Художник Азат Кужин

Художник Азат Кужин

– Когда и где вы родились?

– В январе 1962 года в Уфе.

– Можно было предположить, что, как говорится, вам на роду написано стать художником-иллюстратором? Вы помните свой первый детский рисунок?

– Первые мои детские воспоминания связаны со стенами знаменитого башкирского интерната № 1, который теперь стал гимназией-интернатом им. Рами Гарипова.

Посмотреть работы художника

Мои тетя и мама там преподавали, мама – башкирский язык и литературу. Надо понимать, что интернат – это круглые сутки, вот я и рос среди пионеров и октябрят. И, конечно, там просто невозможно было говорить не по-башкирски.

Когда мне исполнилось года четыре, родители получили квартиру и на период переезда решили меня отправить в детский санаторий, который располагался в черте города за Госцирком. Предполагалось, что всего на месяц, но дом долго не сдавали, и пробыл я там все четыре. Говорили здесь все по-русски. Я ничего не понимал! Отлично помню свое состояние – пришел, говорить не могу. Там и начал рисовать, потому что языка не знал. Мне достался малиновый карандаш, дали бумагу. Помню, что нарисовал малиновый танк. В четыре года! Телевизора же не было, где я танк мог увидеть? Понятия не имею. Может, в кино…

– Получается, вы картинками изъяснялись?

– Не хочу сказать, что это были какие-то пиктограммы или комиксы, но какое-то время так и изъяснялся.

– Русский быстро выучили?

– Я любой язык быстро учу. Всё ждал, когда домой заберут, а меня не забирали и не забирали. Отец был фотографом. Фотографии его остались, где стою среди этих детей. Как фронтовые какие-то фотографии получились…

– Папа был профессиональным фотографом?

– Да! Кроме того, он был журналистом в «Башкортостан пионере», газете «Пионер Башкирии», которая издавалась в Уфе с 1930 года на башкирском языке. Кстати, он по ночам работал. Не знаю, на каком уровне, может, на генетическом, такой режим работы мне передался. По ночам рисую.

– «По ночам больше тем»? Вы учились в художественной школе?

– В художественной школе № 2, она тогда располагалась на улице Ленина в странном таком купеческом доме из красного кирпича. Я там оказался не сразу и довольно неожиданно для всех, включая родителей. Со второго класса ходил в танцевальную студию народного танца к Фае Сахиповне Гареевой, все считали, что буду танцевать в ансамбле Файзи Гаскарова. «Гаскаровцам» давали стипендию больше, чем у студентов! Мой одноклассник пошел, я – нет. В девятом классе решил, что хватит танцевать. А какое-то время и танцевал, и в художественной школе учился, куда меня рисунки на асфальте завели.

«Урал Батыр», Азат Кужин, иллюстрации к эпосу «Урал Батыр»

«Урал Батыр», Азат Кужин, иллюстрации к эпосу «Урал Батыр»

Во втором подъезде нашего дома жил такой живописный старик – будто сошедший с экрана, как из старых кинофильмов или из телепередач канала «Культура». Аккуратный, в берете. У него жена ещё была, по возрасту годившаяся в дочери, лет тридцать разницы. Подходит раз этот сосед и смотрит внимательно, как я рисую на асфальте перед домом коня мелом. Потом он пришел к маме и сказал, что надо срочно меня отдать в художественную школу. Убедил. Так я там и оказался в срочном порядке. Смешно вспоминать, в художественной школе страшно не любил среду только за то, что в этот день проходили занятия по истории искусств и ещё по скульптуре, с этим пластилином из-под ногтей! Сейчас обожаю и историю искусств, и скульптуру! Но как художник я больше всё же в нефтяном институте сформировался.

– В Уфимском нефтяном?

– Да. Я поступал на худграф пединститута, и у меня баллов не хватило. Тогда существенные преимущества были у абитуриентов, приехавших из деревни, а я – уфимский. В общем, не прошел. Устроился лаборантом на кафедру архитектуры, и как в другой мир попал! Так мне стало интересно! На следующий год поступал уже в Уфимский нефтяной институт и закончил его архитектурно-строительный факультет по специальности «архитектура». Теперь уже много лет живу в Польше, работаю иллюстратором и без ложной скромности могу сказать, что с нашей школой рисования чувствую себя очень уверенно в профессиональной среде. Я такой сильный! Мне линейка не нужна для построений, у меня мозг сам всё выстраивает! Поэтому считаю, что художника, рисовальщика из меня сделала уфимская кафедра архитектуры.

Кстати, в польском языке художник официально – «рисовник». И мне самому больше нравится русское «рисовальщик». Уверен, что архитекторы и есть самые лучшие иллюстраторы. Это всё гармония, проверенная алгеброй! Ведь что такое иллюстратор? Иллюстратор, я думаю, прежде всего – аналитик. Никто так подробно не читает произведение, раскладывая его на составляющие и собирая вновь в виде картин. Правильнее сказать, картинок, поскольку теперь это digital, цифровая графика.

Вообще иллюстратор – это «враг» писателя и его лучший друг одновременно, потому что никто так не читает текст, как иллюстратор. Он видит насквозь все его несовершенства и проблемные места. Среднестатистический читатель прочел и дальше пошел, а иллюстратор по нескольку раз возвращается, пока он это всё не начинает чувствовать кончиками пальцев. «Вот тут ему слов не хватило! А, он же повторяется здесь!». Книга как художественный арт-объект – это совместный труд автора текста, иллюстратора, полиграфиста.

«Сидика Хаус», Азат Кужин, стрит-арт, роспись дома «Сидика Хаус» в г. Лейпциг, Германия

«Сидика Хаус», Азат Кужин, стрит-арт, роспись дома «Сидика Хаус» в г. Лейпциг, Германия

«Башкиры в 1812 г.», Азат Кужин, иллюстрации к книге Р. Рахимова «Национальная конница императора Александра I»

«Башкиры в 1812 г.», Азат Кужин, иллюстрации к книге Р. Рахимова «Национальная конница императора Александра I»

– Как вы в Польше-то оказались? Не распределили же вас туда?

– Распределили меня в Сибай, где я, как и положено, три года отработал заместителем главного архитектора города. Застой как раз тогда был. Тоска такая!.. И я пошел ещё в художественную школу преподавать, точнее сказать, в филиал художественной школы, где учились детдомовские дети. Там тоже все по-башкирски говорили, как в уфимском интернате № 1 в моём детстве, а я уже сам по-башкирски разговариваю хуже, чем они! Смешно было. Преподавал там год с удовольствием. Приятно, что ученики помнят до сих пор, пишут. У, какие там дети талантливые были! Я так удивился! Даже не знал, что дети могут быть такими талантливыми!

В Сибае же стал дома книги рисовать. Надо сказать, тянуло меня к этому с самого детства. Благодаря родителям, я всегда был книгами окружен самыми разными, от башкирского эпоса до русской и зарубежной классики. Когда читал, мне обычно или иллюстрации не нравились, или, если их вообще не было, хотелось самому нарисовать. По прошествии этих трех сибайских лет я даже поехал в Москву для того, чтобы поступить на заочное отделение полиграфического института, но как-то не сложилось. Я не стал упираться – у меня уже к тому времени книги выходили!

Первой моей книгой была «Северные Амуры» – раскраска для детей. Ее очень многие помнят, как выяснилось. Потом – «Индейцы Северной Америки», потом еще для Москвы кучу книг сделали. Тогда тиражи были по полмиллиона! Став иллюстратором, я архитектором остался, хоть давно и не работаю по специальности. Бывших разведчиков, говорят, не бывает, вот и бывших архитекторов – тоже.

– Такое мировосприятие?

– Да! Это в крови. Я, когда иллюстрирую, сразу думаю о том, где восток, где запад, пути подъезда… Так вот, про Польшу. Как-то поехал я к однокласснику, который на польке женился, в гости. Зашел там в издательство, говорю: «Я – иллюстратор!». Они заинтересовались, предложили выполнить иллюстрации к «Оловянному солдатику». Пошел, купил краски, бумагу, отиллюстрировал очень быстро. Так увлекся, что сделал объемный макет книги. Ну, вы знаете, когда детская книга открывается, а на развороте появляется объемное изображение благодаря вырубке. Принёс. Им так понравилось, что они меня пригласили работать!

«Древние войны», Азат Кужин, иллюстрации для голландского исторического журнала "Ancient Warfare"

«Древние войны», Азат Кужин, иллюстрации для голландского исторического журнала «Ancient Warfare»

А у меня сын родился младший, шел 1991 год. «Давай, ты съезди, потом приезжай! У нас будешь работать!». Через год, в 1992-м, я приехал, а это издательство уже обанкротилось. Тогда я зашел в книжный магазин и начал смотреть на детских книгах адреса издательств. Нашел пару таких в городке Бельско-Бяла, где сейчас живу, пошел в первое, там сразу взяли. Я вообще-то поехал на три месяца, думал, что вернусь. Через какое-то время жена с младшим сыном приехала на месяц в отпуск посмотреть Польшу, осталась, понравилось. Потом я в самых разных польских издательствах работал и в самых разных типографиях.

– А если бы сосед с тонким художественным вкусом не увидел вашу лошадь на асфальте? А если бы одноклассник не женился на польке?

– Я думаю, всё равно произошло бы то, что произошло. Помню, как еще в художественной школе мне показали архитектурную отмывку. Подумал: «У меня же не хватит терпения…».

– Но уже тогда зацепило?

– Да. Так что тут я абсолютно уверен. Всё равно бы к иллюстрации пришёл, как ни крути.

– Насколько издательства сейчас учитывают ваши предпочтения, ваш круг интересов?

– Я же член военно-исторического клуба «Любизар – Северные Амуры»! В нашем башкирском конном полку я – кашевар. Давно принимаю участие в реконструкциях, в том числе в самых масштабных и в разных уголках земного шара. Вот сейчас новые колчаны делаем. Благодаря Интернету меня находят заинтересованные издательства. Турки на меня недавно вышли, сейчас голландское издательство обратилось ко мне.

– Как это – новые колчаны делаем?

– Я проектирую старинное оружие, а мой друг, «гаскаровец» Рафаэль Амантаев, его потом изготавливает. Я и старинную одежду, и обувь проектирую. Когда работаешь с реконструкцией, не всегда есть гравюры, и, даже если есть, не всегда они правду говорят. Иногда больше из текстов находишь, особенно мелочи, казалось бы, детали.

«Кот в сапогах», Азат Кужин, иллюстрация (разворот) к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»

«Кот в сапогах», Азат Кужин, иллюстрация (разворот) к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»

– Я знаю одно: чем старше, тем больше понимаю, что времени вообще нет. Столько надо сделать! И не потому, что я хочу, а потому, что надо. Например, проект по национальной коннице. Мы выиграли Путинский грант в этом году. Это будет не совсем книга – наборы планшетов формата А3 по 16 штук в папке с текстом о национальной коннице времен наполеоновских войн. Войдут башкиры, крымские татары, мещеряки, тептяры, ставропольские и астраханские калмыки. Такие наборы будут раздаваться, когда напечатаем, в кадетские корпуса, библиотеки, везде, куда важно донести информацию об историческом наследии наших с вами предков.

Еще, к примеру, мы видим на исполнителях ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова башкирские костюмы, привыкли к таким. Но существовал и военный мундир второй половины XIX века, а мы его не знаем! У меня есть мечта сделать реконструкцию башкирского военного мундира второй половины XIX – начала XX веков. Не только 1812 года, а в динамике, показать, как он изменялся в дальнейшем.

– А в какой момент возникло это ваше увлечение реконструкцией?

– Сразу.

– С того момента, как вы малиновый танк нарисовали?

– Я думаю, да.

– Как вы оцениваете проект «Любимые художники Башкирии»?

– Мне, по сути, неважно, кто на первом месте, кто на десятом. Мне важно, что я увидел на одном интернет-ресурсе столько замечательных талантливых людей! Кроме того, согласен с Андреем Мироновым, который в свое время сказал, что выступает на сцене не для тех, кто сидит в зрительном зале, а для тех, кто стоит за кулисами. По-настоящему ценно, когда тебя коллеги оценили! Прекрасный проект! И спасибо организаторам!

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 72-76

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АзатКужин
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие