Художник Джалиль Сулейманов
Джалиль Ахметович Сулейманов родился 16 марта 1968 г. в д. Набиево Бурзянского района БАССР. Его отец, Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов, мечтал стать художником, но, поскольку в год окончания им школы на художественное отделение в Уфе не принимали, отучился на филолога и в дальнейшем стал доктором филологических наук, знаменитым ученым-фольклористом, членом Союза писателей РБ и РФ. Джалиль Сулейманов – российский живописец, член Союза художников РФ (1996 г.), лауреат государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича (1998 г.), заслуженный художник Республики Башкортостан (2011 г.), член творческого объединения «Артыш» (1995 г.). Участник республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок (с 1991 г.).
– Примерно в четыре года я научился читать, и отец давал мне бумагу, краски и кисточку, отправлял к сельскому клубу: иди напиши, какое кино сегодня будут показывать, – рассказывает Джалиль Ахметович. – Я срисовывал буквы с афиши и приносил их домой. Особенно не старался, конечно, но буквы для меня значили много – за ними стояла реальная жизнь. А когда мне исполнилось шесть лет, семья переехала в Уфу, и я пошел в художественную школу и на дзюдо. Спорт очень помог в жизни: это и соревновательный дух на уровне рефлексов, и способность за себя постоять. Еще год-полтора в детстве я занимался музыкой – ходил на кубыз и на курай. Обучался у известного на весь мир кубызиста Роберта Загретдинова и кураиста, фольклориста, народного артиста РБ Юлая Гайнетдинова; он еще на телевидении передачи о курае на башкирском языке вёл. А про художественную школу – отдельная история.
– Расскажите.
– Я занимался там, пока в 5-6 классе, как говорится, не «потолкались» с одним мальчиком: он – каратист, я – дзюдоист, ну, «потолкались» и разошлись, я не придал этому значения. А он дома всё рассказал, меня вычислили, пришли родители вместе с завучем, а завуч наш школьный, Михаил Дмитриевич Кузнецов, был также моим педагогом в школе художественной. Послушал он всё это и проворчал мне в сердцах: «Глаза б мои тебя не видели!». А я человек гордый – месяц не ходил к нему на занятия. Сяду на улице, три часа порисую и возвращаюсь домой с набросками – вроде как из художественной школы.
И через месяц звонок: «А где Джалильчик, заболел?», – «Нет, он же ходит в школу». Родители удивились, и сразу всё выяснилось. Были разборки. Но я наотрез отказался в ту школу ходить, не вернулся туда и всё. А спустя годы, когда уже выставляться начал, когда мое имя среди художников зазвучало, я как-то подошел к тому завучу и говорю: «Михаил Дмитриевич, вы меня, наверное, не помните?». А он: «Ты знаешь, я помню!», а затем помолчал и так мудро добавил: «Вот не выгнал бы тогда – не стал бы ты художником!».
– Вы тоже так думаете?
– А я не знаю, как было бы по-другому. Расскажу дальше. Восьмиклассником я пришел на день открытых дверей в Уфимское училище искусств, нас рассадили в большом просторном классе, раздали бумагу и попросили написать, у кого какие успехи. Смотрю: мальчик справа – победитель всесоюзных и еще каких-то там конкурсов, девочка слева тоже свой лист достижений заполнила, а у меня никаких успехов и нет. И я поднял руку: «Можно выйти?». Вышел и смылся. Позорно, можно сказать. В училище искусств конкурс был 12-15 человек на место, и, по сравнению с другими претендентами, я оказался вообще не готов. Поступил в Уфимское педучилище № 2 на художественно-графическое отделение, о чем совершенно не жалею, так как там сильно преподавали педагогику и психологию, которые мне очень пригодились. А еще я там занимался в театральной студии, играл ежегодно по два спектакля, роли всё время главные. Например, Павку Корчагина играл, других революционеров. Ну что тогда ставили? Войну, революцию.
И Клавдия Федоровна Жданова, преподаватель литературы, изумительная женщина, она столько нам дала, мне сказала: «Джалиль, иди в актеры или режиссеры, и только так». А педагог по живописи, Раиль Назаров: «Нет, Джалиль, иди только в художники». Он был выпускником Московского художественного института им. В.И. Сурикова и меня уговорил пойти к директору училища – взять направление туда же. А я шебутной был, активный, попадал в разные истории (о чем совсем не жалею). И директор наш, Сайфуллин Саид Бикмухаметович, выслушав идею моего поступления в Суриковку, подытожил, спокойно и важно растягивая слова: «Сулейманов, а-скажи а-спасибо, что ты вообще отучился, а-до-сви-да-ни-я». И моя история с обучением закончилась.
– А дальше?
– А дальше – армия (1987–1989 гг.). Причем, я сам туда хотел, и именно на границу. Хотел побывать в настоящих войсках, пожить в гарнизоне, и чтобы было что вспомнить. Специально даже стал вожатым службы собак, так как все говорили: если с собакой – то точно на границу пойдешь. И вот я – на Иранской границе, в Туркмении (Туркменистан тогда входил в состав СССР). Иран – это Персия, Восток – столько оттуда я вынес положительных впечатлений! И язык туркменский с башкирским очень похож. Но, несмотря на собаку, меня в приказном порядке вскоре увезли с границы и сделали работником по комсомольской части – учли мое педагогическое образование. Там тоже было интересно, я много ездил по заставам, рисовал с натуры: идет солдат – я его и рисую. Из армии привез много набросков. А краски, бумагу просил родителей присылать. Отец смеялся: обычно солдаты вкусненького просят, а я – гуашь да карандаши. После армии вернулся сильный, уверенный, окрепший и думал поехать в Ленинград или в Москву. Но остался в Уфе: учился на рабфаке и поступил в пединститут, декан которого, Масалимов Талгат Хасанович, заметил, с каким интересом и трудолюбием я учусь (попросят, например, 40 набросков, а я все 60 приношу), и сказал: «Джалиль, ты должен найти себя в искусстве. Научиться рисовать – одно, стать художником – другое». Это сильно повлияло на меня. Я понял, в чем разница. Можно классно рисовать, писать с натуры, но у художника должна быть своя, по-настоящему волнующая его, тема, и всё вокруг нее должно крутиться.
– Джалиль Ахметович, могу заметить, что перед вашими картинами я пасую в трактовках: как не пытаюсь объемнее сформулировать мысль, картины остаются сложнее их толкований. Например, «Посвящение». Человек сидит на коленях (и при этом будто бы движется), упирается в некий острый предел, протыкает себя палкой или мечом, лицо его сосредоточено на мощном переживании, и всё это – в пятнисто-красных тонах. Это описание близко к картине, оно нисколько не врет, и всё же смысловая нагрузка картины гораздо масштабнее. «Посвящение», как и другие ваши работы, заряжено невероятно. Глядя на них, я могу лишь понимающе кивнуть: «Да, мир по своей сути – такой». А еще среди ваших работ я выделяю два ярких направления. Первое – скалы, деревья (пейзажи), в которых всегда – восхищение. Будто вы смотрите на природу и, рисуя, добавляете ей красоты. Это такой дружелюбный привет Богу: «Бог, а ведь художник ты классный!». В других же картинах, в которых вы мыслите, совершенно иная эмоция: « А смыслы, дорогой Бог, у тебя несправедливые и болезненные, замысел твой обидно непостижим, кажется, что он червоточит». Картины, в которых вы мыслите, – это картины-претензии. Или поиск ответов?
– Ну да. Вопросы задаются себе постоянно. Есть гениальная работа Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». В этих вопросах всё и содержится, но ответов-то нет. Есть много теорий, но никто ничего, по идее, не знает. Мы трудно себя воспринимаем в настоящем, о будущем можем догадываться, а прошлое – думаем, что знаем. Очень многие вещи, кстати, приходят во сне. Иногда мне снится, будто некто показывает картины и говорит: посмотри, ты это мог бы нарисовать. И так много раз было. Другое дело, что с возрастом приходится выбирать, что писать, в год я где-то 4–5 работ фундаментальных, серьезных делаю – не больше. А когда-то у меня была очень просторная мастерская и 5–6 разных картин одновременно в работе… И по настроению я писал то одну, то другую, работа шла параллельно. А иногда я специально порчу картину, чтобы влезть в идею, разозлиться и начать исправлять – вот тогда уже действительно работа идет! Другое дело, что потом начнешь сомневаться: а зачем это надо было, зачем? Иногда переписываю. Пока картина не станет многослойной и при этом простой, чтобы ни добавить ничего – ни убавить. Важна композиция, компоновка, чтобы идея раскрывалась тихонечко, а не по принципу: «пятно всегда видно». А насчет поиска… Писать картину – это и есть искать ответы, и сам процесс более интересен, чем результат. У меня есть серия картин под названием «Тарикат». Это исламский термин, означает – «остановка по пути познания истины». Я увлекался суфийской поэзией, открыл для себя Джалаладдина Руми и понял, что в любое время можно что угодно в себе поменять, когда есть стремление.
«Услышь свой бубен», – напутствовал четырехлетнего Джалаладдина какой-то отшельник, и мальчик, уже тогда наизусть знавший Коран, запомнил эти слова и думал о них всю жизнь, но не мог услышать свой бубен. И вот, будучи уже седым и прославленным стариком, он встретил дервиша. Тот сказал: «Ты смотришь не на саму луну, а на отражение этой луны в медном тазике – в этом всё дело». Джалаладдин воскликнул: «Теперь я счастлив, теперь я понял, как близок к Аллаху». В нем заиграл бубен. Выходит, у каждого есть надежда услышать волшебное звучание бубна в своей душе. И я пока что его не услышал. Но много читаю и думаю, фильмы смотрю. Вообще, конечно, искусство требовательно, необходимо ему отдаваться. У художника должно быть время, чтобы свободно поразмышлять. Я работаю заместителем председателя Союза художников РБ (с 2005 г.), преподаю живопись, рисунок, композицию в Училище искусств (с 2002 г.), руковожу художественной студией для детей и взрослых «Акварелька» (с 2016 г.), и времени у меня, конечно, не так много.
– Ух ты, очень всё интересно. Поговорим подробнее про картины? Как вы определяете стиль, в котором работаете?
– Никак, и художник, на мой взгляд, не должен этим заниматься. Мне тесно в одной стилистике и манере, поэтому я осознанно веду 4–5 направлений внутри себя (декоративное, символическое, даже не знаю, как их все обозначить) и мечтаю, что когда-нибудь они соединятся. Допустим, пейзаж. Вы сами отметили, что я не пишу пейзажи как копирование действительности. Я хочу, чтобы они были эпическими, и, если это Урал, то его как будто рисую не теперешний я, а ребенок, впервые поднявшийся в горы и восхищенный их красотой. Но мне, конечно, приписывают «этно», «фолк-арт», «национальный дух» – это народные и этнические мотивы, названные разными именами. И если на моих картинах присутствует мужчина-башкир, то кто-нибудь обязательно скажет: «улавливается национальный сюжет». Но ведь искусство занимается общечеловеческими вопросами, и я противник того, чтобы сводить всё к национальности. Например, картина «Один» – мужчина с луком, на него летят десятки стрел, а своя стрела осталась одна, и он скоро погибнет, но за ним родовое древо и юрта – символы связи с потомками, сила всех поколений. Это тема мужчины, его бесстрашия, предназначения, мудрости – в самом широком смысле, хоть и выражена башкирскими образами. Вспомнился случай. Продавали мою работу «Три всадника», это было в Америке, и каждый день приходил человек и полчаса смотрел на картину: об этом галеристка мне рассказала. Она его спрашивает: «Что вы там видите, на ней же – башкиры, вы ведь и народа такого не знаете…». Он отвечает: «А мне и не надо. Я вижу трех всадников – деда, отца, мальчика, и с каким вниманием они смотрят друг на друга, у них есть преемственность поколений, уважение и гармония. У меня так, увы, не выходит – с детьми совсем нет понимания». Вот как бывает. И тот американец в итоге картину купил.
– Так картины и разбредаются по всему миру.
– Да, мои работы хранятся в России (в БГХМ им. М.В. Нестерова в Уфе, в Магнитогорской картинной галерее, в картинной галерее г. Набережные Челны), а также в частных коллекциях в США, Австралии, Великобритании, Франции, Сербии и др. Кстати, продолжу тему: когда писал дипломную работу в училище, нарисовал стройотряд – несколько фигур, одетых в студенческую узнаваемую униформу цвета хаки с нашивками. И мой учитель, Раиль Назаров, привел меня к Лутфуллину Ахмату Фаткулловичу, а тот сказал: надо, чтобы про этих ребят всё было понятно и без опознавательных костюмов, чтобы их образы по типажу, по духу считывались. Лутфуллин сам тогда стремился уловить и изобразить именно башкира, а не национальный концертный костюм. Это очень непросто. Как, например, изобразить тип русского? Подобными темами в 80-е годы многие художники пристально занимались.
– У вас есть картина «Бабушка и внучка», где большую часть холста занимает гигантский лес, а с краешка – две маленькие фигурки, будто бы уходящие прочь из картины. Это размышление о том, что мир не человекоцентричен и что люди по сравнению со Вселенной – пшик, совершенно малюсенькие?
– Не совсем так. Это посвящение матери. Когда ей было 12 лет, бабушка отвела ее в лес к дереву желаний, увешанному лоскуточками, и мама загадала, чтобы папа с войны вернулся. Но он погиб от нашей, шальной, пули 8 мая 1945 года, когда салютовали под Киевом. И так как своих дедушек я не застал, образ старика на всех моих картинах взят с Юнуса-олатая – старца ста с лишним лет, муллы нашего села, инвалида Первой империалистической войны 1914 года. Я видел, как он поднимается на гору, зачем-то переворачивает камни у реки, я много наблюдал за тем, как он существует. Картина «Нерест» – это образы старика, прожившего век, и мальчика, улетающего на камне, – картина-фантазия по детским воспоминаниям.
– Мне показалось, или на ваших картинах все дети со взрослыми лицами?
– Да, только так. Мне говорили: чего не напишешь красоту, молодость, зачем эти мальчики-старики? А я рисую только то, что мне самому рисовать интересно. Да и мудрым может быть кто угодно – и старик, и ребенок.
– С чего для вас начинается картина?
– С мысли. Иногда – с записей. Например, увидел я на рыбалке, как корова переплыла реку вброд, и записал в блокноте: «корова плывет вброд» – именно так, как это было в реальности. А в мастерской уже сажусь пробовать. Символы добавляю. К примеру, солнце или луну. Я их часто рисую, они до меня были, будут после меня и, наверное, после Земли. Любое светило – свидетель вечности. А еще я придумал, что звезды связаны между собой, они сопровождают человека-поэта, витающего в их окружении. На словах это, конечно, звучит простенько, романтично. Но главное – не останавливаться, думать дальше и дальше, искать своё, дополнять, пробовать.
– Джалиль Ахметович, у вас есть дети?
– Да, две дочки. И внук недавно родился.
Текст: Надежда Смирнова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 178-183
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ДжалильСулейманов
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!