Художник Артур Нурадинов
Артур Акимжанович Нурадинов родился в с. Иванаево, близ города Дюртюли. Рисованием увлекался с детства. Еще совсем маленьким раскрашивал журналы, радовался краскам: были такие медовые акварельные… Позже рисовал гуашью на фанере. И это уже был другой уровень! В детском саду Артур понял, что он – художник. Тогда и организовал персональную выставку в одной из комнат своей квартиры. Пригласил соседей, знакомых, родных. И народ подыгрывал ребенку, вдохновляя на творчество. Вот и в садике, например, разрешали рисовать во время тихого часа. Воспитатели давали шанс проявиться юному дарованию.
Учился Артур и у брата, который был на 12 лет старше, соответственно, более организованным, дисциплинированным. Рисовал в тетради машины, трактора, никогда не оставляя работу незавершенной. У Артура так не получалось: рисовал что-то на странице альбома и, если был недоволен результатом, переворачивал страницу, придумывал новый сюжет. И так – много раз подряд.
Следующим этапом творческого развития стала художественная школа. Артур услышал про набор в республиканскую художественную гимназию-интернат (РХГИ) и отправился в нее с мамой – поступать. В 2001 году его принимают в гимназию, а мама попадает в страшное ДТП, после которого год проводит в больнице. В эмоциональном плане это был очень тяжелый период: Артур в свои 11 лет сильно скучал по родным, как, впрочем, и другие ребята, его соученики, приехавшие на учебу из самых разных уголков Башкирии.
– Я очень благодарен Наилю Назиповичу Сулейманову, он преподавал у нас технику пастели, – рассказывает Артур. – Часто ставил мои работы в пример старшеклассникам. Потом я поступил в Уфимскую академию искусств на отделение станковой графики. Там меня многому научили Камиль Губаевич Губайдуллин и Амир Минивалеевич Мазитов. Эскиз офорта или гравюры мы делали сначала на бумаге. Камиль Губаевич заставлял нас работать с одним листом: подклей, смой рисунок водой, если не получилось. Мы тёрли до дыр, подклеивали, когда композиции не хватало. Он учил: если начинаешь что-то делать, сначала «семь раз отмерь». А то сделал оттиск, а потом понимаешь, что нога у человека должна быть немного длиннее… Благодаря ему у меня теперь с композицией дела обстоят лучше.
Параллельно аналоговому творчеству самостоятельно учился компьютерной графике. Она упрощает творческий процесс. Можно делать вещи, которые не так идеально получаются на холсте. Нарисованное на мониторе компьютера – тоже авторский проект. Одно время занимался видеоиграми. Прорисовывал персонажи для мобильных игр, пока не закрылась единственная в Уфе игровая компания.
В 2011 году посмотрел фильм «Выход через сувенирную лавку», что совпало у меня с периодом юношеского максимализма. Он многих молодых творческих людей вывел на улицу. Первый опыт – трафарет тёмного рыцаря Джокера. Перенёс его на стену около Башгоспедуниверситета. Потом сделал стрит-арт, рисующего мальчика на торце дома по ул. Достоевского. Готовился, у сестры взял стремянку. Друзья меня в процессе работы снимали на камеру. Завершить немного не успел: когда тени дорисовывал, полиция задержала. «Вам что, заняться нечем? Красиво, конечно, но этого нельзя делать».
С тех пор много чем занимаюсь: работаю иллюстратором, заказы разные выполняю, могу сделать любой портрет, дружеский шарж, стрит-артом опять же.
После окончания в 2013 году Академии искусств устроился в рекламное агентство администратором. Работал фрилансером, участвовал в совместных творческих проектах. В рамках одного из них – «Город творчества» (от компании «Уфанет») – оформили, например, два фасада: «Башкирка в танце» (ул. Менделеева, 116) и «Четыре всадника» (ул. Ленина, 21). Эти работы делали вместе с Викторией Антоновой и Тимуром Уразметовым.
По сути эти проекты дали мне возможность работать на фасадах многоквартирных домов. Хочу сказать большое спасибо ребятам из компаний, которые доверили мне и нашей команде реализовать эти творческие задумки. Помню, общественность выражала недовольство по поводу короткой юбки персонажа. Мы посчитали замечание справедливым и подол девушке удлинили. С тех пор стараюсь лояльно относиться к критике в свой адрес. Вообще в процессе работы я понял, насколько люди неоднозначно относятся к уличному творчеству. Когда рисовали ту же танцовщицу, жители дома разделились на «противников» и «сторонников». Одни специально машины ставили так, чтобы мы кран не могли установить, а другие нас кормили и поили.
По большому счёту, нам всем не хватает пока высокого уровня мастерства и опыта. И это хорошо. Человек должен самосовершенствоваться, видеть перспективу и двигаться вперёд.
В настоящее время мы с Артуром Лукъяновым решили заняться совместной росписью фасадов. Есть возможность поработать в «АРТ-Квадрате» – творческом кластере города.
Работы на фасадах многоквартирных домов согласовываются с городскими властями и жильцами. Приятно, что уфимская мэрия в этом плане демократична и лояльна. Помогает в творчестве, в поисках инвестора, предоставляет краны.
Как долго будет идти работа на фасаде, зависит от подготовки поверхности, грунтовки, от красок, которые используешь. Что-то сделал неправильно – и все обвалилось в холода… Вот мы «Башкирку в танце» в 2014 году закончили, и до сих пор всё с ней в порядке. Правильно сделанная работа десятилетиями может всех радовать, не требуя никаких поправок.
Стоимость подобных работ зависит от их площади и сложности. В среднем стоимость квадратного метра – от 1,5 до 3 тысяч рублей. Когда самому хочется реализовать проект, ну прямо «прёт», о деньгах обычно не думаешь. Висишь на стене с утра до ночи за копейки. Подходишь к заказу как к своему детищу, и хочется всё сделать круто. А когда еще и с инвестором хорошее взаимопонимание, и коммерческий успех вместе с творческим налицо, тогда всё вообще замечательно! У нас в Уфе есть много стен, которые просто «просят» рисунка. Мимо них людям потом будет ходить приятно. Но чья это поверхность? Кто станет инвестировать? Вопросов много… А работать можно в любое время года, но летом, конечно, комфортнее. Зимой – лучше в помещениях, нужна определённая температура.
На мой взгляд, плюс наших художников и вообще творческих людей – в башкирском духе. Мы им пропитаны, кем бы мы ни были, – русскими, татарами, чувашами. Всех объединяет общая культура. И это не пустые слова. Специалисты нестеровского музея, которые организуют выставки наших живописцев за пределами республики, отмечают, что почерк башкирских художников все сразу видят.
Текст: Алексей Шушпанов
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 278-281
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Таланты #АртурНурадинов
#Художники #Живопись #Графика #Граффити
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!