Художник Фания Шевчук (1925–2019 гг.)
«О, прекрасная даль, поглотившая небо…»
Юрий Шевчук
Фания Акрамовна подходит к окну. Острые углы блестящих многоэтажек напирают на черные деревянные домишки – останки старого города, что скатываются, осыпаясь, с крутого склона на привокзальную площадь. А дальше расстилается освещенная предзакатным лучом необъятная панорама рощ и полей – до самого горизонта. Навстречу серебрится Белая река, и облака – словно большие и малые корабли на морских просторах, тех, что когда-то были частью её жизни. Дальняя память – как дальнее плавание. Островки воспоминаний отчетливо выступают из туманной дымки.
Где-то за горизонтом – родная деревня Муртазино, исток её дальнего пути. Самая первая школа, учителя, что уходили и уже не возвращались; прелестные березовые рощи, вырубленные под пашни. Девушка-художница из Уфы, что воскликнула, взглянув на её рисунки: «Тебе обязательно надо рисовать!». Затем, в 37-м, трудная дорога на Крайний Север, к отцу; мешок деревенских сухарей, спасший их с матерью в пути.
Страшные морозы, голод в Якутии. Учеба в местной школе, где она была единственной «русской» среди якутов – этого удивительного народа, талантливого и певучего, чью жизненную силу и уникальную художественную культуру впитывала она со всей жадностью детства. Фания очень любила учиться: везде таскала с собой мешок с книгами (были горькие слезы, когда «Отелло» Шекспира сгорел в железной печурке). В Казачьем, у самого моря, Фание впервые открылось чудо полярного сияния: «Сижу на пороге дома, поднимаю голову – с неба льются огромные огни – прекрасно и страшно!».
Работать она начала в 15 лет. Радисткой на пароходе «Шершов» ходила в Якутск по морю Лаптевых, зимовала в районе Тикси, получила медаль заслуженной полярницы – маленькая тоненькая девушка, романтичная, но полная внутренней силы. Уже в замужестве, в Магадане, она решила поступить в художественную школу. Но в круговерти той жизни было не до живописи. В 57-м, в Ягодном, в дельте прекрасной реки Яны, родился сын Юрий. Заветные мечты хранились глубоко внутри. Так северная зима хранит свои краски до короткого, но яркого лета. Это краски цветущей тундры – пустынные сопки Черского хребта («Было так безлюдно, что мы чувствовали себя первопроходцами»). Оранжевая охра, прозрачная синева озер, все оттенки зеленого, присыпанные пеплом ягеля, позднее ожили в её пейзажах и букетах. Суровая монотонность Севера лишь оттеняет его цвета: трогательная красота, хрупкость и ранимость, но вместе с тем – огромная жизненная сила (словно крики редких северных птиц, что водились там во множестве, – стерха, розовой чайки, древесной утки-мандаринки). Сам дух Сибири эхом отразится в её работах, нo позднее. Через некоторое время жизнь Шевчуков совершила еще один из крутых виражей, и окружала их уже совершенно другая природа, гораздо более теплая, но не менее яркая и неизученная.
Семья оказалась в Нальчике. Там, в самодеятельной художественной студии (как хороши они были, 60-е годы, несмотря ни на что!), появилась возможность излить всполохи «северного сияния» её вдохновения. Дочь Наталья часами позировала в студии (правда, иногда за «Мишку на Севере»). Она вспоминает бурную речку Нальчик, отроги кавказских гор и гортанный говор кабардинских мальчишек, также объектов её рисовальных экзерсисов. Можно сказать, что дети, и Юрий и Наталья, словно лучики тоже прониклись маминой художественной страстью.
В Нальчике состоялась первая выставка Фании. Стало ясно, что, однажды выбившись из глубины души наружу, этот ручеек уже не иссякнет. Поэтому по возвращении в Уфу она старалась быть поближе к искусству, работала в училище искусств, и в музпедучилище, и на худграфе пединститута. Юрий поступил туда же по её настоянию. Они всегда были с матерью как сообщающиеся сосуды. Сама она тоже брала уроки у художника Р. Фаткуллина. Правда, сын всерьез увлекся рок-музыкой со всеми её «побочными явлениями», от которых мать даже увезла его на год на Колыму.
И там, на Севере, и уже в 90-х, в Питере, где они жили на Синопской набережной, всегда ощущалось единство их душ. Его друзья стали и её друзьями, вместе отправлялись на пленэр, в творческие поездки. Не случайно самый первый, карандашный, портрет – Юрин. Возможно, благодаря переменам, трудным жизненным испытаниям и перипетиям, в которых мать своей заботой и любовью словно лепила портрет сына, мудро направляя его по жизни, он и стал талантливым музыкантом, легендой – бесстрашным провозвестником совести в отечественной рок-музыке.
Шли годы, совершенствовалось её мастерство. Портреты становились более психологичными, букеты – её знаменитые подсолнухи – приобрели абстрактную обобщенность и образность. Цветовые решения стали смелыми и богатыми, приближенными к народному творчеству, – сродни росписи подносов, платков. Цветовую гамму её можно узнать по особой теплоте и лучистой радости, что свойственна ее натуре всю жизнь.
Состоялось шесть персональных выставок Фании Акрамовны: первые три были организованы в Санкт-Петербурге, в музеях Достоевского, Пушкинском и Маяковского, следующие три – в Уфе. Шестая, юбилейная, выставка, прошедшая в 2015 году, была посвящена 90-летию художницы. Фания Акрамовна – член Творческого Союза художников Республики Башкортостан и России.
«Говорят, труднее всего прожить первые 70 лет, а дальше дело пойдет на лад», – заметил когда-то Э.М. Ремарк. …Хрупкая и изящная, несмотря на возраст, с особой плавностью движений, Фания Акрамовна берет кисть и уверенной рукой делает несколько летящих мазков на неоконченном холсте – лепестки ромашки. Ей уже за девяносто, но лучики радости, словно в юности, сияют в ее глазах.
Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 271-273
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #ФанияШевчук
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!