Художник Миля Гатауллина
«Непостижимая тайна останется той, какой всегда была, есть и будет – непостижимой.»
Поль Гоген
Милеуша Равилевна Гатауллина родилась в Уфе в 1971 г. Окончила Московский художественный институт им. В.И. Сурикова; стажировалась в творческих мастерских РАХ под руководством Алексея Шмаринова. Член Московского союза художников. С 1988 г. – участник более ста российских и зарубежных выставок.
Персональные выставки прошли в Уфе, в выставочном зале Союза художников и Доме-музее С.Т. Аксакова (2002 г.), Московском Музее современного искусства (2005 г.), выставочных залах МОСХ на Беговой (2009 г.), МСХ (2011 г.), Центральном Доме художника (2013 г.). Еще в 1993 г. картина художницы «Синие тени» на парижском аукционе Hotel Drouot была самым дорогим лотом коллекции российского изобразительного искусства.
Ряд работ хранится в Московском музее современного искусства, Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова. В 2001 г. художница получила золотую медаль Российской академии художеств за серию живописи и графики, посвященной Башкирии, серебряную медаль Союза художников России.
Можно долго биться над загадками авторских техник, над духовными учителями и влияниями. Можно их объяснить и провести бесспорные параллели. Но волшебная тайна души, проступающая на холсте, все-таки не будет вполне раскрыта. Как музыка, у каждого мастера она – своя.
Живопись Мили Гатауллиной, строго очищенная от шелухи бытовых случайностей, гармонически подобрана в определенном ключе каждой картины, где любой из цветов сверкает предельной интенсивностью. Она МУЗЫКАЛЬНО осмысленна: «цвет – это музыка для глаз», по Фальку. Поющие пятна, заключенные в плавные, но прочные и точные графические контуры, находятся как будто вне времени и в своей системе координат. (Недаром Милеуша Равилевна стала призером выставки «Музыка в живописи», Москва – Лондон, 2001 г.).
Не пытаясь подражать реальному трепету листвы или топоту толпы, ее музыка рождается, однако, из простых предметов и существ материального мира. Яблоко становится нотой, а натюрморт или пейзаж – песней или сонатой. Эта музыка непременно запоет внутри нас – знакомая и таинственная, как воспоминания детства или даже более ранние, до рождения. Ибо ее цветовая символика архетипична, первородна, исполнена древней силы. Вот лишь некоторые из ее символов. Красный – особенно на Востоке – любовь, рождение жизни, праздник, кровная связь (см. у Мили: красные коровы на закате, кувшины, косынки, рябины и яблоки). Желтый – солнце, яркое вдохновение лета (золото соломы и корзин, страстно любимые ею подсолнухи, спилы дров в поленнице, желтая охра степи, яблоки). Пламенное обаяние оранжевого – плодородие (осень, ярмарки, яблоки). Синий – то густой басовый, в пику пронзительному желтому, то легкий, как ранняя весна в родной деревне Карагуш. Веселый зеленый, со всеми его обертонами: весна, рост, нежность… и яблоки… Очень важен чёрный – самый «техничный», на нем все ярче горит, это и мистика пустоты, и чувственность контуров. О белом говорит сама Миля: «Белое – подбирается сердцем… Это покров, крылья, забота, труд».
Семантика цвета различна в восточной и западной культурах, но в том-то и проявляется феномен этой художницы, взращённой на обеих, что и Европа и Азия оригинально и органично сплелись в ее творчестве в одну могучую стихию. У Гогена (да-да, опять он) символика цвета и особая плоскостная композиция объяснялись влиянием экзотических культур. Вольно или невольно, наша художница нашла тот же подход, но «настоянный на родной башкирской душице – матрешке». Уже долгие годы живя и работая в Москве, она верна бесхитростным сюжетам деревни, из пейзажей которой способна сделать яркое, ярмарочное или камерное по звучанию представление. В композициях возможно и влияние японской гравюры, где за первым, очень крупным, планом идет сразу самый дальний; только вместо сакуры к самому лицу зрителя пригнулась рябина или яблоневая ветвь, а вместо Фудзи на горизонте – наш пейзаж сельских холмов. Во многих картинах очевидна декоративность и поэзия «гобеленового» стиля, где пригодилось ее мастерство графика и монументалиста. Помните настенные коврики с оленями? Крупно-зернистая текстура холста, разбитной ритм «наивного» орнамента. Смелость и самостоятельность, присущие ей с детства, проявились в своеобразной организации пространства полотен. Полотно делится на ряд замкнутых плоскостей в соответствии с рисунком, каждая из которых заполняется определенным локальным цветом при почти полном отсутствии теней. Главное – это передать красоту мира, слиться с музыкой природы – пусть в самых необычных тонах и под иным углом зрения. Не оттого ли ее пластические метафоры так загадочно притягательны, как и взоры женщин, созерцающих нас со светлой задумчивостью с ее полотен? Все они имеют несомненное сходство с самой художницей. Она – словно презентатор родных традиций в столице, да и по всему миру, где побывали ее работы.
«Живопись учит смотреть и видеть; это вещи разные и редко совпадающие», – заметил Александр Блок. Взгляд Мили Гатауллиной поразительно глубоко проникает в сущность вещей. Вобрав в себя духовные ценности многих художественных культур – от иконописи и шедевров мастеров Возрождения, постимпрессионистов и искусства Востока до русского символизма и авангарда, она создала свой неповторимый, теплый и наполненный любовью ко всему живому мир. Если О. Розанову, Ф. Экстер, Н. Гончарову современники называли «амазонками русского авангарда», то ее можно было бы назвать «амазонкой постсоветского авангарда». Хотя ее живопись не содержит примет какого-либо реального времени, она философски отстранена и плохо вписывается в рамки одного стиля. Например, европейские впечатления отозвались картинами совершенно «западными» – и по сюжету, и по духу («Монологи», «Клоуны», «Воспоминания о Венеции»).
Но все же главная тема – малая родина, что звучит в ее душе с детства и во все время жизни в Москве. Незабвенный вкус чая с душицей с родных полей, терпкая горечь чабреца и сирые осенние стога, весенняя распутица и призывное ржание лошадей. «Естественное и созданное цивилизацией познается в контрасте», – говорит художница.
Не так давно случилось волнующее событие и для нее, и для нас, зрителей. Молодая и полная творческих планов наша соотечественница в зените международной славы посетила родные пенаты, впервые почти за 15 лет, чтобы принести нам в своих картинах музыку своей души.
У Мили Гатауллиной – большой круг поклонников, постоянно открывающих в ее творчестве новые и легко узнаваемые картины родного края, природы. Поэтому она – одна из любимых художниц Башкирии. Очень хотелось бы, чтобы искусство будущего стало таким, каким видел его любимый ею Поль Гоген:
«Чудесное соединение всех сияющих садов в единый вертоград – цель эта как будто неуловима, но в то же время она вполне ясна».
Именно этой цели служит и масштабный проект «Любимые художники Башкирии».
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 240-243
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #МиляГатауллина
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!