Художник Даларис Талипов (1955–2017 гг.)

Художник Даларис Талипов (1955–2017 гг.)

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.»

Виссарион Григорьевич Белинский

«Человеческие дарования подобны деревьям: каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды.»

Ф. Ларошфуко

Посмотреть работы художника

Даларис Фанавиевич Талипов родился в марте 1955 года в деревне Тавово Янаульского района. В Месягутовской школе окончил 8 классов, среднее образование получил в Ямадинской школе. Он хорошо рисовал, отправлял свои рисунки в журналы «Пионер» и «Ялкын». После окончания школы работал учителем рисования и труда, затем служил в армии на Дальнем Востоке. Вернувшись в родной район, продолжал работать в Месягутовской школе.

В 1977 году поступил на художественно-графическое отделение Уфимского педагогического училища № 2. С 1980 года работал в Семилетовской средней школе Дюртюлинского района учителем черчения, ИЗО и технологии, и с этого же года школьные мастерские были признаны лучшими в республике.

В 1986 году был награждён медалью «За трудовое отличие», в 1999 году – значком «Отличник образования РБ». Имел высшую квалификационную категорию, в 1990 году получил звание «старший учитель». Долгие годы руководил методическим объединением учителей Дюртюлинского района.

Награждён почетными грамотами Министерства образования РБ, Президиума Башкирского республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, дипломом Министерства образования РБ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодёжи».

Даларис Фанавиевич занимался с учащимися резьбой по дереву, рисованием, вел радиотехнический кружок. Его ученики ежегодно занимали призовые места на предметных олимпиадах, различных конкурсах. Наиболее важным он считал стремление мальчиков к самостоятельной деятельности, самореализации, воплощению собственных идей.

Начиная с 2013 года, Даларис Талипов наиболее полно реализовал себя в живописи: писал пейзажи, натюрморты, портреты. Более сорока картин, выполненных в разной технике, хранится дома, часть работ находится в частных коллекциях.

«Чебаркуль», Даларис Талипов (1955-2017), 2016, картон, масло

Бытует устойчивое представление о том, что художник – это тот, кто умеет рисовать красиво и «похоже». По правде говоря, до поры так думаем мы все. За годы учёбы Даларис Талипов открыл для себя, что мир искусства бесконечно разнообразен по форме и по содержанию. Оказалось, что и рисунок, и живопись, и композиция – бескрайние вселенные, расширяющиеся в произвольных направлениях. За время учёбы Даларис Фанавиевич постиг законы перспективы, пропорций, анатомии, законы цветообразования, пристрастился к резьбе по дереву, добившись серьёзных успехов в декоративно-прикладном искусстве, но задачу писать красиво и «похоже» при этом никто не отменял. И это умение снискало ему популярность и любовь зрителя.

Точность «пойманного состояния» отличает работы Талипова. Вот «Осень в лесу»: это примерно полдень… Вот ещё одна «Осень». Заболотившаяся речка убегает в лесную даль. Похоже на август. Над «Рекой Герейкой» поднимается туман. Облака, деревья, отражения в воде – всё написано смелыми уверенными мазками. Возникает ощущение, что это акварельная работа, но это холст, масло. На берегу «Чебаркуля» пасутся лошади. Лето в зените. «Весна» Далариса Талипова тоже узнаваема настолько, что кажется слышно, как доносится треск тающего льда, а в дальнем лесу репетирует птичий хор. На пригорок легли уверенные мазки мартовского солнца. Узнаваемость, точность пойманного состояния – именно этим привлекают зрителя работы Д.Ф. Талипова.

Впрочем, художник всегда понимал, что не может держать в секрете свои умения и приёмы мастерства. С годами он стал всё больше времени уделять своим ученикам, напутствуя их быть наблюдательными, больше читать, учиться у больших мастеров и у природы.

«Астры», Даларис Талипов (1955-2017), 2016, картон, масло

«…Редкий посетитель картинной галереи не остановит взгляд на голландском натюрморте с букетом цветов. Как будто вчера, а не четыреста лет назад, написаны эти пышно распустившиеся или целомудренно сомкнутые чашечки – так ярки краски, так шелковисты лепестки с капельками невысохшей росы, что чудится, в воздухе начинает витать нежный аромат. Мастерство живописи и очарование самого предмета заслуженно привлекают к цветочному натюрморту внимание зрителей. Но мало кто задумывается над тем, что натюрморты XVII века – лишь самый яркий, триумфальный момент в длительной истории изображения цветов в искусстве…

…С незапамятных времен человек оценил не только целебные свойства, но и радующую глаз красоту этих дивных творений природы и включил цветы в контекст культуры…

…натюрморты становились своеобразной цветочной коллекцией…

…Альбомы, атласы цветов… служили сборниками образцов не только для живописи, но и для мастеров прикладного искусства; им обязаны своей красотой и совершенством цветы, вычеканенные на серебре, вырезанные из дерева, вышитые на тканях…»

Зав. отделом графики ГМИИ им. Пушкина Н. Маркова «О символике цветов в классическом искусстве».

Одной из любимых тем Далариса Талипова были цветы: разные – полевые, садовые… Цветы как символ неувядающего праздника. Бархатные «Астры», глянцевая «Купавница», скромные ромашки, изысканная сирень. В каждом соцветии – магия цвета, фактуры и затейливой пластики, и в каждом лепестке отражается весь мир, целое соцветие миров…

«Весна», Даларис Талипов (1955-2017), 2013, холст, масло

«Весна», Даларис Талипов (1955-2017), 2013, холст, масло

«Ромашки», Даларис Талипов (1955-2017), 2017, картон, масло

«Ромашки», Даларис Талипов (1955-2017), 2017, картон, масло

В работе «Яблоневый сад» мастерство Талипова – живописца органично сочетается с мастерством Талипова – мастера декоративно-прикладного искусства. Ведь любой узор по сути своей – цветок. И, наделяя Далариса Талипова талантом владения кистью, небеса позаботились также о том, чтобы он владел и резцом. Чтобы он чувствовал не только цвет, но и характер древесины.

Все отмечали необыкновенное трудолюбие Далариса Талипова. После себя он оставил целое наследие, в которое вошли живописные полотна, графические листы, произведения декоративно-прикладного искусства. Но сам Даларис Фанавиевич больше всего гордился своими учениками, в каждом из которых он умел разглядеть и талант, и грядущие успехи.

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 10-12

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #ДаларисТалипов #Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие