Художник Мунир Абубакиров
– Мунир Ризаевич, когда и где вы родились?
– Я родился 7 марта 1954 года в селе Аркаул Салаватского района.
– Творческий дар настиг вас в 55 лет?
– Застал (улыбается).
– А до этого? Неужели с ним были совсем незнакомы? Вы родились в одном из самых красивых районов Башкирии, где, кажется, сама природа располагает к творчеству, к живописи.
– Деревенская жизнь – это работа, работа и работа с раннего утра и до позднего вечера. Нас в семье было пятеро детей. Коровы, овцы, труд в колхозе, к которому детей приобщают очень рано…
Я, наверное, характером больше на маму похож. Она всю жизнь была депутатом сельского совета, депутатом женсовета деревни, потом председателем ревизионных комиссий. Отец работал механизатором: и на комбайне трудился, и на тракторе. Художников в родне нет, но в детских воспоминаниях запечатлелось, как отец подошел и, не отрывая карандаша от бумаги, одним движением нарисовал петуха. «Вот так надо рисовать!». Я помню, как удивился. Примерно в то же время, где-то во втором классе, на уроке рисования первый раз учитель похвалил меня, и в памяти это осталось. Было задание нарисовать топор, учитель посмотрел внимательно на мою картинку и сказал: «Так красиво получилось – настоящий топор!». Потом всё как-то забылось, долго не рисовал.
Ещё вспоминается случай в общежитии уфимского мединститута, где я учился в начале семидесятых. Вместе со мной в одной комнате студентов проживало человек десять. Нередко я делал карандашные и акварельные наброски и приклеивал их на стены. Комендант заходит: «Убери всё это хозяйство! Порядок нужен!». Я отвечаю: «Нам хорошо, мы смотрим – всем нравится». Он декану пожаловался и в очередной обход общежития зашел к нам уже вместе с деканом. Тогда эту должность занимала Аскарова, она оглядела стены и сказала: «Красиво же, пусть так и будет». Потом, во время работы санитарным врачом уже в районе, в Малоязе, в свободное время я начал заниматься резьбой по дереву. Увлекся: вырезал что-то для себя, на подарки… Позже с друзьями по вечерам после работы рубили сообща деревянные скульптуры для детского городка в детском саду, всё это бесплатно, конечно.
В 1995 году переехал в Уфу, точнее, меня перевели в организационный отдел Госсобрания на должность главного специалиста. До этого в Малоязе сначала работал в санэпидемстанции санитарным врачом, потом секретарем исполкома назначили, избрали депутатом. Работал заместителем председателя райсовета, затем – управляющим отделением Сбербанка. Параллельно, в течение 10 лет, был председателем районной избирательной комиссии. В 1997 году учредили должность Уполномоченного по правам человека, и руководство попросило принять участие в формировании аппарата. В итоге 17 лет проработал помощником уполномоченного и стал первым человеком в Башкирии, которого наградили Почетной грамотой Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.
– У вас такая интересная трудовая биография!
– Самое главное, что мы, деревенские, работаем честно, о какой бы работе ни шла речь… Когда мне 55 лет исполнилось, дети подарили мне набор красок, кисточки и несколько холстов на подрамниках. И вот потихоньку, в свободное время, когда оно появлялось, я начал писать. Какая-то тяга была, и пошло, пошло, пошло… Сейчас, на пенсии, времени, казалось бы, должно быть много, но мне его теперь вообще не хватает. Не только картины пишу, не оставляю и своих спортивных увлечений! Это волейбол, настольный теннис, а зимой обязательно лыжи.
– До этого вы писали маслом?
– Нет.
– Вы у кого-то учились?
– Двигался методом проб и ошибок, десятки картин переделал, до сих пор переделываю некоторые, даже выбросить могу. Что-то нравится, что-то не нравится. Когда Интернет появился, появились и новые возможности для обучения. Теоретической базы же нет. Может быть, и хорошо…
– С одной стороны, да.
– Я смотрел, изучал, наверное, десятки тысяч работ разных художников, и не все были мне близки и понятны. Дилетант же… Если нравились, старался технику изучать, смотреть на полотна с этой точки зрения. Так, понемногу, и постигал азы живописи. Кстати, еще студентом, я посещал в Уфе все выставки. Какая-то сильная внутренняя тяга была… Выставки Домашникова помню, Лутфуллина. Уже в то время, когда на картины смотрел, техника интересовала: особенности мазка, какие-то необычные приемы… Я на все это обязательно внимание обращал.
– Как у вас идеи картин рождаются? Вы пишете по памяти? Или выезжаете на природу?
– Есть преимущество сельского жителя, которое никуда не исчезает с годами жизни в городе. Я прекрасно помню, как с матерью ходили косить сено, вижу до сих пор эти пейзажи до самых мелких подробностей. Какие травы, как они растут, деревья – до отдельных веточек. Всё в памяти осталось. В детстве память самая…
– Яркая?
– Крепкая!
– Сколько обычно уходит времени на работу?
– По-разному. Иногда вот вроде бы завершил всё, потом через какой-то промежуток времени вижу – не так… Рисую родные места. Уфу пробовал, но в городских каменных пейзажах нет души. Не моё это. Года четыре тому назад ездил на родину, там с родными встречались на берегу Юрюзани. Сгустились сумерки, смотрю – луна вот такая… В течение недели написал работу.
Мне близок реализм, пейзаж, в основном – сельский. Портреты пытался писать, но пока сложно. Есть желание ещё попробовать, поработать серьезно. Хочется не просто лицо показать, а передать эмоции, взгляд. Это сложнее, чем пейзаж. Вот, например, портрет жены я раз сорок переделывал. Хотя, казалось бы, с моим профессиональным знанием анатомии все должно получаться, но нет, не все так просто.
– Что, на ваш взгляд, притягивает зрителя в ваших картинах?
– Говорят, что реализм, натуральность, что реально красиво, как будто недавно сидели где-то на моей полянке или у реки. Вот это и притягивает. Говорят: «Смотрим на иной пейзаж, а там деревья неживые, трава пластмассовая, цветы не пахнут. А у вас – как в реальном лесу».
Я рисую, как мне нравится, как душа велит. Когда начал плотнее пейзажной живописью заниматься, стал более наблюдательным: замечаю, как трава утром выглядит, как – вечером, какие деревья – в солнечную погоду, какие – осенью, зимой… Наблюдательность «на автомате» развивается.
Вроде бы и раньше всё это знал, но, когда рисуешь, мельчайшие нюансы всплывают. Я поклонник Исаака Левитана и Алексея Савченко, думаю, можно их назвать моими учителями. У Левитана все картины пересмотрел множество раз, люблю технику Савченко, Шишкина изучать. Всё равно в душе есть то, что переносится на холст. Наброски делаю карандашом, когда в родном районе оказываюсь. Память пока зрительная хорошая, места все знакомые: просто память освежить, чтобы в картинах достоверно отображать природу своего района.
– А это какая деревня на холсте?
– Аркаул, наш дом. Называется «Память». Собирательный такой образ, дома давно нет, и сарая с соломенной крышей, и ворот. На скамейке – мать с отцом. Сейчас на этом месте стоит дом, но он немножко другой. А в памяти тот образ дома остался и душу греет всё равно. Вот написал, сфотографировал, отправил всем родственникам. Люблю делать подарки… Картин, наверное, 30–40 родственникам раздарил, друзьям. Сейчас в планах столько же работ написать для выставки, которую хотелось бы провести в Уфе. У меня состоялись выставки в Малоязе, в музее «Салавата Юлаева» (работала два месяца, было представлено 35 картин), в Янган-Тау. Но любителям всё-таки сложнее, чем профессионалам, которые располагают поддержкой профессионального сообщества в лице Союза художников. Мы, самородки, думается, нуждаемся в большей поддержке (смеётся).
– Я бы с удовольствием пошла на вашу выставку, мне близка природа Салаватского района.
– В Уфе надо сделать хотя бы один небольшой зал для самородков, любителей. Мы же интересуемся профессиональными художниками, их творчеством. Думаю, многим было бы интересно и на любителей посмотреть. Выставка – это же ещё и общение. Наверно, и профессиональные художники пришли бы…
В этом плане проект «Любимые художники Башкирии» – очень актуальный, интересный. Такая площадка! Первый раз для любителей столько возможностей открылось. Огромное спасибо организаторам.
Думаю, опять же, что сторонний взгляд простого обывателя интересен и для любителей, и для профессиональных художников. Для обывателя в современном изобразительном искусстве есть сложные и не совсем понятные моменты, особенно – в авангарде. Не все же понимают, например, суть «Черного квадрата» Малевича. Но в любом направлении должно быть что-то, что цепляет зрителя, заинтересовывает его. И в этом плане оценка «неподкованного» зрителя интересна. Одно дело, что говорят искусствоведы, а другое – как это обычный человек воспринимает. В конце концов, картины пишутся не для искусствоведов, а для широкой аудитории.
Проект, в котором посчастливилось участвовать, открывает новые возможности, у многих после него открылось «второе дыхание», выросли крылья…
Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 117-121
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Самородки #МунирАбубакиров
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!