Художник Фаниль Шаймухаметов
«Отчизна – это край, где пленница душа.»
Вольтер
Фаниль Сафуанович Шаймухаметов родился в деревне Яик-Сибе Альшеевского района в марте 1957 г. В 1979 г. окончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Художник-график. Живет и работает в Ишимбае. Член Союза художников РФ (СССР) с 1991 г., член ТО «Артыш» с 1995 г. Заслуженный художник РБ (2015 г.). С 1978 г. – участник городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок. Работы художника хранятся в БГХМ им. М.В. Нестерова, Ишимбайской картинной галерее, Кыргызском Национальном музее изоискусств им. Айтиева, в частных коллекциях в Югославии и США.
Природа Альшеевского района насыщена воздухом древности. Тебя не покидает чувство, что с каждого холма смотрит на тебя что-то давно забытое, сакральное, вечное. Мягкие излучины родной Демы полны тайных уголков в кудрявом ивняке; так уютно и неспешно она несла свои воды, кажется, всегда; и повторенный многократно силуэт окрестных холмов был здесь всегда. Впрямь замечательное место: здесь расположены заповедники и заказники, природный парк Аслы-куль, знаменитые аслыкульские курганы, каньон с родоплеменными «тамгами», центр целебных трав, найдены стоянки бронзового века и многие другие достопримечательности. Духовная родина древних башкирских племен, это место, по-видимому, определило культуру ее коренных жителей. С древности эта земля рождала таланты – многие сэсэны, музыканты, ученые отсюда родом.
Не случайно поэтому, что для художника-графика Фаниля Шаймухаметова постоянной темой и источником вдохновения является малая родина. Видя успехи Фаниля в рисовании, мать-учительница и отец-тракторист приняли решение отдать сына в Уфимский художественный интернат им. Давлеткильдеева. В 15 лет он победил в республиканской выставке творчества воспитанников детских школ, сразив окружающих работами «Джигиты» и «Кумыс». До этого была ошеломительная победа на конкурсе рисунка в Индонезии, принесшая мальчику первое признание зрителя. Наверное, добрые духи родины помогали ему.
Малая родина звала, напоминала о себе пронзительным кликом лебедей на озерах, эхом гор, шепотом ковыльных степей, музыкой речных перекатов… Поэтому по окончании худграфа БГПИ художник вернулся обратно в Альшеево, в тот аул, где первые уроки изобразительного искусства он получил от любимой бабушки Бану. Вернулся преподавате лем, работал в сельских школах (хороший пример для нынешних выпускников), закаленный учебой на славном факультете, где флюиды талантов витали в воздухе. Фаниль во всеоружии обратился к теме родной деревни. Эмоциональный настрой его работ так спокоен и напевен по колориту и пластике, словно старожил ведет неторопливый бытописательный рассказ о своем крае. Пейзажным акварелям присущи и нежность, и холодное обобщение («Сусактау», «Родные просторы», «Река Дема», «Золото осени», «Зимний день» и другие работы). Несмотря на преподавательскую деятельность (после сельских школ Фаниль преподавал в педагогическом колледже Стерлитамака и в школе искусств Ишимбая), он находил время для собственного творчества, много работал в разных жанрах и техниках.
Его трудоспособность и активность граничили со страстью. Стали рождаться первые гравюры и офорты: «Весна», «Мастер из деревни Уразбаево», «Древо жизни», «Песня Салавата». Любое бытовое действо, жизненно важное для деревни, которые многие из нас еще помнят: чудо работы сепаратора («Сметана», «Парное молоко»), покос, вечные «Сельские хлопоты» (таково название одной из серий), «Сенокосная пора. Раздумья», «В колхозной мастерской» – художник превратил в лирический и полный философского смысла обряд, ностальгический бросок в детство. Кажется, никто до него так подробно не изображал «Казомахе» – зимний праздник, когда забивают гусей, ощипывают их для перин и подушек, несут на коромыслах тушки мыть на реку («Первый снег», «Ощипывание гусей», «Казомахе», «Последний танец гусей» и другие работы). Особенно пронзительно «звучит» последний танец гусей под зимним, драматически красноватым небом. На лицах читается грусть: жалко гусей, грустный праздник. Все гравюры словно светятся изнутри – таким родным, теплым светом, что кажется: художник взял их и от света керосинки в полутемной сумеречной избе, и на туманно-золотых степных просторах, и у осенних тополей, и у сказочных облаков над холмами.
Фаниль Сафуанович много работает в сложной технике цветной линогравюры. Для получения необходимого, единственно верного цвета нужно вырезать несколько досок на каждый цвет. Он ищет краски летнего сельского вечера, и теплоты натопленного дома, и ветра над осенними курганами… Тогда его линогравюры начинают светиться теплом родного края. «Я – народный художник!», – говорит он о себе, имея в виду не звание, а призвание. Всю профессиональную жизнь он посвятил своему народу. Сколько написано портретов простых сельчан, узнаваемы их характеры, настроение, время! (Серия «Старое и новое», «Кинья бабай», «Память» и многие другие). Художник много ездил по городам и селам с выставками, даже открыл картинную галерею в селе Карамыш Альшеевского района, оставив ей в подарок около двадцати своих работ. Провел около тридцати персональных выставок.
Сюжеты его работ не только бытовые. Страстно любящий свой край, он не мог обойти стороной историческую тему. В 2001–2004 гг. он создал цикл цветных линогравюр «Путь Салавата» к 250-летию народного героя (удостоен почетного звания лауреата на Республиканском конкурсе изобразительного искусства, а в 2007 году – Гран-при конкурса «Золотая палитра» в Саратове). На многих российских и зарубежных выставках работы Шаймухаметова привлекали внимание простой и лиричной передачей картин народной жизни, они побывали в Германии, Италии, Японии, США, Австрии, Югославии и других странах.
Поездка в Югославию на симпозиум художников вдохновила его на новые работы, маслом. Он написал серию живописных работ «Северные Амуры». Динамичные и яркие, эти полотна оживляют картины эпоса и истории, связывают их в одно целое («Семья», «Охотник», «Юность» и др.). Другая серия имеет совсем иной эмоциональный настрой. Это гимн детству, проведенному в счастливой природной атмосфере села, среди друзей, ностальгия по времени, не всегда сытому и радостному в реальности, но полному воздушных шаров, веселой чехарды, самодельных воздушных змеев и велосипедов (серия «Детские игры»).
Несколько слов об офортах (гравюра на металле) художника. Они созданы на те же сюжеты, что и линогравюры, но отличаются еще большей реалистичностью, подробностью деталей и оригинальной композицией. В лицах персонажей – та же доброта, забота и порой тяжкие думы («В последний путь», «Пробуждение», «День прошел»). Тревога за будущее и сожаление о прошлом, несмелые улыбки надежды, словно бесконечная песня многих поколений… В мелких, но емких чертах деревенских интерьеров, утвари, в выражениях лиц он умеет увидеть то, чего не заметят другие.
Активное участие Фаниля Шаймухаметова во многих выставках и проектах, награды и призы не умалили его кипучей энергии и трудолюбия в сложной кропотливой работе графика. Много полезного и интересного он сделал для своего края. С энтузиазмом откликнулся и на проект «Любимые художники Башкирии», участвовал в выездных турах по районам республики, поддерживая просветительскую деятельность проекта. Ф.С. Шаймухаметов стал победителем народного рейтинга за 2018 год в номинации «Мастера».
А начиналось все с деревни Яик-Сибе Альшеевского района Башкирии, там, где над целебными пахучими травами полей плывут вечные облака, ласково задевая священные холмы.
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 34-37
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ФанильШаймухаметов #Художники #Живопись #Графика #Линогравюра
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!