Художник Игорь Тонконогий

Художник Игорь Тонконогий

«Кто они?
Куда их гонят?
Что так жалобно поют?..»

А. С. Пушкин

Посмотреть работы художника

Игорь Валерьевич Тонконогий родился в 1958 г. в Стерлитамаке. В 1980 г. окончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Художник-график, живописец, живет и работает в Уфе. С 1979 г. участвует в республиканских, зональных, всероссийских и международных выставках. Член Союза художников России (с 1991 г.). Постоянный экспонент таких ежегодных российских выставок, как ARTMANEGE, ART MOSCOW, Московский Арт-салон, Московский международный художественный салон. В 1993 и 1994 гг. И.В. Тонконогий работал по приглашению в Англии, где состоялись три его персональные выставки. В 1998 г. с персональной выставкой посетил США (проходила в Музее современного русского искусства); участвовал в выставке «Неизвестная Россия». Произведения художника хранятся в собраниях художественных музеев и картинных галерей страны, в галереях Парижа и Нью-Йорка, в отечественных частных собраниях и за рубежом: в Англии, Франции, Израиле, Канаде, Польше.

Ярость, ужас, отчаяние, гнев. Радость, покой после бури, усталость, смирение, восторг. Экстатическое (по С. Эйзенштейну) восприятие мира – одно из свойств драмы. Творчество Игоря Тонконогого точно отвечает его законам. Основа драмы – действие, в настоящем времени, и передается оно через конфликт. Монолог – важнейшая характеристика, через который раскрываются идеалы и сложность характера, духовная жизнь. Свои монологи Тонконогий отдает звериному племени – слонам, носорогам, ящерицам, страусам и черепахам. И, конечно, лошадям, которых он любит и знает с детства. Животные – олицетворение свободной силы – в экстремальных, нереальных ситуациях преодоления преград и пут («Прорыв», серия «Непокоренные» и другие работы). Отсутствие конкретного образа мучителя, затягивающего беспощадные петли, нелогичность и беспорядочность этих препон, необратимость роковой бессмыслицы вселяют в зрителя еще больший ужас. И острое сострадание. Потому что образы эти – авторские примеры бытия как драмы, вечного противостояния, не лишенные порой «некоторого сюжетного роскошества и ассоциативной чрезмерности» (О. Холмогорова).

«Непокорённый - 12» (из серии «Непокорённые»), Игорь Тонконогий, 2010, холст, масло

«Непокорённый–12» (из серии «Непокорённые»), Игорь Тонконогий, 2010, холст, масло

«Непокорённый - 2» (из серии «Непокорённые»), Игорь Тонконогий, 2011, холст, масло

«Непокорённый — 2» (из серии «Непокорённые»), Игорь Тонконогий, 2011, холст, масло

На это и рассчитано впечатление от его удивительных графических и живописных работ. Высокий технический профессионализм, превосходное знание анатомии животных (сложнейшие, невероятные позы и ракурсы), филигранно переданная текстура их антуража – дерева, камня, ткани, птичьих перьев, веревок – и еще множества составных материалов земной жизни, кусочки бренного праха прошлого и будущего («Куриные боги»), с которыми Игорь обожает возиться как вдохновенный исследователь форм и материалов, если оставить чуть в стороне символические смыслы его композиций. Это его «лаборатория башенного мышления» (О. Холмогорова), где обитают явные или скрытые мифологемы – от времен античных и Ренессанса до творчества немецких романтиков начала XIX века, до символистов начала века XX-го. «Способность ощущать животное в себе и себя в животном – признак зрелой человечности, осознавшей себя хранилищем и вместилищем всех существований» – парадоксальное замечание философа и психолога М. Эпштейна словно подтверждает глубинную идею художника. Искусствоведы также находят здесь и архетипическую идею К. Юнга – связь и конфликт психики ребенка (сидящего внутри каждого из нас) с жестокостью внешнего мира. Об этом говорил А. Гарбуз: «Культура, удачно названная инобытием природы… Для всех работ Тонконогого характерна относительность пространственно-временного континиума. Многочисленные взлеты и падения коней могут совершаться во всех направлениях – пространственные координаты условны. Все взаимосвязано и переплетено – и эпохи, и люди, и звери, и растения, и даже воспоминания о жизни на других планетах». Хайдар Кульбарисов так поэтически передал «Полнолуние» Тонконогого: «Странная гармония поддерживается распорками, странный баланс сохраняется благодаря фиксации, укрощению силы. Движение началось, но у этой фантасмагорической грузоперевозки нет ни накладных, ни пункта доставки. Лунный блик скользит по чешуйкам, бежит по колючему хребту. Тишина коварна. Бесстрастность плотоядна. Покой обманчив. Переползая из вечера в ночь, он крадется на мягких лапках с цепкими коготками. Будь бдителен: ящер не дремлет. Повелитель сумрака следит за тобой. Его пружина сжата для прыжка. Ужин из мотыльков и созвездий под соусом виноградной черноты ему подадут на фарфоровом блюде Луны. Лист «Полнолуние» – о динамике покоя, о статике, беременной атакой».

«Хозяин», Игорь Тонконогий, офорт

«Хозяин», Игорь Тонконогий, 1997, офорт

Вспоминаются первые, более чем 30-летней давности, выставочные работы молодого Игоря. Действительно, начинал он скорее как анималист, но еще не было того надрыва и философско-драматического осмысления, и для его персонажей не были еще специально придуманы неологизмы – «анимажи», или «гуманималистические» образы. Выпускник худграфа Башгоспединститута, известного «рассадника талантов», Игорь долгое время работал художником в технической сфере – в авиационных НИИ, в Институте сверхпластичности металлов и сплавов. Не там ли развилась конструктивность его художественного мышления – «турбулентность», «сопротивление материалов», «нанотехнологии»? Многолетнее сотрудничество с издательствами в качестве иллюстратора, в том числе и книг для детей, возможно, оказало особое влияние на фантазийную сторону его творчества. Английский период (1993–1994 гг.), когда в «туманном Альбионе» состоялись три его персональные выставки, не мог не отразиться на графике Игоря.

Тем более, что в нем самом есть нечто от английского характера – мягкий, но «черный» юмор, джентльменская невозмутимость и скромность, ответственность и участие по отношению к людям (и неистребимая любовь к лошадям). Такие качества для редактора журнала («Рампа. Культура Башкортостана»), освещающего события культурной жизни республики, в котором он – главный редактор, а также фотокорреспондент с поистине ястребиным взглядом, просто бесценны. Удивительно, что при напряженной журналистской работе (командировки, экспозиции, конференции, работа с художественными каталогами) он еще находит время писать и «живописать». Кроме графических работ – офортов, пастели, линогравюры, экслибриса – иногда он берется и за кисть. Его цветовой спектр в живописи дискретен – неярок, графичен и выдержан в интеллигентной строгой тональности. Один из последних проектов «Горожане» (2015 г.), экспонировавшийся в Нестеровском музее Уфы, выполнен и маслом, и простым карандашом. Действующие лица всех пейзажей, опять же, остродраматических сцен, на сей раз – деревья. В литературе этот прием называется «олицетворение». Одухотворенная, наделенная особой душой и смыслом природа – городские деревья, камни, снег и дождь – не может быть сведена только к бытопописанию любимого города (как и прежние работы Игоря – к анимистической, по Тейлору, теории), не умещается в эти рамки.

Еще немного, и кажется, вспомнишь, догадаешься, на какой точно из старинных улиц – Гоголя, Достоевского, Зенцова (или в черниковских живописных трущобах) – доживают свой век эти милые, кругом подлатанные дряхлые домишки, чьи очертания еще не стерлись со времен советского детства. Их непременные спутники – деревья-старики (всё больше американские клены с возрастными наростами), ревматики и подагрики с отрубленными конечностями, прописаннные со средневековым дюреровским гротеском: морщины и бородавки стволов, театрально-измученные и при этом беспощадно правдивые позы.

«Перемещение», Игорь Тонконогий, пастель

«Перемещение», Игорь Тонконогий, 1998, тонированный картон, пастель

Коллекция городских уродцев-изваяний, иногда для пущего драматизма занесенных снегом, стойких охранников старой Уфы, снабжена горько-ироничными названиями: «Тень помнит», «Апрель. Подкрасили», «Июнь. Запоздали», «Октябрь. Неразлучные». Для работ обязательно указание месяца, ведь настроение персонажей меняется от времени года. Может статься, что это их последний апрель. Но почему бы автору не обратить внимание на здоровые, роскошные деревья-исполины, а вместо плачущих облупившихся стен и покосившихся дверей в никуда («В 5-й квартире никто не живет», «Забытое фото», «Кто-то приболел» и другие работы) не воспеть сверкающие зеркала и солидные формы современной уфимской архитектуры? Нет, видимо, в этом весь Игорь Тонконогий – сострадание и укор, отождествление себя с «униженными и оскорбленными» (продолжение «конской» темы).

Таковы великая сила искусства, аккорды надежды и призыв к доброте. В заключение вновь приведу точные слова Хайдара Кульбарисова:

«Мастер экспрессии, Тонконогий любуется грацией борьбы и пишет романтическую поэму сопротивления, в которой жизнь и свобода – ценности равновеликие».

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 208-211

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ИгорьТонконогий
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие