Художник Борис Домашников (1924–2003 гг.)

Художник Борис Домашников (1924–2003 гг.)

И заплутав в березах белых,
Неметь под трелью соловья,
Чтобы душа от счастья пела,
Что это Родина моя!

Николай Рубцов

Посмотреть работы художника

Борис Фёдорович Домашников – советский и российский живописец, народный художник СССР (1982 г.), член-корреспондент РАХ (1997 г.), почётный гражданин г. Уфы (1994 г.). Родился 5 апреля 1924 г. в д. Кригоузово Лухского района Ивановской области в крестьянской семье.

В 1935 г. семья переехала в Уфу. В 1950 г. Б.Ф. Домашников окончил Уфимское театрально-художественное училище, преподавал рисование и черчение в школе, работал декоратором в Уфимском кукольном театре. С 1953 г. художник участвует в выставках в России (Уфа, Москва, Ленинград и др.) и за рубежом (Франция, Англия, Голландия, Япония, ГДР, Польша, Венгрия). В 60-е годы – путешествует по Италии, изучая культуру страны, подлинники античности.

Произведения Б.Ф. Домашникова находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее РБ в Уфе, БГХМ им. М.В. Нестерова и других.

В этом году народному художнику России Борису Федоровичу Домашникову исполнилось бы 95 лет. За 50 лет, что художник отдал любимому делу и своей стране, мир менялся до неузнаваемости. Война и победа, масштабное строительство, «оттепель» 60-х, развал СССР – все эти вехи пройдены им в ногу со своей страной, с Уфой, где он прожил всю жизнь, до 2003 года, заслужив звание почетного гражданина города.

Б.И. Домашников родился в многодетной семье крестьянина-плотника, в 30 верстах от знаменитого Палеха. Не палехскими ли ветрами принесло эту искру божию народного вдохновения? Ведь, по словам художника, «никто в детстве художествам, понятно, не учил. Но тяга была». Когда семья перебралась в Уфу, уже уральские ветра не дали угаснуть, но раздули эту божию искру его дарования. Жили трудно, сначала – в землянке на Цыганской поляне (совсем рядом – полноводная Белая, очень любимая художником), затем в коммуналке за Летным полем. Гораздо позже родителям, которые трудились на моторостроительном заводе, дали квартиру в центре.

Юность Бориса пришлась на военные годы: он работал в художественных мастерских госкомхоза, рисовал агитплакаты. А в 1945 году, без всякого начального образования, поступил в театрально-художественное училище (ныне Уфимское училище искусств). Учителями и старшими товарищами были А. Тюлькин, П. Лебедев, В. Турицын, другие мастера и просто талантливые люди, плотное общение с которыми не могло не дать отличный старт молодому, жадному до искусства художнику. Он окончил театрально-декорационное отделение в 1950 году, и дипломной работой его не случайно стали декорации к «Снегурочке».

«Стадион. Сумерки.», Борис Домашников (1924-2003), 1960, холст, масло

«Стадион. Сумерки.», Борис Домашников (1924-2003), 1960, холст, масло

В театре Домашников научился слушать и любить музыку, и сценическая композиция оказала влияние на стиль его живописи, который, несомненно, эволюционировал на протяжении жизни – от традиционного лирического пейзажа до полотен, полных символических знаков, философских размышлений и обобщений, где видна обеспокоенность и забота о судьбах родной страны (серия «Красная площадь»).

«Сказ об Урале», Борис Домашников (1924-2003), 1974, холст, масло

«Сказ об Урале», Борис Домашников (1924-2003), 1974, холст, масло

С именем Домашникова связано понятие «чистого» пейзажа, где сюжет не несет смысловой нагрузки («Пейзаж – лишь повод!», – говорил он), а цель – выразительная передача глубоко личных, камерных эмоциональных переживаний автора, и для этого у него был набор своих «волшебных» средств. Смелая колористическая школа Александра Тюлькина (а тот, в свою очередь, был последователем изумительного колориста Николая Фешина), чистота и веселая звонкость цвета были взяты на вооружение Борисом Федоровичем с юности, и он обогатил их собственными новаторскими чертами, сделавшими его стиль столь неповторимым в композиционном и цветовом отношении.

Казалось, любой самый невзрачный уголок городской или деревенской окраины (именно невзрачный, ничем не примечательный) он мог изобразить восхитительно интересным, открыть, «опоэтизировать» это место без сусальной «красивости», но с присущей ему порывистой «этюдной» достоверностью. Такова, например, одна из самых ранних картин «Охлебинино» (1940 г.): уголок довоенной деревни, солнечная летняя зелень, соломенные крыши и покосившиеся плетни. Написанная легко и неожиданно профессионально, работа дорога еще и тем, что на ней запечатлены приметы давно ушедшего времени. То же Охлебинино, но уже 1954 года, открывает совсем другое состояние природы и деревни. Художник очень любил писать реку Белую с окрестными видами, особенно весной («Под Уфой», 1953 г.; «Калужница цветет», 1954 г.; «Весна», 1954 г. и др.). После училища Борис Федорович работал преподавателем рисования и черчения, а также декоратором в кукольном театре. Но все свободное время он посвящал основному делу – живописи, активно участвовал в выставках. Знаменитая картина «Окраина к вечеру» (1957 г.) была представлена на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве и принесла ему серебряную медаль и широкую известность в художественной среде. Ее купил Русский музей.

Картины Домашникова хранятся, помимо частных коллекций, более чем в 40 музеях по всему миру. В 60-е годы Борис Федорович впервые посетил Италию, прибавив к своему художественному опыту изучение подлинников античного искусства, шедевров Возрождения и современной живописи и графики. Он познакомился с Ренато Гуттузо и другими выдающимися мастерами. Следующим этапом творчества стал период поездок по историческим местам России и Востока (Псков, Новгород, Самарканд), где его вдохновляли храмы и монастыри. Написаны они в природном антураже, создающем определенную атмосферу, просветленное настроение.

Визитной карточкой Домашникова, конечно, были березовые рощи и перелески, трепетные, пронизанные светом, которые он писал всю жизнь. Фронтальное наступление берез также не оставалось неизменным, подвергалось постоянным формальным поискам; у каждого березняка – свои вибрации. Есть у Ивана Бунина выражение «звучный лес», нагляднее будет процитировать всё четверостишие:

И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

«О весенних березах», Борис Домашников (1924-2003), 1974, холст, масло

«О весенних березах», Борис Домашников (1924-2003), 1974, холст, масло

Эта импрессионистическая картинка – словно иллюстрация к березам Домашникова. Его и называли «советским импрессионистом». Музыкальность, звучность его пейзажам, наряду с игрой света, придавал особый ритм стволов, (в городских пейзажах – ритм заборов и крыш, фигурок людей, как, например, в картинах «Вечерний сеанс», «Стадион»).

«Девочка у окна», Борис Домашников (1924-2003), холст, масло

«Девочка у окна», Борис Домашников (1924-2003), холст, масло

Декоративные рефрены, многоголосие – эхо ближнего и дальних планов, стремление к стройности движений, к хороводу, сценические композиционные эффекты – это всё самобытные, авангардные приемы Домашникова, в них также проявился его опыт театрального художника. Несомненна глубинная связь художника с народным искусством, природой, с родными корнями, и это составляет истинное достоинство его творчества. Со временем его березы стали еще более стилизованными, абстрактными, орнаментальными, напоминающими ивановские «березовые ситцы», как и импульсивный пуантилизм сирени, которая была одной из его любимых «моделей».

Авторский кругозор художника с годами расширялся от «левитановской» лирики до калейдоскопического смешения реализма со сказочными, былинными мотивами («Сказ об Урале», 1974 г.). О зрелой гражданской позиции говорят работы 90-х, посвященные Красной площади. Будучи убежденным коммунистом, Борис Федорович очень переживал распад великой страны, и драматизм туч над Красной площадью и мавзолеем неподдельно символичен.

«Я не считаю нашу эпоху напрасной – столько пережито и сделано. Могу ли я быть неблагодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность стать художником, открыло искусство Нестерова, Левитана, Филиппо Липпи…», – говорил художник.

О смысле жизни он рассуждал так:

«Когда человек осмыслит, для чего он живет, он живет жадно, спокойно, уверенно, помня о той мечте, ради которой ему подарена жизнь: радовать людей своими свершениями и трудами».

«Пейзаж с поездом», Борис Домашников (1924-2003), 1981, холст, масло

«Пейзаж с поездом», Борис Домашников (1924-2003), 1981, холст, масло

Мастерская Б.Ф. Домашникова по улице Салавата, где он работал много лет, отмечена мемориальной доской и стоит на горе над Белой, в исторической части Уфы, недалеко от дома-музея С.Т. Аксакова и дома-музея А.Э. Тюлькина. Это хорошее соседство. Сейчас там творит его сын, художник Виктор Домашников.

Друзья-живописцы вспоминают о Борисе Федоровиче как о живом – настолько яркой и цельной была фигура этого человека. А некоторым «молодым» даже порой кажется, что он вдруг войдет, как бывало, на выставком, порывистый точно ветер его пейзажей, угрюмо втянет голову в плечи и, нацелив «кутузовский» меткий глаз на чей-то холст, произнесет свое коронное: «Ну-с, молодой человек, а что тут можно на весы положить?»…

Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 138-142

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #БорисДомашников
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие