Художник Михаил Назаров

Михаил Назаров в январе 2018 г. удостоен специальной премии имени Николая Пеганова

Кануло лето,
Кануло в Кану.
Бросил Никола Никольск,
Лесом охвачен Кананикольск.
Разруха, проруха, голые ворота,
Синее небо и гора Масим.
Нас возносят в синь
Крылья Кананикольска.

Михаил Назаров

Посмотреть работы художника

Михаил Назаров родился в 1927 г. в с. Кананикольское Зилаирского кантона (ныне Республика Башкортостан). Живописец, заслуженный художник РБ (2002 г.), лауреат премии им. Г.С. Мосина (2001 г.). Специальное образование получил на факультете живописи Государственного художественного института Эстонской ССР (Таллин, 1958 г.).

Член Союза художников с 1980 г. С 1959 г. – участник республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок. Произведения хранятся в музеях, частных собраниях и картинных галереях: ГТГ (Москва), МСИ (Москва), БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), Челябинская и Екатеринбургская картинная галереи, Новосибирский ГХМ, РМИИ (Йошкар-Ола).

Горы грохочут и содрогаются, отзываются утробным эхом старых шахт, ран и радостей человеческих. Черный лес дыбом встает. Из-за гор чистое небо выглядывает, спускает розовый свет на студеную реку. Река обнимает село, а там пир горой после базарного дня – шум-гам, избы ходуном, рычание трактора и стаканов звон. Узоры заборов и кушаков разноцветных, запах мясных туш, мякины, конского пота и парного молока. Дышит жизнь, сияет прорехами свободы сквозь почерневшие крыши, вздыхает мехами гармони, скрипит раскоряченными оглоблями. И опять тишина на подворьях – ночь, мудрая и чуткая, как Божье слово, до утра запирает суровыми скобами да ставнями людскую толкотню и заботы…

Из сонника: «Деревенский базар – к простым радостям и бесхитростным развлечениям». В «бесхитростных» сюжетах Михаила Алексеевича, напоминающих странные, давно забытые сны, как раз и заключается его хитрость, этакий народный лукавый прищур. Вместивший в себя несколько эпох, перевернувший много культурных пластов, от классики до неоавангарда (которому верен до сих пор), он именует себя заводским кананикольским крестьянином. Большой, монументальный уроженец вековых лесов Зилаирского кантона, он и сам, за компанию со своими персонажами, кажется высеченным – изваянным из исполинского дерева или скальной породы.

«Базар. Мясо», Михаил Назаров, 1966, холст, масло

«Базар. Мясо», Михаил Назаров, 1966, холст, масло

Коса, топор, молот – родные орудия. Подростком в военные годы работал на Тубинских шахтах наравне со взрослыми. Правда, в недавней беседе – со всегдашней хитрецой – объявил себя дворником. «Где же вы работаете?», – «Да все там же, на том же дворе, где и жил с тридцать восьмого года. На Тубинском руднике (ударение на первый слог). А вот моя метла…», – поигрывает широкой кистью и указывает на «тот» двор на холсте. Двор вроде всё тот же – дом, телега, ворота с «крышечкой», дорога в гору – десятки и десятки различных вариантов. Это универсум, который он так и сяк вертит и тасует, словно забавляясь «случайными формами», композиционными ритмами, акцентами, разными для каждого мгновения дня: «утонченная игра разных уровней условности», как сказал бы Юрий Лотман.

Дальние и средние планы легко уживаются с крупными фигурами, похожими на языческих идолов, – это и не фигуры уже, а части его знаковой системы; предметам дозволено просторно развалиться или невозмутимо болтаться в воздухе на любом расстоянии от зрителя и выглядеть притом вполне логично. Формируется единое монументальное пространство – и плотное и воздушное, направленное внутрь – и в бесконечность. Важно все – удар розовых белил на ободе колеса, не грунтованный клочок холста на бревенчатой стене, упрямый поворот чьей-то «колченогой» ноги…

«Мунир и Мунира», Михаил Назаров, 1976, холст, масло

«Мунир и Мунира», Михаил Назаров, 1976, холст, масло

В его формалистических изысканиях – а до сих пор художник ставит перед собой ежедневные новые задачи, вдохновенно отрабатывая приемы «чистой» живописи, пространственные и цветовые,-– присутствует удивительная цельность, то бишь соподчинение всех частей. Редкий дар, доступный немногим. «Рутинная» тематика служит и великолепным подсобным материалом, и философским выражением его натуры. Вроде бы наивная попытка создать гармонию из приземленных, обделенных гармонией вещей; фокус в том, что на них, как на этом простом дворе, и строится миропорядок жизни.

«Мининур и Тимиряр», Михаил Назаров, 1980, холст, масло

«Мининур и Тимиряр», Михаил Назаров, 1980, холст, масло

Говоря научным языком, дабы не впасть во власть смутных догадок, «архаическое видение – канонизация типических черт деревенской жизни, композиционная и предметно-фигуративная плоскостность – это принципы древнерусской иконы. Колоссальная повествовательная информация – «клейма», органично сочетающиеся друг с другом» («Житье-бытье Зинки Пустыльниковой» и др.) (искусствовед С. Игнатенко).

Его акварели «Евангельские сюжеты» так эфемерны, светлы и по-детски (читай «по-язычески») безыскусны, так «по-назаровски» ирреальны, что иной зритель может впасть в недоуменный столбняк. (Но не такова ли и вера наша – если взять ее честно, без пафоса и без прикрас?) Библейская тема как нельзя лучше подходит для его пространственных опытов, решения вопросов формы, которая, как известно, – это тоже содержание.

«Светские» сюжеты – пир, ярмарка, трактир, трудовые моменты – это как «выражение народной свободы и воли». Его долгая дорога, что берет начало из башкирской глубинки (Кананикольск, Мраково, Тубинск, Темясово, Баймак), привела его вначале в Магнитогорск, а затем в Уфимское театрально-художественное училище. Далее – Таллинский художественный институт – «окно в Европу». Естественно, большое влияние на стиль оказали учителя и друзья – самые разные: в первых рядах – А. Тюлькин, Б. Лалетин, Б. Домашников, В. Головченко, А. Лутфуллин и многие другие.

«На тракторе Беларусь» (варинант I), Михаил Назаров, 1969, холст, темпера

«На тракторе Беларусь» (варинант I), Михаил Назаров, 1969, холст, темпера

Учителями можно счесть Филонова и членов «Бубнового валета»; Ф. Леже, П. Пикассо и Р. Гуттузо. А также наших «антикумиров» выхолощенного соцреализма, в эпоху которого взаимонепонимание достигало точки кипения. Приходилось годами затворяться, чтобы не потерять себя. Его обвиняли в упрощении и искажении реальности, но это скорее «укрощение» ее. Модули «деревенского» цикла – квадраты и ромбы, трапеции и треугольники – остовы изб и сараев, старые крыши и рамы – его строительный материал, все кружится и танцует в процессе строительства; зрителю дана возможность чувственного, даже рефлекторного участия.

Уже позднее, в 80-х, пришло признание и единомыслие (свердловчане Мосин и Брусиловский, художники группы «Сары бия»), но и при всей экспозиционной свободе его искусство не стало (и не станет) живописью для всех. Хочется провести параллель с Андреем Платоновым в литературе: тот же отстраненный, нелегкий для понимания художественный язык, то есть воспринимаемое на чувственном уровне «гениальное косноязычие»; те же, без патетики, драматизм и «печаль по цельности мира», тревога и боль за своих героев, преданность своей земле и раз и навсегда избранному пути. Обоим свойственна высокая поэзия – ощущение движения неба, о котором Бабель сказал: «…и небо, текущее над эспланадой и улетающее как птица…».

«Продавец самоварных труб», Михаил Назаров, холст, масло

«Продавец самоварных труб», Михаил Назаров, холст, масло

«С детства был дерзким, воинственным, неподвластным мнениям максималистом», – говорит Михаил Алексеевич о себе. Да таким он и остается до сего дня – могучий исполин, идущий в авангарде нашего авангарда. Победа в проекте «Любимые художники Башкирии» (2017 г.) в номинации «Мастера» – закономерный акт любви и признания как простых зрителей, так и профессионалов, молодежи и зрелых поколений поклонников его таланта.

Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 34-38

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #МихаилНазаров
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие