Художник Евгений Винокуров
«Дорога – удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно.»
С.Т. Аксаков
Евгений Александрович Винокуров – живописец, заслуженный художник Республики Башкортостан (1998 г.) и РФ (2014 г.). Родился в 1946 г. в Уфе. Специальное образование получил на вечернем отделении ДХШ № 2 г. Уфы. Член Союза художников СССР (РФ) с 1982 г. Участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских и зарубежных выставок (с 1974 г.).
Произведения Е.А. Винокурова хранятся в собраниях музеев и картинных галерей: Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Уфимской художественной галерее, Нижневартовской картинной галерее, Выставочном зале г. Когалым (Тюменская область), Картинной галерее г. Бирска (Республика Башкортостан), историко-краеведческом музее с. Николо-Березовка (Краснокамский район РБ).
Книги нашего земляка Аксакова называют «неспешным летним чтением» и прекрасными образцами русской классики. В них погружаешься медленно, постепенно возвращаясь в детство. В тебе просыпаются позабытые чувства удивления и радости от каждодневных открытий этого мира. Схожие чувства вызывают картины Евгения Винокурова, взор которого и сейчас полон детского удивления перед красотой, окружающей нас в путешествии по жизни. За это его прозвали «очарованным странником». Как и Аксаков, влюбленный в природу и жизнь родной Уфы и всего нашего края, он продолжает открывать для себя и зрителей многовековой духовный мир отечественной культуры, столь важный для наших дней. Не потому ли его полотнам, несмотря на большой их формат, было так уютно располагаться в стенах Аксаковского дома-музея, где недавно прошла его выставка? Тем более, что художник принимал активное участие в реконструкции музея, организованной писателем Михаилом Чвановым.
Энергия и энтузиазм Евгения Александровича, несмотря на его внешнюю уравновешенность, совершенно «штилевое» спокойствие, порой достигали экстремальных масштабов и были направлены в разное время на самые разные области деятельности: он «нырял» в работу с головой, будь то чеканка или мозаика, украшающая фасад ЦНТИ и ряда других зданий, или субботники и участие в акциях по защите от сноса уфимского Гостиного Двора, в акциях помощи разрушенным деревенским храмам.
«Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».
Эти слова академика Дмитрия Лихачева могли бы стать девизом художника.
Его странствия начались с родной Архиерейки, на Малой Ахтырской. Это тоже территория аксаковской старой Уфы, чье обаяние – аллея, улочки, по крутым склонам сбегающие к Белой, великолепный вид на могучую реку и роскошные просторы лесных массивов и полей до дальнего горизонта. То сочетание, о котором Аксаков говорил: «Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом», является любимой темой пейзажей и Винокурова, где земное отражается в небесном и небесное – в земном («Рождение облака» и др.); даже если небо не прописано на картине («На краю Европы»), то оно присутствует на зеркале воды, создавая богатейшую гамму оттенков.
После окончания художественной школы имени А. Тюлькина Евгений работал в качестве художника на многих предприятиях Уфы, освоил ряд ремесел. Событием всей жизни он считает встречу и дружбу с художником Александром Пантелеевым, которого почитает как учителя. Выдающийся мастер передал ему основы своего стиля – конструктивизм и лирику, систему символов и реализм с элементами фантастики, а также кристальную прямоту и искренность как в сюжетах, так и в отношениях с людьми. А еще любовь к путешествиям – от Урала до русского Севера, от Москвы до Средиземноморья.
Неполнота академического образования Евгения была возмещена жизненным опытом, душевным огнем и талантом. Работая в самых разных жанрах – станковая графика и живопись, декоративно-прикладное и монументальное искусство (декоративные часы и люстры Театра кукол, декор театра «Нур», Дворца бракосочетаний и многих других городских культурных объектов), он заслужил любовь и признание не только уфимцев. Персональные выставки, начиная с 80-х годов, объехали чуть ли не все большие и малые города Урала, обе столицы, побывали за рубежом. Примечательны передвижные экспозиции, с которыми он посетил места заключения, – колонии и тюрьмы, найдя и там благодарного зрителя. Деятельность в области охраны памятников истории и архитектуры и галерейная работа, множество плодотворных поездок на творческие дачи страны и республики принесли ему бесценный опыт и успех.
В 80-е – 90-е, «нагаевский» период (работа в селе Нагаево), – еще одно посвящение любимому писателю. Там была создана серия «Музей под открытым небом» – своеобразный протест против варварского отношения к природе, гимн деревьям («Нагаево. Биография века», «Деревья», «Ника», «Умирающий раб» и др.). «Потрясающей», по словам художника, была поездка на Байкал, где он открыл для себя могучую красоту Сибири («Байкальская осень», «Байкальский крест», «Ольхон»)…
Человек «природный», Евгений питает особую любовь к дереву и к изделиям из него. Об этом говорят и инсталляции из кусков деревянных конструкций, и такие композиции с росписью по дереву, как «Оклад», где звучит суровый мотив русского Севера – вологодских кружев и сказочной птицы Сирина, символа веры и верности традициям. В его мастерской – сказочной лавке древностей – собраны коллекции самых разных предметов или их останки – от птичьих клеток, корней, шишек, кусков коры до тех обломков человеческого быта, что выносит, как после кораблекрушения, на задворки и пустыри мощное течение современной жизни: фрагменты старой мебели, осколки кафельной плитки и всяческой рухляди, по мнению простого обывателя. Они могут еще послужить искусству – в иной форме, в неожиданном остроумном обличье, как, например, большой взъерошенный филин из фанеры и сосновых шишек.
Но во главе угла по-прежнему остается живопись. Для того, чтобы описать его полотна, нужно обладать даром поэта и писателя-фантаста. В картины последних лет, на сюжеты все тех же аксаковских мест – нетронутой природы и уголков старой Уфы, вложено восприятие художника, созвучное стилю писателя. Оно проникнуто мягкой доброй поэзией: радуга, клик журавлей, безмолвные фигурки церквей. От иных уже не осталось и фотографий, и живы они лишь в наших душах («Журавлиная песня», 2012 г.; «Всесвятская церковь в Архиерейской слободе», 2012 г.; «Старая Уфа», 2013 г. и другие работы).
Путь «очарованного странника» продолжается. И как будто о нем звучат строки Игоря Северянина:
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 204-207
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ЕвгенийВинокуров
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!