Художник Касим Девлеткильдеев (1887–1947 гг.)
«Выявления культуры так же многообразны, как бесчисленны многообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они как истинные ветви священного дерева, корни которого держат мир.»
Николай Рерих
Касим Девлеткильдеев великолепно понимал это, и вся его жизнь – тому пример.
Не хочется оправдывать наше равнодушие и незнание родной культуры и истории бешеным ритмом нашего времени, своими рутинными проблемами и глобальными катаклизмами, которые не дают внимательно вглядеться в прошлое, видимое уже как бледный, полузабытый сон.
Его называют основоположником башкирской живописи (а в Татарии – и татарской). «В жизни его не было ни одной фальшивой ноты», – скажет о нем скульптор Т. Нечаева. Он же стал и первым учителем и создателем целой плеяды башкирских художников самых разных направлений и стилей. Прожил довольно долгую жизнь, несмотря на неважное здоровье. Дружил с актерами и поэтами, и они посвящали ему стихи. Эпохальные события, переломные моменты нашей истории проходили перед ним не на экране кинопроектора – он бросался в самый водоворот жизненных трудностей и сделал для культуры республики, а значит – и всей страны, невероятно много. И сделал это для нас, неизвестных потомков, в глубокой уверенности важности своей работы.
Касим Салиаскарович Девлеткильдеев родился в деревне Кугуль (Марьино) Благоварского района в обедневшей дворянской семье (отец – татарин, мать – башкирка). С детства рисовал с упоением, чем попало и на чем попало. Близкие поразились однажды, как он расписал печь прекрасным панно с цветами. Его влекли природа, цветы и… цирк: срисовывал с журналов, передавая сложную динамику и грацию танцовщиц, наездниц, акробатов; это была его первая самостоятельная школа.
После смерти отца (Касиму было 7 лет) семья – мать и сестры – переехала в Уфу. О своем детстве он вспоминал как о бесцветных годах, проведенных в бедности, тяготах и заботах. Страсть к рисованию и черчению привела его в изокружок, хотя по заповедям Корана мечта стать художником казалась недосягаемой. После окончания гимназии Касим продолжил учебу в Казанской учительской школе. На 22-м году ему удалось уехать в Петербург и поступить в художественно-промышленное училище барона Штиглица (позже – Мухинское училище). За один год он сдал программу четырех отделений училища. В 1914 году Касим окончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу стенной живописи (вспомним расписанную в детстве печку). Преподавал в Серпухове и Петербурге графические искусства, сам учился в частных мастерских, даже поступил в Петербургскую Академию художеств, но по слабости здоровья и семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Уфу.
Мощная петербургская школа не могла не повлиять на развитие таланта Касима Девлеткильдеева. В 1917 году он примкнул к уфимскому художественному кружку, членами которого были такие известные художники, как Ю.Ю. Блюменталь, П.М. Лебедев, А.Э. Тюлькин, Д.Д. Бурлюк и другие яркие творческие личности. Несмотря на труднейшую обстановку в стране, в 1919–1921 гг. в Уфе начался небывалый взлет искусств. Повсюду открывались изостудии, в здании бывшего коммерческого училища (ныне Авиационный техникум) был создан рабочий клуб им. Ленина с художественной студией, создателем и преподавателем которой стал Касим Салиаскарович. Затем были долгие годы преподавания в Театрально-художественном училище (УУИ).
Как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины Касим Девлеткильдеев с 1921 года ездит в экспедиции (Туркестан, Южный Урал, Башкирия), собирая экспонаты для музея народов Востока. Сколько он привозит новых впечатлений, зарисовок и акварелей! Пейзажи, портреты простых селян и знаменитых художников, поэтов (в том числе Мустая Карима)… В одной многофигурной композиции был запечатлен и великий Пушкин («Пушкин среди башкир»). В поездках по башкирской глубинке Девлеткильдеевым написаны картины «Тубинский рудник», «Южный Урал», «Баймакский завод» и то трепетное произведение, ставшее классикой башкирского портрета, о котором скажу чуть позже. В годы Великой Отечественной он пишет картины «Хлеб фронту», «За Родину», а в военном госпитале – портреты бойцов кавалерийской дивизии, поддерживая боевой дух воинов. В эти времена ему, как и всем, приходилось очень нелегко, подводило здоровье, но и больным он не выпускал из рук кисть, верный своей любимой акварельной технике.
Остановимся подробнее на картине «Девочка-башкирка в голубом». Касим Салиаскарович встретил ее в деревне Усман-Гали под Белорецком, случайно зайдя в избу и сразу поняв, что просто не может не изобразить ее. Долгое время считалось, что это – собирательный образ башкирской девочки-подростка. Светлое, не по летам серьезное, лицо, особая искренность и нежность исполнения производили и производят сильное впечатление на зрителя. Интересно, что в одной из экспедиций, уже по следам поездок Девлеткильдеева, нашлась та самая героиня картины – Марьям Юмагулова, уже мать пятерых детей, о чем рассказала искусствовед Валентина Сорокина. И вот как знаменитая башкирочка описывает встречу с художником, высоким шутливым человеком, написавшим ее портрет «в один присест»: «Сидела на хике в своем нарядном платье, а рядом горкой было сложено приданое снохи – паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк…».
От картины, как, впрочем, и от других произведений художника («Башкирская изба», натюрморты и пейзажи), веет благородной теплотой, одухотворенной сдержанностью в передаче народного характера, народной жизни и быта. Первопроходец башкирского искусства, всю жизнь преданно служивший ему, К.С. Девлеткильдеев похоронен на татарском кладбище в Уфе. Интеллигентное, чуткое лицо художника с какой-то затаенной надеждой смотрит на нас с памятника работы скульптора М. Мухаметшина. Именем Касима Девлеткильдеева названы гимназия-интернат и бульвар от улицы Российской.
«На молитве», Касим Девлеткильдеев, бумага, акварель
Сложно надеяться, что умерший более 70 лет назад человек, каким бы ни был масштаб его личности, останется любимцем публики. Но забывать людей – художников, тружеников, подобных К.С. Девлеткильдееу, нам никак нельзя. Это – гордость нашего народа и часть его великой истории.
Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 128-131
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #КасимДевлеткильдеев
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!