Художник Эльвира Камалетдинова-Шангареева

Художник Эльвира Камалетдинова-Шангареева

Увидел – и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое – любовь.

Сальвадор Дали

Эльвира Венеровна Камалетдинова-Шангареева родилась в 1982 году в Благоварском районе Башкирии, в селе Языково. С отличием окончила школу (1999 г.), Уфимский государственный авиационный технический университет (экономический факультет, специальность «Финансы и кредит», 2004 г.), аспирантуру при Институте экономики РАН (Москва). Кандидат экономических наук (2007 г.). По специальности работала в Государственной Думе РФ (Москва, 2005–2007 гг.), в Сбербанке (Уфа, 2008–2011 гг.).

Организатор разговорного английского клуба в Уфе «Red Point» (2009–2011 гг.). С 2012 года – свободный художник. Обучалась на онлайн-курсах российских художников И. Сахарова, Е. Базановой, С. Курбатова, Е. Таткиной, М. Трушниковой, Д. Розы и др.

2012 г. – участник выставки II Республиканского конкурса молодых художников; участник городской выставки «Адам и Ева» (Уфа); 2015 г. – участник благотворительной выставки «Краски Азербайджана» (Москва); 2016 г. – участник совместной выставки «Весна» (Уфа); 2018 г. – первая персональная выставка «Живые краски» (Уфа); победитель республиканского конкурса «Любимые художники Башкирии» в номинации «Самородки»; 2019 г. – участник первой и второй совместных республиканских выставок «Материнство раскрывает таланты»; участник совместной выставки – арт-проекта «Портреты войны».

Революции бывают большие и маленькие, цветные и черно-белые, культурные и технические, а бывают приватные революции, те, на которые человек решается сам. Однажды Эльвира Камалетдинова-Шангареева инициировала личную революцию, при полной поддержке семьи и друзей, и стала художником.

Согласитесь, размеренная семейная жизнь, поступательное движение по карьерной лестнице, работа в ритме банковского офиса не располагают к переменам и импульсивным движениям. Но именно в тот момент, когда Эльвира состоялась в личной и профессиональной жизни, она решила реализовать то, о чём грезила всегда, и взяла в руки кисти.

«Вечернее море», Эльвира Камалетдинова-Шангареева, 2015, холст, масло

– Не все решаются сделать столь решительные шаги на пути к осуществлению своей мечты. Что подтолкнуло вас к окончательному выбору?

– Думаю, это был вопрос внутреннего позволения и большого желания заняться любимым делом без оглядки. Откровенно говоря, сначала было страшно самой себе признаться, что я решилась заняться «всерьёз» тем, о чём давно мечтала. Этот период совпал с рождением детей, когда, помимо роли мамы, я активно обучалась живописи, участвовала в выставках. Ведь художнику, как и любому творцу, важно видеть результаты своей работы, внимание и признание зрителей.

– Какие чувства Вы бы хотели вызвать у своего зрителя?

– Хочется, чтобы зритель забыл о повседневной спешке и заботах, остановился, созерцая картину, наполнился красотой и гармонией.

Я обнаружила, что с помощью цветов и форм могу говорить то, что никогда не смогла бы сказать иначе…

Джорджия О’Кифф

Покинув зону монотонности, она создала, буквально по взмаху кисти, новую реальность, в которой нет места какофонии суетности и хандры. Следуя за солнечными бликами, зритель входит в её новорождённый мир, мир распахнутого пространства вибрирующего воздуха.

– Как вы добиваетесь воздушности, характерной для многих Ваших работ?

– Когда рисую, я интуитивно подбираю приёмы, созвучные моему состоянию, которое хорошо передают слова Эдхарта Толле:

«Порой золотисто-оранжевые лучи заходящего солнца, сверкающие на фоне лазурного неба, даруют нам миг такой пронзительной красоты, что мы ошеломленно замираем, не в силах отвести глаз. Великолепие момента ослепляет нас своим сиянием настолько, что наш беспокойный и болтливый ум делает паузу, теряя способность уносить нас мысленно из того, что происходит здесь-и-сейчас. И как будто невидимая дверь отворяется где-то совсем рядом – на границе с иной реальностью, которая всегда с нами, но так редко открывается нашему взору… С высоты этих восхитительных мгновений мы умудряемся заглянуть краешком глаза в вечность самого Бытия. И обрести в ней, пусть на короткий миг, свое истинное «Я».

«Букет белых пионов», Эльвира Камалетдинова-Шангареева, 2019, холст, масло

«Букет белых пионов», Эльвира Камалетдинова-Шангареева, 2019, холст, масло

На полотнах Камалетдиновой-Шангареевой много солнечного света, рассветных и закатных сюжетов («Рассвет», «Вечернее море», «Утро в лесу»). Можно сказать, что дарить солнечный свет – её призвание.

– Яркий свет рождает и глубокие тени. Многие живописцы считали, что вся красота живописи в тенях. Вы с этим согласны?

– Для меня свет и тень – как две стороны одной медали. Тень, безусловно, важный элемент в живописи, благодаря которой предметы обретают форму и свою целостность, а изображение картины – глубину. При этом главная возможность падающей тени – усиливать ощущение залитого светом пространства.

Богатая игра света и тени позволяет вылепить осязаемый объём в осенних натюрмортах Эльвиры. Осень вдохновляет художника сложной гаммой запахов и цвета. «Меня так и тянет перенести на холст «Изобилие осени» – это уже третий натюрморт с тыквами. Интересно, чем меня очаровали эти тыквы? – спрашивает со смехом Эльвира и сама же отвечает: Тыква – не только атрибут Хэллоуина, в культуре разных народов тыква – символ плодородия и благополучия, хранилище солнца. Думаю, что у меня будет ещё много картин с тыквами, осенними плодами». В натюрмортах с тыквами корпулентная тыква смотрится особенно нарядно в компании коробочек физалиса, наполненных светом, словно китайские фонарики.

«Папина беседка», Эльвира Камалетдинова-Шангареева, 2017, холст, масло

– Портрет, пейзаж, натюрморт – какой жанр Вам ближе?

– Я люблю все эти жанры. Рисую натюрморты или портреты и в какой-то момент понимаю, что соскучилась по пейзажам, и с удовольствием принимаюсь за них.

Для пейзажей Камалетдиновой-Шангареевой характерен активно решённый передний план, из-за чего пространство становится особенно выпуклым. Так, в «Вечернем море» каменистый берег буквально вываливается из формата. «Папина беседка», в снежных сумерках ярко освещённая изнутри, благодаря точно подобранному колориту и верно решенному пространству, передаёт ощущение сказочности.

У цветов не бывает будней,
они всегда одеты празднично.

Малькольм де Шазаль

Скромность цветам неведома. Многослойная роскошь «Пионов» обещает вечное счастье и что-то шепчет о нежности. Мастерство художника проявилось в решении белого цвета, сложного, неожиданно богатого. Взрыв белого цвета в «Букете белых пионов» похож на рождение сверхновой звезды. «Когда первые лучи солнца заливают всё пространство дома, я выхожу на улицу, приношу свежие пионы и потом долго наслаждаюсь их благоуханием», – рассказывает Эльвира.

«Подснежники» первыми передают ощущение весны: «снежные» колокольчики робко поднимаются в начале марта. От «Яблонь в цвету» захватывает дух. Розовый цвет как девичий румянец… Пена юных лепестков окутывает и согревает. Природа просыпается, и каждый весенний день являет миру новые краски.

Мы родом из детства, словно
из какой-нибудь страны…

Антуан де Сент-Экзюпери

Портреты Эльвира рисует с детства. «Первым был большой портрет сестры, который я выполнила гвоздём на семейном пианино. Думаю, если бы мне тогда влетело за расцарапанное пианино, желание рисовать у меня бы прошло и художником я бы не стала», – говорит она.

«Изобилие осени», Эльвира Камалетдинова-Шангареева, 2019, xолст, масло

«Изобилие осени», Эльвира Камалетдинова-Шангареева, 2019, xолст, масло

Беззаботный смех «Девочки в жёлтом» отражает непосредственность детства, наполненного шалостями и теплом родительской любви. «Бабушка Амина с правнучкой Аишей» счастливы. Каждая друг для друга – особенная. Бабушка для внучки – воплощение добра, заботы, мудрости. Внучка для бабушки – средоточие всех смыслов и глубокой любви.

Эльвира Камалетдинова-Шангареева делится своим видением мира со зрителем и уверена в правильности выбранного пути: «Живопись поднимает энергетику в разы… Приходят новые идеи, а с ними энергия и вдохновение на их реализацию. Поэтому всем рекомендую рисование как один из способов воспрянуть духом, обрести позитивный настрой».

Эльвира не останавливается на достигнутом, пробует разные техники и материалы, оттачивает мастерство, и можно не сомневаться, что она ещё не раз по-хорошему удивит своего зрителя.

Текст: Хадия Канбарова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 88-91

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Самородки #ЭльвираКамалетдиноваШангареева #Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие