Художник Евгений Винокуров

Художник Евгений Винокуров

«Дорога – удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно.»

С.Т. Аксаков

Евгений Александрович Винокуров – живописец, заслуженный художник Республики Башкортостан (1998 г.) и РФ (2014 г.). Родился в 1946 г. в Уфе. Специальное образование получил на вечернем отделении ДХШ № 2 г. Уфы. Член Союза художников СССР (РФ) с 1982 г. Участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских и зарубежных выставок (с 1974 г.).

Посмотреть работы художника

Произведения Е.А. Винокурова хранятся в собраниях музеев и картинных галерей: Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Уфимской художественной галерее, Нижневартовской картинной галерее, Выставочном зале г. Когалым (Тюменская область), Картинной галерее г. Бирска (Республика Башкортостан), историко-краеведческом музее с. Николо-Березовка (Краснокамский район РБ).

Книги нашего земляка Аксакова называют «неспешным летним чтением» и прекрасными образцами русской классики. В них погружаешься медленно, постепенно возвращаясь в детство. В тебе просыпаются позабытые чувства удивления и радости от каждодневных открытий этого мира. Схожие чувства вызывают картины Евгения Винокурова, взор которого и сейчас полон детского удивления перед красотой, окружающей нас в путешествии по жизни. За это его прозвали «очарованным странником». Как и Аксаков, влюбленный в природу и жизнь родной Уфы и всего нашего края, он продолжает открывать для себя и зрителей многовековой духовный мир отечественной культуры, столь важный для наших дней. Не потому ли его полотнам, несмотря на большой их формат, было так уютно располагаться в стенах Аксаковского дома-музея, где недавно прошла его выставка? Тем более, что художник принимал активное участие в реконструкции музея, организованной писателем Михаилом Чвановым.

«Весенние полеты», Евгений Винокуров, 1984, холст, масло

«Весенние полеты», Евгений Винокуров, 1984, холст, масло

Энергия и энтузиазм Евгения Александровича, несмотря на его внешнюю уравновешенность, совершенно «штилевое» спокойствие, порой достигали экстремальных масштабов и были направлены в разное время на самые разные области деятельности: он «нырял» в работу с головой, будь то чеканка или мозаика, украшающая фасад ЦНТИ и ряда других зданий, или субботники и участие в акциях по защите от сноса уфимского Гостиного Двора, в акциях помощи разрушенным деревенским храмам.

«Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».

Эти слова академика Дмитрия Лихачева могли бы стать девизом художника.

Его странствия начались с родной Архиерейки, на Малой Ахтырской. Это тоже территория аксаковской старой Уфы, чье обаяние – аллея, улочки, по крутым склонам сбегающие к Белой, великолепный вид на могучую реку и роскошные просторы лесных массивов и полей до дальнего горизонта. То сочетание, о котором Аксаков говорил: «Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом», является любимой темой пейзажей и Винокурова, где земное отражается в небесном и небесное – в земном («Рождение облака» и др.); даже если небо не прописано на картине («На краю Европы»), то оно присутствует на зеркале воды, создавая богатейшую гамму оттенков.

«Покинутый берег», Евгений Винокуров, 1989, холст, масло

«Покинутый берег», Евгений Винокуров, 1989, холст, масло

После окончания художественной школы имени А. Тюлькина Евгений работал в качестве художника на многих предприятиях Уфы, освоил ряд ремесел. Событием всей жизни он считает встречу и дружбу с художником Александром Пантелеевым, которого почитает как учителя. Выдающийся мастер передал ему основы своего стиля – конструктивизм и лирику, систему символов и реализм с элементами фантастики, а также кристальную прямоту и искренность как в сюжетах, так и в отношениях с людьми. А еще любовь к путешествиям – от Урала до русского Севера, от Москвы до Средиземноморья.

Неполнота академического образования Евгения была возмещена жизненным опытом, душевным огнем и талантом. Работая в самых разных жанрах – станковая графика и живопись, декоративно-прикладное и монументальное искусство (декоративные часы и люстры Театра кукол, декор театра «Нур», Дворца бракосочетаний и многих других городских культурных объектов), он заслужил любовь и признание не только уфимцев. Персональные выставки, начиная с 80-х годов, объехали чуть ли не все большие и малые города Урала, обе столицы, побывали за рубежом. Примечательны передвижные экспозиции, с которыми он посетил места заключения, – колонии и тюрьмы, найдя и там благодарного зрителя. Деятельность в области охраны памятников истории и архитектуры и галерейная работа, множество плодотворных поездок на творческие дачи страны и республики принесли ему бесценный опыт и успех.

«Мостик», Евгений Винокуров, 2016, бумага, акварель

«Мостик», Евгений Винокуров, 2016, бумага, акварель

В 80-е – 90-е, «нагаевский» период (работа в селе Нагаево), – еще одно посвящение любимому писателю. Там была создана серия «Музей под открытым небом» – своеобразный протест против варварского отношения к природе, гимн деревьям («Нагаево. Биография века», «Деревья», «Ника», «Умирающий раб» и др.). «Потрясающей», по словам художника, была поездка на Байкал, где он открыл для себя могучую красоту Сибири («Байкальская осень», «Байкальский крест», «Ольхон»)…

Человек «природный», Евгений питает особую любовь к дереву и к изделиям из него. Об этом говорят и инсталляции из кусков деревянных конструкций, и такие композиции с росписью по дереву, как «Оклад», где звучит суровый мотив русского Севера – вологодских кружев и сказочной птицы Сирина, символа веры и верности традициям. В его мастерской – сказочной лавке древностей – собраны коллекции самых разных предметов или их останки – от птичьих клеток, корней, шишек, кусков коры до тех обломков человеческого быта, что выносит, как после кораблекрушения, на задворки и пустыри мощное течение современной жизни: фрагменты старой мебели, осколки кафельной плитки и всяческой рухляди, по мнению простого обывателя. Они могут еще послужить искусству – в иной форме, в неожиданном остроумном обличье, как, например, большой взъерошенный филин из фанеры и сосновых шишек.

Но во главе угла по-прежнему остается живопись. Для того, чтобы описать его полотна, нужно обладать даром поэта и писателя-фантаста. В картины последних лет, на сюжеты все тех же аксаковских мест – нетронутой природы и уголков старой Уфы, вложено восприятие художника, созвучное стилю писателя. Оно проникнуто мягкой доброй поэзией: радуга, клик журавлей, безмолвные фигурки церквей. От иных уже не осталось и фотографий, и живы они лишь в наших душах («Журавлиная песня», 2012 г.; «Всесвятская церковь в Архиерейской слободе», 2012 г.; «Старая Уфа», 2013 г. и другие работы).

«Напутствие», Евгений Винокуров, 1986, холст, масло

«Напутствие», Евгений Винокуров, 1986, холст, масло

Путь «очарованного странника» продолжается. И как будто о нем звучат строки Игоря Северянина:

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 204-207

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #ЕвгенийВинокуров
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие