуллина. Уже в то время, когда на картины смотрел, техника интересовала: особенности мазка, какие-то необычные приемы… Я на все это обязательно внимание обращал.

«Натюрморт с кураем», Мунир Абубакиров, 2017, холст, масло, 40х60

«Натюрморт с кураем», Мунир Абубакиров, 2017, холст, масло, 40х60

– Как у вас идеи картин рождаются? Вы пишете по памяти? Или выезжаете на природу?

– Есть преимущество сельского жителя, которое никуда не исчезает с годами жизни в городе. Я прекрасно помню, как с матерью ходили косить сено, вижу до сих пор эти пейзажи до самых мелких подробностей. Какие травы, как они растут, деревья – до отдельных веточек. Всё в памяти осталось. В детстве память самая…

– Яркая?

– Крепкая!

– Сколько обычно уходит времени на работу?

– По-разному. Иногда вот вроде бы завершил всё, потом через какой-то промежуток времени вижу – не так… Рисую родные места. Уфу пробовал, но в городских каменных пейзажах нет души. Не моё это. Года четыре тому назад ездил на родину, там с родными встречались на берегу Юрюзани. Сгустились сумерки, смотрю – луна вот такая… В течение недели написал работу.

Мне близок реализм, пейзаж, в основном – сельский. Портреты пытался писать, но пока сложно. Есть желание ещё попробовать, поработать серьезно. Хочется не просто лицо показать, а передать эмоции, взгляд. Это сложнее, чем пейзаж. Вот, например, портрет жены я раз сорок переделывал. Хотя, казалось бы, с моим профессиональным знанием анатомии все должно получаться, но нет, не все так просто.

– Что, на ваш взгляд, притягивает зрителя в ваших картинах?

«Весна на Каратау», Мунир Абубакиров, 2017, холст, масло, 60х80

«Весна на Каратау», Мунир Абубакиров, 2017, холст, масло, 60х80

– Говорят, что реализм, натуральность, что реально красиво, как будто недавно сидели где-то на моей полянке или у реки. Вот это и притягивает. Говорят: «Смотрим на иной пейзаж, а там деревья неживые, трава пластмассовая, цветы не пахнут. А у вас – как в реальном лесу».

Я рисую, как мне нравится, как душа велит. Когда начал плотнее пейзажной живописью заниматься, стал более наблюдательным: замечаю, как трава утром выглядит, как – вечером, какие деревья – в солнечную погоду, какие – осенью, зимой… Наблюдательность «на автомате» развивается.

Вроде бы и раньше всё это знал, но, когда рисуешь, мельчайшие нюансы всплывают. Я поклонник Исаака Левитана и Алексея Савченко, думаю, можно их назвать моими учителями. У Левитана все картины пересмотрел множество раз, люблю технику Савченко, Шишкина изучать. Всё равно в душе есть то, что переносится на холст. Наброски делаю карандашом, когда в родном районе оказываюсь. Память пока зрительная хорошая, места все знакомые: просто память освежить, чтобы в картинах достоверно отображать природу своего района.

– А это какая деревня на холсте?

– Аркаул, наш дом. Называется «Память». Собирательный такой образ, дома давно нет, и сарая с соломенной крышей, и ворот. На скамейке – мать с отцом. Сейчас на этом месте стоит дом, но он немножко другой. А в памяти тот образ дома остался и душу греет всё равно. Вот написал, сфотографировал, отправил всем родственникам. Люблю делать подарки… Картин, наверное, 30–40 родственникам раздарил, друзьям. Сейчас в планах столько же работ написать для выставки, которую хотелось бы провести в Уфе. У меня состоялись выставки в Малоязе, в музее «Салавата Юлаева» (работала два месяца, было представлено 35 картин), в Янган-Тау. Но любителям всё-таки сложнее, чем профессионалам, которые располагают поддержкой профессионального сообщества в лице Союза художников. Мы, самородки, думается, нуждаемся в большей поддержке (смеётся).

«Зимняя рябина», Мунир Абубакиров, 2018, холст, масло, 50х40

«Зимняя рябина», Мунир Абубакиров, 2018, холст, масло, 50х40

– Я бы с удовольствием пошла на вашу выставку, мне близка природа Салаватского района.

– В Уфе надо сделать хотя бы один небольшой зал для самородков, любителей. Мы же интересуемся профессиональными художниками, их творчеством. Думаю, многим было бы интересно и на любителей посмотреть. Выставка – это же ещё и общение. Наверно, и профессиональные художники пришли бы…

В этом плане проект «Любимые художники Башкирии» – очень актуальный, интересный. Такая площадка! Первый раз для любителей столько возможностей открылось. Огромное спасибо организаторам.

Думаю, опять же, что сторонний взгляд простого обывателя интересен и для любителей, и для профессиональных художников. Для обывателя в современном изобразительном искусстве есть сложные и не совсем понятные моменты, особенно – в авангарде. Не все же понимают, например, суть «Черного квадрата» Малевича. Но в любом направлении должно быть что-то, что цепляет зрителя, заинтересовывает его. И в этом плане оценка «неподкованного» зрителя интересна. Одно дело, что говорят искусствоведы, а другое – как это обычный человек воспринимает. В конце концов, картины пишутся не для искусствоведов, а для широкой аудитории.

Проект, в котором посчастливилось участвовать, открывает новые возможности, у многих после него открылось «второе дыхание», выросли крылья…

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 117-121

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Самородки #МунирАбубакиров
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие