Фотограф Дмитрий Пискарёв
Дмитрий Михайлович Пискарев родился в августе 1976 году. Живет и работает в Стерлитамаке. В 1997 году окончил Стерлитамакский строительный техникум, в 2001 году – Современную Гуманитарную академию. Участвовал в городских выставках «Грани женственности» и «Ищи себя», Республиканской выставке социальной фотографии «Близко к сердцу».
– Можно ли было предсказать в вашем детстве, что вы со временем станете профессиональным фотохудожником?
– Был такой маленький пленочный фотоаппарат «Киев-30», который стоил 15 рублей, дед подарил мне его на день рождения. И это было так интересно! С ним я был похож на шпиона.
– Сколько вам лет было?
– Шесть.
– Есть отличный фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», в котором кинокамера полностью изменила жизнь одного француза, он с ней практически не расставался. У вас с этим фотоаппаратом такие же отношения сложились?
– Похоже. Ещё у отца было всё оборудование для проявки фотоплёнки и печати фотографий, он часами обрабатывал фотоснимки, печатал, потом всё это сушил. И мне всегда было интересно наблюдать за процессом. Став постарше, сам взял в руки нормальный фотоаппарат вместо того малоформатного.
– Нормальный – это какой?
– «Зоркий-4», потом «ФЭД-4». Лет в шестнадцать-семнадцать, ближе к выпускному классу, я фотографировал уже довольно профессионально.
– Судя по вашим сегодняшним работам, для вас выбор темы проблемы не составляет, но любовь к спорту вдохновляет вас больше всего остального. А на что вы чаще всего смотрели через объектив в детстве? Всё подряд фотографировали?
– Не совсем так. Нравилось сидеть на окне нашей квартиры в Стерлитамаке и с пятого этажа фотографировать проезжающие машины. Мне всегда хотелось поймать движение. И еще фотографировал семью, конечно.
– Получается, машины и людей? Когда смотрю на ваши фотографии, у меня возникает ощущение, что вам свойственно стремление делать всё идеально. И при этом каким-то волшебным образом удается сохранить ощущение лёгкости бытия. Вы перфекционист?
– Да. Я вообще во всём такой: если за что-то берусь, то сделать надо хорошо. Плохо само получится, достаточно просто ничего не делать. Так и в спорте: занимался самбо и футболом, по сути, не имея особо выдающихся данных.
– Своеобразное сочетание. Футбол – командный вид спорта, в отличие от самбо.
– Самбо тоже. Там есть соревнования с командным зачетом. Кроме того, этот вид спорта предполагает всестороннее развитие спортсмена, исключает любую однобокость. На разминке мы играли в футбол, плавали в бассейне, занимались тяжелой атлетикой. Школа самбо в Стерлитамаке всегда была сильной.
– Уверена, спорт дает нечто такое, на что потом можно опереться и в жизни, и в профессии. Согласны со мной?
– Я как-то написал на своей странице в «Контакте», что только спорт и искусство вырывают детей из процесса подготовки биороботов. Спорт и искусство заставляют думать, импровизировать. Потом кто-то становится биороботом всё равно, а кто-то продолжает творить.
– От чего это зависит?
– Я не знаю. Наверное, от количества побед.
– Гениальное наблюдение! А где у нас учат на фотографа?
– Честно говоря, всему в жизни я учился сам, кроме занятий спортом, разумеется, где с тобой работает тренер. Был даже такой факт в моей биографии: в четыре года, наблюдая, как старики во дворе играют в шахматы, я сам научился играть, а в первом классе уже сражался на первой доске за школу. Шахматами я прозанимался недолго, до третьего класса. Во втором классе привели нас в спортивный комплекс и отдали всех на волейбол, а так как я даже в прыжке пролетал под сеткой, не задевая ее, тренер, не глядя на меня, ткнул в сторону борцовского ковра и сказал: «Твоя жизнь – там».
– Получается, он был прав. И всё-таки, какое у вас образование?
– Два экономических. Сначала окончил местный строительный техникум. Тогда в 1991 году понравилось название специальности «Предпринимательство в строительстве». На вывеске о том, что это – про бухгалтерский учет и экономику, ни слова не было, а предпринимательство набирало силу. Потом был бакалавриат Уфимского филиала Современной Гуманитарной академии. Довелось работать и главным экономистом, и главным бухгалтером, в том числе, в исправительной колонии, хотели даже перевести в ГУ ФСИН в Уфу. Теперь фотография стала основным видом деятельности. Прошлым летом оставил последнюю мою строительную организацию, где работал главным бухгалтером.
– Почему приняли такое решение?
– Уже не мог сидеть в офисе, и к тому же фотографией начал зарабатывать больше.
– Наверняка кроме заказов, приносящих доход, есть ещё чистое творчество? Такое у меня возникает впечатление, глядя на некоторые ваши нежные, лиричные, сокровенные кадры.
– Как без чистого творчества? Сейчас я хочу заняться новым для себя направлением художественной фотографии, которое называется FineArt.
– Что собой представляет FineArt, если объяснять непрофессионалу?
– Берется фотоснимок и делается стильная художественная фотография. Получается очень красиво. На сайте «Любимые художники Башкирии» есть портрет жениха и невесты, который я выполнил в английском стиле. Но это только намётки. То, чем хочу заняться, должно стать намного мощнее, ярче.
– Да, я помню тот снимок. Он получился неожиданным по композиции и цветовому решению. Запечатлённое пространство щедро пульсирует нежностью, она – во взглядах молодой пары, её вполне осязаемое присутствие мягко оттеняют и цветы, и наряды, и тёплые фактуры интерьера. Есть какие-то особенные инструменты и приёмы?
– Конечно. Как правило, используется одновременно несколько компьютерных программ, чтобы собрать одну фотографию. Задействован практически весь арсенал графических редакторов Adobe Illustrator и CorelDRAW, которые изначально были ориентированы на обработку векторной графики, но сейчас их стало возможно использовать и для растровых изображений, к которым относится фотография.
– И вы тоже этому всему учились самостоятельно?
– Ещё когда работал главным бухгалтером, купил компьютерный диск по обучению фотошопу, в результате выкинул его, даже не распаковав. Сам до всего дошел. Всё делаю в первую очередь для себя. Главное, чтобы мне понравилось то, что я сделал, наверное, потому что перфекционист (смеётся). Сделать идеальную картинку и потом отдать её людям.
– Где вы черпаете вдохновение?
– Просматриваю огромное количество чужих снимков в Интернете, чтобы понять, какие ракурсы особенно впечатляют, чтобы найти интересные моменты, детали какие-то.
– Похоже, у вас с победами всё хорошо?
– Нормально. Бывало, достигнув определенного уровня, доказав себе, что «я это могу», сходил с тропы. В спорте, например. Находил что-то новое для себя, интересное, и выбирал другую стезю. Когда я был бухгалтером, помню, мне очень хотелось создавать сайты, рисовать картинки в фотошопе, а на это совершенно не было времени. Сайты со временем делать научился, иногда этим занимаюсь для хороших друзей, но теперь меня полностью поглотила фотография, она меня сейчас увлекает больше всего. Не сразу, а постепенно длился этот переход, лет пять.
– Как появляются идеи?
– В последнее время – больше из фильмов. Сейчас я много стал рисовать афиш игр и турниров для хоккейного клуба «Орлан», официальным фотографом которого являюсь. Идеи рождаются, когда над ними работаю, успевая смотреть одним глазом на монитор, вторым – на картинку. Люблю Гая Ричи, Люка Бессона. Мне нравятся сериалы, такие как «Матрица», «Подозреваемый», «Во все тяжкие». Привлекают фильмы с красивым сюжетом, красивыми красками, заставляющие задуматься о чём-то.
– Наверняка есть не только режиссеры, но и фотографы, которыми восхищаетесь, которые вдохновляют?
– Аксель Адамс, несомненно, с его черно-белыми фотографиями. Энни Лейбовиц, известная своими фотографиями голливудских звезд и элиты. Файнал Тото, Кие Мураками, Макс Сауко, Макс Твайн, Ян Саудек: их работы дают лучшее понимание того, к чему сейчас хочу прийти.
– Расскажите, как оказались в проекте «Любимые художники Башкирии».
– Познакомился с Наилем Махмутовым в первый год существования проекта, когда он с группой приехал в Стерлитамак с концертом, а я пришёл его фотографировать. По своей инициативе. Мне интересно было, что за проект. У меня же есть свой Интернет-проект о художниках и фотографах. Мы тогда вышли с Наилем в фойе, поговорили, потом встретились в Уфе, он предложил мне прислать свои работы на конкурс.
– Чем отличается ваш Интернет-проект?
– Проекты. Первым я сделал hallart.ru, который задумывал как Интернет-магазин картин. Есть ещё artageless.com. Сначала с нашими стерлитамакскими художниками познакомился, потом с Рафаэлем Кадыровым, с Джалилем Сулеймановым. Так сайт расширил свою географию за пределы Стерлитамака.
– Вы увлеклись разработкой сайтов и поняли, что через них можно продавать картины?
– Когда создал сайт в 2008 году, понадобился фотоаппарат; тогда я купил одну из первых своих «зеркалок» и начал потихоньку возвращаться: фотографировал картины. Не всегда они нравились, иногда хотелось что-то переделать, что-то добавить. Когда ты смотришь на картины через объектив, хочется творить что-то подобное. Тогда познакомился с московским коллекционером и меценатом Владимиром Черномашенцевым. Интересный человек, окончил МГТУ по курсу физики, мы с ним много спорили о нюансах оптики, но, самое главное, искали вместе, как правильно подать картины.
– Я поняла, что вам важна возможность влиять на изображение.
– Да. Был момент, когда я и фотографию забросил. Появились «мыльницы», плёнку стали отдавать в салоны. Готовые снимки могут нравиться, могут не нравиться.
– Какие художники созвучны?
– Наш стерлитамакский Сергей Лебедянцев, ишимбаец Рафаэль Кадыров, уфимцы Марат Марин, Риф Абдуллин, Рамиль Абдуллин. У меня своя коллекция достаточно большая.
– Вы последовательны.
– Думаю, что да. Приведу пример на творчестве художника Джалиля Сулейманова. Я приезжал в Уфу к нему в мастерскую, глядел на его картины и думал: «Где он находит такие каскадом нисходящие кучевые облака?» Долго искал встречи с ними. А потом увидел это в жизни, сфотографировал. Разглядывая картины, научился глядеть на мир.
– Не хотелось заняться живописью?
– Нет. Хоть я в детстве неплохо рисовал, и одним из желаний как раз было заглянуть в «художку». Но занятия спортом пересилили.
– У вас очень интересные есть фотографии детей-спортсменов.
– Мне вообще их больше нравится фотографировать. Я люблю их. Они намного живее, они стремятся, бьются, борются, не плачут.
– Не плачут?
– Бывает иногда, что плачут, но чаще встают и идут дальше. Не оглядываясь. Не так зажаты, как взрослые.
– Я правильно понимаю, что вам нравится фотографировать живое – природу, детей, людей, не похожих на биороботов?
– Мне нравится ловить моменты, я не люблю постановочную фотографию. Уфимские фотографы прозвали меня охотником. Красивые горы и уходящий в небо табун, глаза животных. Глаза – самое живое и у зверя, и у человека, наверное, только они не врут.
– А что врёт тогда, если глаза не врут?
– Поза, мимика.
– Какая у вас захватывающая работа!
– Интересная работа, она меня радует.
Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 82-87
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Профессионалы #ДмитрийПискарёв #Фотографы #Фотохудожники #Художники
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!