Скульптор Иван Сучков

Скульптор Иван Сучков

Иван Анатольевич Сучков родился в 1959 году в Архангельском районе Башкирии, в селе Сушкино. Окончил Заочный народный университет искусств в Москве. Отличник образования Республики Башкортостан (2013 г.).

Участвовал во многих выставках по живописи, декоративно-прикладному искусству, резьбе по дереву среди педагогов района и республики, занимая призовые места (в апреле 2019 г. на выставке в Стерлитамаке удостоен первого места по республике).

Работы находятся в Зилаирском музее, в частных коллекциях Турции и Германии.

Посмотреть работы скульптора

– Ваши пейзажи, при всей их сдержанности и полном отсутствии заигрывания со зрителем, практически не оставляют ему выбора, накрепко «привязывая внимание» к природе Зилаира. Она вас так сильно вдохновляет?

– Да, её красота со мной с раннего детства, в Зилаир родители переехали, когда мне два года исполнилось.

– А родились где?

– В Архангельском районе, там исторически латыши селились ещё со Столыпинских времен. Мне бабушка рассказывала, как помогала своему отцу корни выкорчевывать, им там земли давали. Папа у меня наполовину латыш, а бабушка – большая рукодельница, может, оттуда и пошло всё… Отец весельчаком был! Корзины плёл, сети вязал, бредни, чтобы рыбачить, вырезал скульптуры изо льда. Такие вещи запоминаются очень здорово, они в душе неизгладимый след оставили. В детстве из коры вырезал, да из всего, что под руки попадало. Пробовал с глиной работать. У нас же речка рядом протекала, в детстве мы с ребятами лепили из хорошей голубой глины и обжигали потом свои творения в печке. У меня всё в памяти осталось…

Даже на скалы влезал с зубилом и молотком и там пробовал себя в творчестве. До сих пор меня ещё вспоминают одноклассники. Надо же было залезть на такую высоту и вырубить: «Зилаир рождает великих людей!» Вот такие чудеса вытворял.

– Сколько вам тогда было?

– Лет тринадцать.

– Согласна с вами, Зилаир рождает удивительно самобытных художников, известных далеко за пределами вашего сокровенного и удаленного от Уфы уголка Башкирии. Я, конечно же, об Александре Даниловиче Бурзянцеве, пейзажи которого сродни мистическим откровениям. В ваших пейзажах тоже есть тайна. Бурзянцев повлиял на ваше творчество? Вам доводилось с ним общаться?

– У меня с ним было две встречи. Окончив речное училище в Уфе, я в навигацию работал на Оке на туристическом теплоходе. Вот тогда и состоялась первая. Не с ним лично, а с его работами в селе Константиново на родине Сергея Есенина. Экскурсия была по музею. Удивился: как так – Бурзянцев! Я просто не ожидал увидеть там его.

– Я не знала, что в музее Есенина есть работы Бурзянцева.

– Он там в путешествии был, много писал.

– А вторая встреча – уже с ним непосредственно?

– Познакомился с ним лично позднее, когда вернулся домой после армии. Начал в художественной мастерской работать, которую мы втроём с друзьями организовали. Помещение дал райком партии: тогда же партия всем заведовала. Я уже учился в Заочном народном университете искусств на факультете живописи, и мне нужен был стаж. И вот поехали мы в Уфу за краской, её тогда сложно было добывать. Сухов, один из нас троих, Бурзянцева знал, он предварительно договорился, что Александр Данилович в худфонде для нас её «пробьет», и мы к нему прямо домой отправились. Он жил на остановке «Горсовет». Чай пили, Бурзянцев нас расспрашивал как земляков, мы рассказывали. Шустрый такой человек, подвижный, в мастерскую нас водил, там мы картины посмотрели, и я зарядился бодрой энергией на будущее.

– Здорово, что он вас тогда вдохновил! Я действительно вижу его духовное влияние на ваши работы, что-то есть общее скорее в их звучании, не в содержании. Но он не изменял живописи со скульптурой. А вы куда себя определите? Вы скульптор или живописец?

Композиция «Добро пожаловать к нам, в Зилаир» (перед въездом в село Зилаир), Иван Сучков, 2018, дерево

– Меня и туда тянет, и сюда – и к скульптуре, и к живописи. Скульптура к дереву привязала. Дерево тёплое… Вы видели мою медведицу с двумя медвежатами на въезде в Зилаир? Я их обновлял недавно.

– Да, очень добрая и, я бы даже сказала, нежная скульптурная композиция у вас получилась. Важно то, как вам удалось передать направление взгляда животных и их сильную эмоциональную связь через этот взгляд, которой человек может только позавидовать. Возможно, я слишком очеловечиваю ваших медведей. Но что в этом плохого? Из чего они выполнены?

– Из сосны. С хвоей мало кто работает. Обычно липа в фаворитах у тех, кто деревянной скульптурой занимается, я и сам иногда липу беру. Бывает, лиственницу, она ещё крепче. Мне нравится. Пилой работаю, пил много разных. Хорошо получается.

– Выходит, вы в работе по дереву технику практически сами изобретаете? Правильно я понимаю?

– Да, придумываю сам разные стили. Техника моя собственная… Недавно как педагог выставлял свои работы в Стерлитамаке. Могу похвастаться: занял первое место по Башкирии.

– Замечательно! Где вы работаете?

– В Доме детского творчества. Веду уроки рисования и резьбы по дереву, учу детей ложки вырезать. Лепка ещё есть из глины. Работаю с удовольствием. Мальчики, в основном, ходят, родители радуются, что они не в телефонах «сидят», а чем-то полезным заняты, это затягивает в хорошем смысле. У нас край медовый, делаем ложки сувенирные, бочонки под мёд с медвежонком на крышке. Всем нравится.

Люблю работать с деревом, может быть, потому, что я рос в этих сосновых рощах. Запах хвои! Он притягивает и даже лечит. Прижимаюсь иногда к дереву и чувствую, как что-то вверх поднимается от корней и сквозь меня проходит. Подпитываюсь, мне нравится…

Знаете, почему ещё люблю дерево? Капы, наросты на деревьях – это такой замечательный материал! Даже ничего и делать не надо. Просто очистишь чуть-чуть, глаз сделаешь, рот. Маска Пушкина так получилась у меня, например. Ёжиков полно. Берешь в руки – прямо ёжик натуральный получается…

«Кабан», Иван Сучков, 2016, дерево

– Жена вас поддерживает в творчестве?

– Очень! Она – поэт, книга ее стихов вышла. Плюс ко всему – в шахматы играет за район. Мы, оказывается, родились совсем рядом, в нескольких десятках километров друг от друга. Бывают такие совпадения! И потом уже здесь встретились на комсомольском собрании. Помню – такая активная, улыбчивая, глаза большие… Вот я в них и утонул. Я ее очень люблю и благодарен за все. Если бы не она, кто знает, может, я бы и не состоялся как художник.

Как раз жена и нашла этот сайт «Любимые художники Башкирии», сама фотографировала мои картины и скульптуры, мы их выложили. Девочки наши тоже талантливые, ходили в художественную школу. Сейчас в Уфе живут.

– А когда начали маслом писать?

– Вот, наверное, с Бурзянцева всё и началось, когда в мастерской стали работать. Я же, можно сказать, самоучка, поскольку заочно учился, до всего через практику доходил. Сухов Константин Борисович очень помогал, он всё-таки худгаф уфимского педагогического института окончил. Я тогда, после встречи с Бурзянцевым, много его картин смотрел, чистота красок мне нравится, я её чувствую.

Так вот, после той памятной для меня встречи мы начали на этюды выходить с напарником. Для меня это – как рыбалка для рыбака. Дома я картины только заканчиваю, всё самое главное происходит вне дома. Чем-то подпитываюсь от речки, от леса нашего, и всё это в картины перетекает. Люди говорят, что светлые они… Мне приятно такое слышать.

– Я тоже так вижу и чувствую. Есть в ваших картинах чистая и завораживающая энергетика, которая сродни лесному роднику и по звучанию, и по ощущениям. «Начало дня», «Осенняя мелодия», «Зимний вечер в Зауралье». Уральские горы и скалы добавляют силы, брутальности даже, в результате получается какая-то первозданная гармония инь и ян, мужского и женского. Ещё животные, которых вы так любите, привносят с собой ту первобытную связь с землёй, что давно забыта в суете городов, запрятана за порогом сознания. У вас такие волки на картинах!

– Это животное умное! Умнее человека в несколько раз. Человек бывает хуже, чем волк. Медведица – она тоже очень умная и без причины ни на кого не нападает. Бывает, что пишу портреты людей, в основном, на заказ, но мне ближе пейзаж, природа, звери. Каждую весну жду не дождусь, когда потеплеет и можно будет выезжать. Каждый вечер, каждое утро… Как на рыбалку.

– Образы картин, как рыб, вылавливаете?

– Некоторые места явственно притягивают. Я об этом хотел сказать, говоря про рыбалку. Раз десять могу вернуться. И даже потом, когда картину сделаю и её у меня купят, снова в это место возвращаюсь. Бывают у нас в Зилаире такие места притягивающие, они особые, удивительные!

«Медвежонок», Иван Сучков, 2014, дерево

Композиция «Уж вечер, может, вернемся домой…», Иван Сучков, 1998, дерево

– Что вы можете сказать о проекте «Любимые художники Башкирии»?

– Я восхищаюсь Наилем Махмутовым. Этому человеку просто памятник поставить надо! Столько хлопот, столько организационной работы, ещё и артистов подключил. Молодец он, что собрал такой хороший проект, объединил одухотворённых своей профессией людей со всей Башкирии. Мне всё очень понравилось.

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 43-46

Посмотреть работы скульптора

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ИванСучков #Скульпторы #Художники #РезьбаПоДереву #Живопись

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие