Художник Мария Елгаштина (1873–1966 гг.)

Художник Мария Елгаштина (1873–1966 гг.)

«Сильный не тот, кто может положить на лопатки одним взглядом, а тот, кто одной улыбкой способен поднять с колен»

Жюльет Бинош

Мария Николаевна Елгаштина – русская советская художница, живописец, график, художник сцены, режиссер, одна из основателей башкирского изоискусства и кукольного театра. Член Союза художников с 1937 г. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944 г.). Народный художник БАССР (1955 г.).

Посмотреть работы художника

Говорят, сильными женщинами не рождаются – ими становятся. Что до Марии Елгаштиной, то, по-видимому, сила этой хрупкой женщины была заложена не только теплой атмосферой семьи и универсальным дворянским воспитанием, но и могучим духом Алтая, края сильных, суровых и умных людей, великолепной природой, любовь к которой позднее она перенесла на Башкирию.

Мария родилась в Барнауле в 1873 году. Несмотря на отдаленность от центра и благодаря развитию горного дела, Барнаул был, по словам П. Семенова-Тян-Шанского, «бесспорно самым культурным уголком Сибири», «сибирскими Афинами». Город отличался блестящим высшим обществом, состоящим, в основном, из семей образованных горных инженеров и военных офицеров. Его часто посещали писатели, путешественники, ученые, восхищаясь его классической архитектурой, культурными учреждениями, такими как библиотеки, музеи и театр.

Дочь мэра Барнаула (в девичестве она носила фамилию Давидович-Нащинская) детство свое провела среди хороших книг и картин, талантливой музыки, имела гувернантку и всё то воспитание, с акцентом на искусства, которое могла ей дать ее мать, урожденная Л.И. Томсон, образцовая выпускница Смольного института. Девочка с родителями нередко путешествовала по Европе, жила в Париже, и об этом городе известны ее воспоминания, написанные в преклонные годы.

«Уфа уходящая», Мария Елгаштина (годы жизни 1873-1966), 1951-1952 гг., холст, масло

Еще с раннего детства Маша увлеклась кукольным театром и вечно мастерила кукол, устраивала детские любительские спектакли, к которым сама писала сценарии, сама и была в них актрисой. Стали заметны художественные наклонности девочки, ее поэтичность и горячее желание стать художником. Следуя своей мечте, она едет в Москву и поступает в Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам им. Строганова (ныне знаменитая «Строгановка»), в которой учится в 1892–1894 гг. Преподавателями Марии были неравнодушные, глубокие и талантливые педагоги, поборники национального искусства. Сколько настоящих звезд изобразительного искусства вышло из этих стен со дня основания школы! И Мария с жадностью училась, общалась с яркими творческими личностями. С 1903 по 1905 гг. она жила в Плёсе, где сблизилась с художниками А.М. Кориным и М.П. Клодтом, увлеченно изучала творчество Левитана. Нотки самого русского из пейзажистов (несмотря на его еврейское происхождение) звучат и в пейзажах Елгаштиной, сумевшей открыть тайну Левитана «создавать легчайшую эмоциональную округленность, единую внутреннюю форму». В ее пейзажах присутствуют то же ровноепоэтическое дыхание и тонкий вкус.

«В парке», Мария Елгаштина (годы жизни 1873-1966), холст, масло

Следующим этапом ее жизни стало замужество. Иван Семенович Елгаштин пребывал в должности смотрителя царских конюшен, слыл честным и эрудированным человеком. Началась нелегкая жизнь в разъездах по городам и весям; семья жила в Тургайской степи, в Барнауле и других городах. В 1906 году, после гибели от тифа обоих сыновей (остались две дочери), они оказались в Уфе. Мария Николаевна в частном порядке учила детей рисованию. Осенью 1913 года практически по ее инициативе был организован художественный коллектив, первый в городе «Уфимский кружок любителей живописи». Одним из активных членов кружка стал Давид Бурлюк, живший в то время в Иглино. Мария Николаевна была организатором выездов на пленэр, устраивала выставки в доме Аксакова, где собирались люди искусства, первые художники Башкирии, где горячо обсуждались вопросы культуры, бурлившей и искавшей новые формы на переломе веков. Много писала сама. Ее поэтичные пейзажи – изящество цвета, мягкие созвучия сближенных тонов, тонкая проработка формы – удивляют непосредственной раскованностью кисти и строгим вниманием к композиции. Акварели Елгаштиной – легкие, исполненные тонкой лирики, умиротворяющих цветовых нюансов – словно островки красоты и спокойствия в мутных волнах сшибающихся эпох.

«На берегу Сима», Мария Елгаштина (годы жизни 1873-1966), картон, акварель

«Старый дом», Мария Елгаштина (годы жизни 1873-1966), 1920-е годы, бумага, акварель

В советское время, несмотря на тяжелую жизнь, Мария Николаевна не сломалась и не эмигрировала, а, напротив, много и неустанно работала в Уфе. Ивана Семеновича признали «лишенцем», так как его конезаводская должность была приравнена к чину полковника царской армии. Его лишили всех гражданских прав, вдобавок он совсем ослеп, и Мария Николаевна работала за двоих. Детищем ее стал художественный музей им. М.В. Нестерова, организации которого она отдала немало сил, особенно созданию музейной библиотеки. Многие ее работы сейчас хранятся в БГХМ им. М.В. Нестерова. Об одной из них, простом цветочном натюрморте акварелью, с восхищением отзывался незабвенный Михаил Алексеевич Назаров, утверждая со свойственной ему запальчивостью, что это едва ли не самый лучший экспонат музея.

Мария Николаевна принимала участие в судьбе молодых художников, в свое время поддержала начинающего живописца Б.Ф. Домашникова, очень нуждавшегося.

В 30-е годы Мария Елгаштина реализовала свою детскую мечту о настоящем кукольном театре. С 1932 года она была основателем, а затем и главным художественным руководителем (по 1955 г.) объединенного театра кукол в Уфе. Декорации, эскизы, изготовление кукол, сценарии и режиссура – все это было на ней; маленькая изящная женщина несла в себе ту положительную, созидательную энергию, в которой так нуждались люди, смертельно уставшие от войн и революций. У театра не было своего помещения, но он развивался, совершенствовался, рос. Наряду с агитационной направленностью репертуара, спускавшегося «сверху», театр ставил классику, народные сказки. Особенно ярко проявилась важность деятельности театра во время войны, когда артисты развлекали раненых в госпиталях тыла, а также несколько раз выезжали и на Карельский фронт, выступая в дивизиях и прифронтовых лазаретах. Вместе с Марией Николаевной работала дочь Зинаида.

«Король и Петютя». Куклы к спектаклю «Кот в сапогах», Мария Елгаштина (годы жизни 1873-1966), 1930-е годы

«Король и Петютя». Куклы к спектаклю «Кот в сапогах», Мария Елгаштина (годы жизни 1873-1966), 1930-е годы

Об отношении М.Н. Елгаштиной к своим куклам можно судить по воспоминаниям художницы:

«Надетые на мою руку куклы ожили… Для меня это были не просто куклы, сделанные из бумаги и тряпок, это уже что-то живое, чувствующее, во что вложена моя мысль, и я начинаю их любить»

«Жизнь моих кукол была полна приключений…»

«Часами шепталась, ведя диалог за моих кукол…»

Театр выживал, не имея собственной сцены, собственного дома. Спектакли давались на временных площадках, часто на Малой сцене Башкирского театра оперы и балета. Первым постоянным домом театра стал подвал Дворца пионеров. Были сформированы русская и башкирская труппы. Начиная с войны, театр ставил спектакли и для взрослого зрителя: «Белый пароход», «Черноликие», «Божественная комедия» Образцова и множество других…

Одна из первых ласточек «социалистической сцены», Мария Николаевна не любила пошлые агитки, безвкусную политизацию искусства и старалась «раскрепостить» театральный язык, сделать его богаче; ее волновали вечные мировые ценности, выраженные в классике и фольклоре. В конце 50-х годов Елгаштина сосредоточилась на изобразительном искусстве, целиком окунувшись в образы природы и городских пейзажей, писала маслом и акварелью («Осенний букет», «Голубые просторы», «Уфа уходящая», «В окрестностях Уфы», «На берегу Сима», «Подснежники» и другие работы).

В музее Марии Елгаштиной, открытом в нашем славном Театре кукол, традиции которого были заложены ею, вглядываемся в фотографии… Живое, ясноглазое лицо светится мягкой иронией и умом, на фото угадывается хрупкая, но сильная духом женщина – сочетание энергии, стиля, одухотворенности и доброты. Ее яркая и долгая жизнь (она ушла в 93 года) – художницы, артистки и режиссера, жены и матери, жизнь на болезненных разломах эпох, оставившая заметный след в истории и культуре республики, еще раз подтверждает фразу несравненной Коко Шанель: «Всё в наших руках. Поэтому их нельзя опускать».

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 113-116

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #МарияЕлгаштина #Художники #Живопись #КукольныйТеатр

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие